Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 892-ЭП/24 от 15.01.2024) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Дачное в 2024 году (извещение номер 0172300007923000010) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 12.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300007923000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 46 419 300,06 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерной оценке его заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным пп. "в" и "г" п. 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие положения:
2 |
Характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
В соответствии с пунктом 19 Положения, для оценки заявок по установленному детализирующему показателю установлен следующий перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: - качество выполнения работ; В рамках свойства объекта закупки "качество выполнения работ" участник закупки должен представить предложение содержащее описание всех технологических операций в последовательности их выполнения с учетом технологических переходов в отношении работ предусмотренных Контрактом, на право заключения которого проводится настоящая закупка (далее - работ по Контракту), указание по производству работ по Контракту, порядке проведения операционного и приемочного контроля качества выполняемых работ по Контракту, порядке проведения верификации (входного контроля) товаров поставляемых и используемых при исполнении Контракта, порядке проведения строительного контроля в рамках исполнения Контракта, порядке контроля участником закупки действий задействованных при исполнении Контракта работников, перечне процедур реализуемых участником закупки для контроля качества результатов исполнения Контракта, описание ключевых элементов в системе управления рисками с целью предотвращения инцидентов и обеспечения безопасности сотрудников и защиты имущества, мероприятия по обращению с отходами производства и потребления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Порядок проведения приемочного контроля качества выполняемых работ по Контракту в рамках предложения по свойству объекта закупки "качество выполнения работ" должен содержать наименование контролируемых показателей, метод контроля каждого из таких показателей, перечень действующих документов, регламентирующий качество такого контроля с указанием на пункт соответствующего документа, перечень должностных лиц, ответственных за проведение такого контроля, перечень средств контроля для каждого показателя, а также указание объема его осуществления. Состав контролируемых показателей, объемы выполняемых измерений и перечень средств контроля должны определяться участником закупки в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, сводов правил и иных регламентирующих документов для выполняемых видов работ. Порядок проведения операционного контроля качества выполняемых работ по Контракту в рамках предложения по свойству объекта закупки "качество выполнения работ" должен содержать наименование контролируемых показателей, метод контроля каждого из таких показателей, перечень действующих документов, регламентирующий качество такого контроля с указанием на пункт соответствующего документа, перечень исполнительной документации составляемой при проведении такого контроля, перечень должностных лиц, ответственных за проведение такого контроля, перечень средств контроля для каждого показателя, а также указание объема и периодичности его осуществления. Состав контролируемых показателей, объемы выполняемых измерений и перечень средств контроля должны определяться участником закупки в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, сводов правил и иных регламентирующих документов для выполняемых видов работ. Порядок проведения верификации (входного контроля) товаров поставляемых и используемых при выполнении работ по Контракту в рамках предложения по свойству объекта закупки "качество выполнения работ" должен содержать сведения о наименование контролируемых показателей (параметров и свойств) при приемке таких товаров на объекте, вид, метод контроля каждого из таких показателей, перечень действующих документов, регламентирующий качество такого контроля с указанием на пункт соответствующего документа, перечень должностных лиц, ответственных за проведение такого контроля, перечень средств контроля для каждого показателя, а также указание объема и периодичности его осуществления. Состав контролируемых показателей, объемы выполняемых измерений и перечень средств контроля должны определяться участником закупки в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, сводов правил и иных регламентирующих документов для такого товара. Порядок проведения строительного контроля в рамках предложения по свойству объекта закупки "качество выполнения работ" должен содержать общую схему контроля и описание этапов осуществления такого контроля. Порядок контроля участником закупки действий, задействованных при исполнении Контракта работников в рамках предложения по свойству объекта закупки "качество выполнения работ" должен содержать виды ответственности работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, а также порядок и случаи их применения. Описание ключевых элементов в системе управления рисками с целью предотвращения инцидентов и обеспечения безопасности сотрудников и защиты имущества в рамках предложения по свойству объекта закупки "качество выполнения работ" должно содержать перечень опасностей в отношении работ Контракту, их причин (источников), а также мер управления/контроля рисков. В перечне должны быть указаны опасности, опасные события, которые из нее следуют и меры управления/контроля