Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя Администрации Петроградского района г. Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО ПСК "ОПОРА" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33800-ЭП/23 от 20.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия по адресу: Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 17-19, лит. А ("Ограда по линии улицы") (извещение N 0172200003823000127),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия по адресу: Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 17-19, лит. А ("Ограда по линии улицы") (извещение N 0172200003823000127) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 599 634,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.10.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО ПСК "ОПОРА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО ПСК "ОПОРА" заключен государственный контракт N 0172200003823000127-ЭА от 03.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 599 634,60 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.12 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а также в случаях, предусмотренных Контрактом:
10.12.1. Если Подрядчик после заключения Контракта отказался от выполнения работ;
10.12.2. Если Подрядчик неоднократно (более двух раз) нарушил существенные обязательства по Контракту;
10.12.3. Если Подрядчиком выполнены работы ненадлежащего качества в соответствии с заключением Заказчика, либо эксперта или экспертной организации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО ПСК "ОПОРА".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему по заданию Заказчика Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия по адресу: Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 17-19, лит. А ("Ограда по линии улицы") (далее - Работы) в течение 30 календарных дней с даты заключения Контракта, но не позднее 05.12.2023 (п. 2.1 Контракта).
СПб ГБУ "Службой заказчика администрации Петроградского района" была проведена проверка предоставленной Участником документации согласно накладной N 5 от 01.12.2023, в результате которой были выявлены нарушения:
1. Не предоставлены сметы 13.08НП-22-СМ;
2. Предоставленная документация в бумажном и электронном носителе не имеет согласования с КГИОП и надзорными органами;
3. Отсутствует информация о подтверждении сметной стоимости в СПБ ГАУ "ЦГЭ".
В связи с вышеизложенным на основании п. 2.1 ст. 450 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО ПСК "ОПОРА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает, что установленные Законом о контрактной системе основания для включения информации в отношении ООО ПСК "ОПОРА" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют, поскольку:
- Участником не допущено существенных нарушений условий Контракта;
- в действиях Участника отсутствуют признаки недобросовестности;
- включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не отвечает требованиям справедливости, не соразмерно конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также фактическим обстоятельствам, по следующим основаниям.
1. Существенные нарушения условий Контракта со стороны Подрядчика отсутствуют.
В действиях Подрядчика отсутствуют признаки недобросовестности, Подрядчиком предприняты все зависящие от него меры по исполнению Контракта.
Более того, Подрядчиком за свой счет выполнены работы, не входящие в стоимость Контракта.
Замечания Заказчика, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, являются необоснованными.
Разработанная проектно-сметная документация была передана Заказчику 01.12.2023 согласно накладной N 5 от 01.12.2023 и 05.12.2023 согласно накладной N 7 от 05.12.2023 (письма исх. N 13.08-30 от 01.12.2023 и исх. N 13.08-31 от 05.12.2023). Документы о приемке Работ также были размещены в ЕИС.
04.12.2023 проектная документация направлена на согласование в КГИОП, что подтверждается заявлением о предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации исх. N 13.08-50 (регистрационный номер 01-24-3227/23-0-0 от 04.12.2023).
08.12.2023 Заказчиком в ЕИС размещено претензионное письмо N 01-37-6473/23-0-0 от 08.12.2023, согласно которому Заказчиком выявлены следующие нарушения в представленной документации:
1. Не предоставлены сметы 13.08НП-22-СМ;
2. Предоставленная документация в бумажном и электронном носителе не имеет согласования с КГИОП и надзорными органами;
3. Отсутствует информация о подтверждении сметной стоимости в СПБ ГАУ "ЦГЭ".
Одновременно 08.12.2023 Заказчиком в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому Заказчик уведомил Подрядчика об одностороннем расторжении контракта со ссылкой на вышеуказанные нарушения.
Представитель Участника считает, что изложенные в претензионном письме и решении об одностороннем отказе замечания, являются необоснованными поскольку:
1. В отношении замечания о непредставлении сметы 13.08НП-22-СМ.
