Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУЗ "Николаевская больница" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34332-ЭП/23 от 26.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания (извещение N 0372200014222000204),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания (извещение N 0372200014222000204) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 373 309,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" заключен государственный контракт N 0372200014222000204 от 22.07.2023 на сумму 373 309,20 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник взял на себя обязательство разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт фасада здания для нужд Заказчика (далее - Работы).
Согласно п.3.2 Контракта продолжительность выполнения Работ составляет 16 недель.
По состоянию на 12.12.2023 года Подрядчиком обязательства по разработке и сдаче Заказчику полностью согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания, не выполнены.
Ответа о невозможности исполнить обязательства по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания в срок, установленный Контрактом, от Подрядчика не поступало.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о злостных и систематических нарушениях со стороны Подрядчика в части выполнения обязательств по вышеуказанному контракту.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлялись претензии о необходимости принять меры к исполнению обязательств по Контракту (NN исх.-1335/23-0-0 от 30.08.2023, исх.-1672/23-0-0 от 17.10.2023, исх.-2026/23-0-0 от 01.12.2023, исх.-2127/23-0-0 от 13.12.2023)
По состоянию на 12.12.2023 Подрядчиком обязательства по разработке и сдаче Заказчику полностью согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания, не выполнены.
Ответа о невозможности исполнить обязательства по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания в срок, установленный Контрактом, от Подрядчика не поступало.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с п. 6.1.1 Контракта, Заказчик обязан передать Подрядчику необходимую документацию для выполнения работ по Контракту с обязательным оформлением описи переданных документов.
Согласно п. 6 Задания на проектирование (Приложение N 2 к Контракту), исходными данными являются:
1. правоустанавливающие документы на объект капитального ремонта;
2. технический паспорт здания;
3. задание Пользователя.
Согласно п. 14 Задания на проектирование (Приложение N 2 к Контракту), установлены следующие требования о порядке проведения согласований:
1. основные планировочные и функциональные решения согласовывать с Заказчиком;
2. Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт- Петербурга (далее - КГА).
Акт передачи исходных данных был подписан сторонами 03.08.2022.
На основании предоставленных исходных данных Подрядчиком была разработана проектно-сметная документация в соответствии с условиями Контракта.
22.12.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено уведомление в соответствии с пунктом 4.1 Контракта о готовности к сдаче выполненной проектно-сметной документации.
Выполненная проектно-сметная документация в соответствии с разделом 4 Контракта была сформирована и загружена с использованием единой информационной системы в сфере закупок для передачи в адрес Заказчика.
Также в соответствии с условиями Контракта в адрес Заказчика была направлена выполненная Подрядчиком в 4 экземплярах на бумажном носителе проектно-сметная документация.
Выполненная ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" проектная документация в рамках Контракта была выполнена на основании задания, а также согласованной с Заказчиком цветовым решением фасадов.
С целью завершения Работ Подрядчик в рамках заключенного Контракта направило в адрес КГА документацию с целью согласования в рамках пункта 14 Задания на проектирование (Приложение N 2 к Контракту) основных планировочных и функциональных решениях.
Однако, КГА отказало в согласовании выполненной проектной документации, и указал на то обстоятельство, что проектные решения, приложенные к заявлению по замене отделки фасадов и их элементов противоречат требованиям пунктов 2.3.5.16.3 и 2.3.5.16.5 приложения N 3 к Правилам благоустройства в части применяемых материалах и их решений, цветовые решения с учетом местоположения и окружающей застройки и приводит к нарушению архитектурно-градостроительного облика здания в целом.
Таким образом, согласованные Заказчиком применяемые материалы вентилируемых фасадов здания, а также цветового решения не могут быть согласованы КГА в указанном виде.
В соответствии с пунктом 6.3.5 Контракта Подрядчик обязан сообщать Заказчику о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок незамедлительно предупредить об этом Заказчика в письменной форме.
В силу пункта 6.3.7 Контракта Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе выполнения Работ указания Заказчика.
В связи с изложенным ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" просило Заказчика дать указания Подрядчику о дальнейших действиях в рамках исполнения Контракта письмом N54 от 16.02.2023 г.
Письмом исх.-579_23-0-0 от 11.04.2023 Заказчик признало ошибочным техническое задание, являющееся неотъемлемой четью Контракта.
07.06.2023 было получено Задание на разработку проекта благоустройства.
13.11.2023 было подано заявление в КГА на согласование проекта благоустройства, 11.12.2023 был получен отказ КГА в согласовании проекта, с указанием конкретных замечаний, которые необходимо устранить для положительного согласования.
ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" считает, что Контракт невозможно было выполнить из-за некорректных исходных данных (техническое задание и письмо о согласовании цветовых решений фасадов).
Полученные в ходе выполнения Контракта новое техническое задание и цветовое решение фасадов, повлияло на сроки выполнения проектно-сметной документации.
Для завершения работ необходимо было предоставить новую Доверенность на ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ", так как срок окончания предыдущей - 31.12.2023, а срок рассмотрения проекта благоустройства в КГА - 30 календарных дней. Предполагаемый срок подачи нового заявления в КГА - 18.12.2023, следовательно, срок доверенности должен быть не раньше 19.01.2023.
Однако, 13.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" предпринимало все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СТРОЙПРОЕКТИЗЫСКАНИЯ" (ИНН: 5507274551), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N РНП-78-15/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024