профессиональными рисками способствующие снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней. В перечне необходимо учитывать опасные события в привязке к объектам выполнения работ по Контракту, места пребывания работников при выполнении работ, нештатные и аварийные ситуации, в том числе опасности, возникающие при выполнение работ с инструментами, предметами труда и средствами производства и, имеющими: недостаточную механическую прочность; форму, способную травмировать (острые части и кромки, колющие части, заусенцы, шероховатости и другие травмирующие части), выполнении работ, связанных с наличием движущихся машин (оборудования) и их частей, имеющих форму и (или) конструкцию, способную нанести травму, выполнение работ с применением взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, выполнение работы на высоте, размещении объектов вблизи техногенных источников опасности - магистральных трубопроводов, линий электропередачи и иных опасных объектов, повреждение которых способно привести к опасному событию, опасности, связанные с профессиональными качествами работника, выполняющего данную работу в том числе, недостаточные для выполнения работы: образование, профессиональная подготовка, квалификация, стаж, опыт, несоответствие действий трудовым обязанностям и должностным инструкциям, нарушения требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, способные привести к опасному событию, физических опасностей, в том числе электрической опасности, шуму, вибрации, механической опасности (подвижные части машин и оборудования), гравитационные опасности вызывают падение людей/предметов с высоты, пожара являющегося результатом химической реакции веществ вследствие: нарушения требований охраны труда и (или) пожарной безопасности при выполнении огневых работ, курения, искр, производимых оборудованием и инструментами, неисправностей технологического оборудования, электрооборудования и электрических сетей, химической опасности эргономической опасности обусловленной несоблюдением требований охраны труда в части обеспечения соблюдения допустимых показателей тяжести и напряженности трудового процесса, и реализации защитных (профилактических) мер при их превышении, а также ввиду несоответствия рабочего места физическим особенностям работника биологической опасности природными опасностями (воздействие порывов ветра, вызывающее смещение, раскачивание, свободное вращение оборудования и его элементов, падение (разрушение) зданий, сооружений, оборудования и его элементов; неустойчивость людей и оборудования, вызванная порывами ветра при работе на высоте; образованные льдом и снегом скользкие поверхности и покрытия, особенно на высоте; удары молнии, способные привести к разрушению объектов, повреждению машин и оборудования, травмированию людей; прямое воздействие солнечного лучистого тепла; воздействие низких/высоких температур воздуха.). Предложение также должно содержать программу проведения вводного инструктажа по охране труда, разработанную на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации; программу первичного инструктажа по охране труда, разработанную в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации; конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения участником закупки всех видов инструктажей по охране труда в соответствии с отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда; информацию о лице ответственном за охрану труда, его обязанностях, а также о требованиях которым такое лицо должно соответствовать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; соответствующий правилам охраны труда перечень действий и процедур, направленных на защиту жизни и здоровья людей при возникновении чрезвычайных ситуаций; соответствующий правилам охраны труда перечень работ с повышенной опасностью в рамках исполнения Контракта, которые должны выполняться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ. Представленные сведения не должны противоречить государственным нормативным требованиям по охране труда. Предложение участника закупки в отношении свойств объекта закупки должно основываться на описании объекта закупки и должно отвечать всем требованиям, указанным в таком описании, в том числе установленным в нем документам. Оценка по установленному детализирующему показателю осуществляется на соответствие требованиям установленным настоящим разделом и не зависит от степени детализации или проработки. Отсутствует предложение участника закупки по установленному детализирующему показателю или не соответствие предложения участника закупки по установленному детализирующему показателю требованиям установленным настоящим положением и (или) инструкцией признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки" Под работами, предусмотренными Контрактом, подразумевается каждая отдельная позиция (расценка) включенная в локальные сметные расчеты (далее - ЛСР) и (или) локальные сметы (далее - ЛС) приведенные в Приложении А к Описанию объекта закупки, а также каждая отдельная позиция включенная в перечень технологических операций и видов работ по содержанию (уборке) территории зеленых насаждений общего пользования местного значения в летний и зимний период приведенный в Приложение В к Описанию объекта закупки. Под технологической операцией подразумевается наименьшая часть технологического процесса, обладающая всеми его свойствами. Под технологическим процессом подразумевается система взаимосвязанных действий, направленных на достижение результата. Под технологическим переходом подразумевается законченная часть технологической операции, выполняемая одними и теми же средствами технологического оснащения при постоянных технологических режимах