Смета 13.08НП-22-СМ представлена Заказчику, что подтверждается письмом исх. N 13.08-31 от 05.12.2023 (вх. N 01-37-19916/23-0-0 от 06.12.2023) с приложением накладной N 7 от 05.12.2023.
2. В отношении замечания о том, что предоставленная документация в бумажном и электронном носителе не имеет согласования с КГИОП и надзорными органами.
Для согласования проектной документации КГИОП в соответствии со ст.ст. 28, 31, 32 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" необходимо заключение государственной историко-культурной экспертизы. Получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы в форме Акта, определяющего соответствие проектной документации а проведение работ по сохранению объекта культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, также предусмотрено п. 14.4 Технического задания к Контракту.
Несмотря на то обстоятельство, что стоимость проведения государственной историко-культурной экспертизы не включена в стоимость Контракта, о чем неоднократно сообщалось Заказчику, Подрядчиком за свой счет обеспечено проведение государственной историко-культурной экспертизы, 01.12.2023 получен акт государственной историко-культурной экспертизы.
04.12.2023 (на следующий рабочий день после получения акта государственной историко-культурной экспертизы) проектная документация направлена на согласование в КГИОП (вх. регистрационный номер 01-24-3227/23-0-0 от 04.12.2023).
В соответствии с п. 2.4 Административного регламента Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры по предоставлению государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, утв. распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 03.04.2020 N 112-р, срок предоставления государственной услуги - сорок пять рабочих дней.
Таким образом, ориентировочный срок получения согласования проектной документации КГИОП - 12.02.2024 г.
Следовательно, выполнение Работ в полном объеме в указанный в Контракте срок (не позднее 05.12.2023) заведомо не представлялось возможным.
О вышеуказанных обстоятельствах Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика, также предлагал заключить дополнительное соглашение к Контракту о продлении сроков выполнения Работ с целью их выполнения в полном объеме в соответствии с условиями Контракта и сдачи результата Работ Заказчику, а также с целью приведения Контракта в соответствие с требованиями действующего законодательства (письма исх. N 13.08-17 от 08.11.2023, N 13.08-13 от 09.11.2023, N 13.08-14 от 09.11.2023, N 13.08-32 от 05.12.2023 (вх. N 01-37-19916/23-0-0 от 06.12.2023)).
Однако Заказчиком в заключении дополнительного соглашения было отказано (письмо исх. N 01-37-18139/23-0-1 от 08.12.2023.
Вместе с тем Подрядчик не отказывался от исполнения своих обязательств, предпринял все зависящие от него меры и выполнил всю работу, выполнение которой представлялось возможным, в установленные сроки за свой счет, т.е. действовал добросовестно.
3. В отношении замечания об отсутствии информации о подтверждении сметной стоимости в СПБ ГАУ "ЦГЭ".
Ни Контрактом, ни действующим законодательством подтверждение сметной стоимости в СПБ ГАУ "ЦГЭ" в рассматриваемом случае не предусмотрено.
Также необходимо отметить, что претензионное письмо и решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещены Заказчиком в ЕИС одновременно 08.12.2023, что лишило бы возможности Подрядчика устранить какие-либо обоснованные замечания (при наличии), и уже после предоставления Подрядчиком документов, в т.ч. сметы 13.08НП-22-СМ.
В связи с изложенным представитель Участника полагает, что Подрядчиком не допущено нарушений исполнения своих обязательств по Контракту, напротив, Подрядчиком предприняты все возможные и зависящие от него меры для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту своевременно и в полном объеме, о чем Подрядчик также сообщал Заказчику (письмо исх. N 13.08 от 14.12.2023 (вх. N 01-37-20511/23-0-0 от 15.12.2023). Таким образом, ни одно из замечаний Заказчика не является обоснованным и не может являться основанием для расторжения Контракта и, тем более, для включения информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО ПСК "ОПОРА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО ПСК "ОПОРА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО ПСК "ОПОРА" (ИНН: 7814712465), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2023 г. N РНП-78-1913/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024