Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "УОР N 2 (техникум)" (далее - Заказчик):
ООО "Компания Балтфуд" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33922-ЭП/23 от 21.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на комплексную поставку продуктов питания (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, консервы) для отдела организации питания СПб ГБПОУ "УОР N 2 (техникум)" в 2024 году (извещение N 0372200240623000042),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на комплексную поставку продуктов питания (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, консервы) для отдела организации питания СПб ГБПОУ "УОР N 2 (техникум)" в 2024 году (извещение N 0372200240623000042) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 897 432,30 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Компания Балтфуд", предложившее цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25 %.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия УФАС установила, что 12.12.2023 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке (РТС-тендер) с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Обеспечение, указанное в чч. 1 и 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
Учитывая, что объектом Аукциона является поставка товара необходимого для нормального жизнеобеспечения, участник закупки, помимо обеспечения исполнения Контракта в размере предусмотренном Извещением о проведении электронного аукциона, подтверждения добросовестности такого Участника в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе обязан предоставить Заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым ценам.
В соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе обоснование предлагаемой цены Контракта может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым ценам.
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта, информация о добросовестности Участника при снижении начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25% в случае представления обеспечения исполнения контракта в размере, установленном в Извещении, а также обоснование предлагаемой цены контракта размещаются на электронной торговой площадке одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
18.12.2023 ООО "Компания Балтфуд" разместило на электронной торговой площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронной процедуры. В качестве обеспечения исполнения контракта ООО "Компания Балтфуд" приложило независимую гарантию N 1432130 от 14.12.2023, выданную ПАО "МТС-Банк", а также информацию в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 37 Закона о контрактной системе о 5 реестровых номерах ранее надлежащим образом исполненных контрактов.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона о контрактной системе обоснование, указанное в ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта.
Поскольку в регламентированный Законом о контрактной системе срок, Участник не исполнил требования ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе, Заказчик разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 20.12.2023 N ППУ20_1 (далее - Протокол), согласно которому ООО "Компания Балтфуд" было признано уклонившимся от заключения контракта.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Компания Балтфуд" не имело намерения уклониться от заключения контракта. 18.12.2023, то есть в регламентированный Законом о контрактной системе срок, Участником был размещен проект контракта, подписанный со стороны ООО "Компания Балтфуд", независимая гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта, а также информация, подтверждающая добросовестность Участника.
Вместе с тем представитель Участника пояснил, что не согласен с Протоколом, считает его незаконным и необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона о контрактной системе обоснование, указанное в части 9 статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, для того, чтобы применить условие ч. 9 и 10 ст. 37 Закона о контрактной системе, необходимо соблюсти условие публикации Заказчиком закупки со ссылкой на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан. Так, при формировании закупки в системе АИС ГЗ Заказчику в разделе "Общие требования заказчика" необходимо поставить галочку в соответствующем разделе - "Предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения в случаях, указанных в ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной". Помимо этого, предмет контракта должен содержать в себе информацию о том, что поставляемый товар необходим для нормального жизнеобеспечения граждан, однако этого Заказчиком сделано не было. Извещение не содержало в себе вышеуказанной информации, так же, как и проект контракта, Приложение N 1 к извещению о проведении электронного Аукциона "Описание объекта закупки" и Приложение N 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению".
В соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной под контрактом на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, понимается контракт на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой (в т. ч. скорой специализированной) медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан.
Действующее законодательство о контрактной системе не содержит пояснений о том, при каких конкретных обстоятельствах контракт на поставку товаров, перечисленных в п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной, становится контрактом на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан. Таким образом, не может любая закупка Заказчика считаться закупкой "для нормального жизнеобеспечения граждан".
Кроме того, представитель Участника сообщил, что ни одна закупка Заказчика о поставке пищевых продуктов (в т.ч. воды питьевой) для нужд учреждения на 2024 год не содержит в себе информации о необходимости поставки товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан: 0372200240623000050, 0372200240623000044, 0372200240623000043, 0372200240623000039, 0372200240623000038, 0372200240623000037, 0372200240623000036, 0372200240623000035.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Компания Балтфуд" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что со своей стороны ООО "Компания Балтфуд" сделало всё необходимое для своевременного подписания контракта с Заказчиком, в действиях ООО "Компания Балтфуд" нет недобросовестного поведения, выражающегося в намеренном бездействии в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. ООО "Компания Балтфуд" имеет значительный положительный опыт в исполнении аналогичных контрактов на поставку продуктов питания, в т.ч. имеет уже заключенный с данным заказчиком контракт на поставку продуктов питания на 2024 год (извещение N 0372200240623000036).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что основания для включения сведений в отношении ООО "Компания Балтфуд" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Компания Балтфуд" (ИНН: 7804471404), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2023 г. N РНП-78-1919/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024