и установке. Под средствами технологического оснащения подразумевается совокупность инвентаря, орудий, инструментов, средств малой механизации, а также оборудования и машин, необходимых для осуществления технологического процесса. Под товарами, поставляемыми и используемыми при исполнении Контракта подразумевается все отдельные материальные ресурсы включенная в ЛСР и (или) ЛС приведенные в Приложении А к Описанию объекта закупки. Под строительным контролем подразумевается деятельность Подрядчика, осуществляемая на протяжении всех этапов исполнения Контракта и направленная на контроль за соответствием выполняемых работ требованиям технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, проекта благоустройства (при наличии) и Контракта. Под объектом подразумевается территория различного функционального назначения, на которой осуществляется деятельность в рамках исполнения Контракта. |
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме заявка участника оценена следующим образом:
"Заявка участника закупки N 2 не соответствует требованиям установленным положением о порядке рассмотрения и оценки заявок. Принято решение присвоить заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" 0 баллов с учетом значимости критерия оценки.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок в рамках свойства объекта закупки "качество выполнения работ" участник закупки должен представить предложение содержащее в том числе указание о порядке проведения операционного и приемочного контроля качества выполняемых работ предусмотренных Контрактом, на право заключения которого проводится настоящая закупка (далее - работ по Контракту), порядке проведения верификации (входного контроля) товаров поставляемых и используемых при исполнении Контракта.
В свою очередь порядок проведения приемочного контроля качества выполняемых работ по Контракту должен содержать наименование контролируемых показателей, метод контроля каждого из таких показателей, перечень действующих документов, регламентирующий качество такого контроля с указанием на пункт соответствующего документа, перечень должностных лиц, ответственных за проведение такого контроля, перечень средств контроля для каждого показателя, а также указание объема его осуществления.
Порядок проведения операционного контроля должен содержать наименование контролируемых показателей, метод контроля каждого из таких показателей, перечень действующих документов, регламентирующий качество такого контроля с указанием на пункт соответствующего документа, перечень исполнительной документации составляемой при проведении такого контроля, перечень должностных лиц, ответственных за проведение такого контроля, перечень средств контроля для каждого показателя, а также указание объема и периодичности его осуществления. видов работ.
Указанные сведения отсутствуют в предложении участника закупки например в отношении работы "Ремонт газона вручную с добавлением растительной земли 10 см, с засевом" или работы "Подготовка почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см вручную" или работы "Посев газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную" и т.д.".
В соответствии с пп. "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений ч. 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным п.п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
При этом заявка участника содержит, в том числе, "порядок проведения операционного и приемочного контроля" с указанием методов контроля, нормативных документов, а также содержит "порядок проведения верификации (входного контроля) товаров", содержащий в себе методы, нормативные документы и прочую информацию.
Предложение участника содержит порядок выполнения работ, предложение участника по проведения операционного и приемочного контроля, порядок проведения верификации (входного контроля) товаров относятся ко всем видам работ указанным в извещении.
При этом в извещении об осуществлении закупки отсутствует перечень видов работ, для которых необходимо предоставить "порядок проведения приемочного контроля" в рамках предложения участника по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
"Под работами, предусмотренными Контрактом, подразумевается каждая отдельная позиция (расценка) включенная в локальные сметные расчеты (далее - ЛСР) и (или) локальные сметы (далее - ЛС) приведенные в Приложении А к Описанию объекта закупки, а также каждая отдельная позиция включенная в перечень технологических операций и видов работ по уборке территории приведенный в Приложение В к Описанию объекта закупки".
В требованиях к предложению по качественным характеристикам не указано что для всех видов работ, а именно для всех видов работ перечисленных в 75 локальных сметах, на 150 страницах. В порядке начисления баллов и инструкции по заполнению предложения по Характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя оценки "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не перечислен конкретный перечень работ, для которых должна быть указана информация.
Следовательно, в заявке участника содержится вся требуемая информация.
Исходя из изложенного, конкурсной комиссией Заказчика неправомерно применен порядок оценки представленных сведений в составе заявки Заявителя по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок нарушают пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Континент" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика по осуществлению закупок нарушение пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов комиссии Заказчика по осуществлению закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2024 г. N 44-238/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024