Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБОУ СОШ N 456 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик),
с участием представителей ООО "КадастрПроектСервис" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34325-ЭП/23 от 26.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт крылец с учетом обеспечения доступа для МГН здания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 456 Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Октябрьская, д. 71, корпус 2, литер А (извещение N 0372200093122000016),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт крылец с учетом обеспечения доступа для МГН здания 616 318,00 государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 456 Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Октябрьская, д. 71, корпус 2, литер А (извещение N 0372200093122000016) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 616 318,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "КадастрПроектСервис".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КадастрПроектСервис" заключен государственный контракт N 0372200093122000016-456 от 12.12.2022 на сумму 480 728,04 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КадастрПроектСервис".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник взял на себя обязательство выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт крылец с учетом обеспечения доступа для МГН здания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 456 Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Октябрьская, д. 71, корпус 2, литер А (далее - Работы).
В соответствии с п. 2.3 Контракта Работы должны быть выполнены в течение 150 (ста пятидесяти) рабочих дней с момента подписания сторонами акта о передаче документов, содержащих исходные данные.
Акт о передаче документов, содержащих исходные данные, был подписан сторонами 14.12.2022 (к работе приступить 15.12.2022), в связи с чем, Работы должны быть выполнены не позднее 28.07.2023.
Подрядчику было направлено письмо (исх. N 373 от 29.11.2023) о необходимости предоставить результаты выполненных Работ не позднее 11.12.2023.
По состоянию на 11.12.2023 Работы по Контракту Подрядчиком не выполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Первым этапом необходимо было разработать проект элементов благоустройства и подать на согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре города Санкт-Петербурга (далее - КГА), чтобы утвержденные КГА проектные решения получили развитие в разделах технической документации.
23.01.2023 организовал загрузку документации на электронном портале государственных услуг Санкт-Петербурга для согласования проекта благоустройства элементов благоустройства с КГА, но в предоставленном Заказчиком задании на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства отсутствовал номер штампа регистрации, который необходим для ввода в форму подачи документов на электронном портале.
Первое заключение о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства был получен 27.02.2023, по заявке N01-47-2903/23 от 25.01.2023. Одним из оснований для отказа являлось "отсутствие схемы планировки объекта благоустройства, выполненной на материалах актуализированного топографического плана в масштабе 1:500, оформляющимся согласно требованиям п. 4.2.2.2. приложения N 3 к Правилам благоустройства (с отображением границ объекта благоустройства, всех проектируемых элементов благоустройства (которые размещаются на земельном участке), с привязкой к существующим элементам планировочной структуры, с указанием условных обозначений)". Данный документ был необходим для повторной подачи заявления в КГА о согласовании проекта благоустройства элементов благоустройства. В связи с данной необходимостью, Участник повторно запросил предоставить топографическую съемку в масштабе 1:500, и предложил выполнить ее своими силами, но это несло за собой увеличение сроков.
13.03.2023 Заказчиком была выслана необходимая топографическая съемка. Подрядчиком устранил все замечания, подал повторно заявку 31.03.2023 в КГА на согласование проектов благоустройства, Заявление зарегистрировано в Единой системе строительного комплекса.
03.05.2023 был получен отказ по данной заявке, с повторными замечаниями.
26.05.2023 Подрядчик повторно подал заявку N01-47-29290/23 в КГА.
29.06.2023 снова поступил отказ, с добавлением ранее отсутствующих оснований для отказа.
14.08.2023 Подрядчик подал заявку.
13.09.2023 пришёл отказ с указанием повторных замечаний.
10.10.2023 г. было подано заявление N Вх. N 01-31-90/23 на рассмотрение жалобы на нарушение порядка предоставления государственной услуги. Обжалуемая услуга: "Согласование проектов благоустройства". В связи с очередным отказом от КГА о согласовании проекта благоустройства элементов благоустройства от 14.08.2023 N 01-47-46511/23, - дата следующего планового ответа была 31.10.2023.
При этом, в отказе на заявку от 14.08.2023 N 01-47-46511/23 КГА впервые сослался на несоответствие цветового решения колерному бланку фасада, несмотря на неоднократные письма.
Поскольку смена цвета фасада, его покраска не планировались, а Заказчик не информировал о необходимости запроса колерного бланка, Исполнитель не мог предположить необходимость его запроса и предоставления.
23.10.2023 Подрядчик подал запрос в КГА Санкт-Петербурга на выдачу колерного бланка здания общеобразовательного учреждения школы N456.
15.11.2023 Исполнителем был получен от КГА отказ на заявку выдачи колерного бланка со ссылкой на отсутствие в единой системе электронного документооборота и делопроизводства сведений о проекте благоустройства элементов благоустройства.
16.11.2023 Подрядчик повторно подал заявление на получение колерного бланка и 30.11.2023 колерный бланк был получен.
Так же 16.11.2023 Подрядчик обратился к Заказчику с просьбой увеличения сроков выполнения Работ по Контракту.
На что был получен отказ и в письме Заказчик предоставить результаты выполненных Работ не позднее 11.12.2023.
В соответствии с полученной колерным бланком Подрядчик скорректировал проект благоустройства элементов благоустройства и подал заявку в КГА 08.12.203, ответ на которую запланирован на 17.01.2024.
Таким образом, представитель Участника считает, что была выполнила часть Контракта, зависящую непосредственно от Подрядчика. Не выполненной осталась часть по согласованию.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "КадастрПроектСервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "КадастрПроектСервис" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "КадастрПроектСервис" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КадастрПроектСервис" (ИНН: 9723163564), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N РНП-78-9/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024