Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУЗ "Николаевская больница" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Фарм-Медикал" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34331-ЭП/23 от 26.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Лот 3) (извещение N 0172200005423000116),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Лот 3) (извещение N 0172200005423000116) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 999 940,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "Фарм-Медикал".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Фарм-Медикал" заключен государственный контракт N 0172200005423000116 от 11.07.2023 на сумму 3 466 666,99 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Фарм-Медикал".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник взял на поставку изделий медицинского назначения (Лот 3) (далее - Товар).
В соответствии с п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется в период с даты, следующей за датой заключения Контракта и по 15.12.2023, по заявкам Заказчика.
11.07.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка о получении Товара.
24.07.2023 поставлен Товар с нарушением срока на сумму 1 249 890 рублей.
Заказчик, руководствуясь, пп. 5.1.3 п. 5.1.4, разделом 5 Контракта провел выборочную экспертизу поставленной части Товара на соответствие наименований, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в Приложениях N 1, N 2 к Контракту, являющейся неотъемлемой частью Контракта. При приемке Товара была проведена экспертиза собственными силами и было установлено, что поставленные перчатки медицинские смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, одноразовые, не соответствуют характеристикам Товара, указанным в Описании объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) о чем составлен Акт внутренней экспертизы б/н от 01.08.2023.
07.08.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия о выплате пени и штрафа.
31.07.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка о получении Товара. Товар в срок не поставлен.
16.08.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия о выплате штрафа.
21.08.2023 была произведена замена Товара по заявке от 11.07.2023 и поставлен Товар по заявке от 31.07.2023.
Вместе с тем, поставленный Товар не соответствует характеристикам Товара, указанным в Описании объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) о чем составлен Акт внутренней экспертизы б/н от 24.08.2023.
25.08.2023 была направлена претензия о выплате штрафа и принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 10.6 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Участником нарушения условий Контракта были устранены, 05.09.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено (31.08.2023 Поставщиком была произведена поставка Товара соответствующего качества по заявкам от 11.07.2023 и от 31.07.2023).
06.09.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка о получении Товара.
27.09.2023 поставлен Товар с нарушением срока на сумму 1 400 000 рублей.
03.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия о выплате пени.
Документ о приемке в единой информационной системе сторонами подписан 06.10.2023, оплата по счету N420 от 08.09.2023 произведена Заказчиком платежными поручениями: платежное поручение N4983794 от 30.10.2023 на сумму 704 087,54 рублей, платежное поручение N4983795 от 30.10.2023 на сумму 346 500 рублей, платежное поручение N4971460 от 27.10.2023 на сумму 90 447,93 рублей, платежное поручение N4996443 от 31.10.2023 на сумму 250 471,20 рублей.
Однако при использовании обнаружилось несоответствие количества перчаток в упаковке, фактическому количеству в упаковке, о чем составлены Акты о пересчете перчаток в отделениях. Также Заказчиком был произведен выборочный пересчет перчаток в упаковках, находящихся на складе. В результате проверки также выявлено несоответствие количества перчаток в упаковке, фактическому количеству в упаковке, что подтверждается Актом N1 от 16.11.2023.
21.11.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия о выплате штрафа и о восполнении недопоставленного количества товара из расчета среднего значения 18 пар в упаковке.
23.11.2023 Поставщик прислал письмо о согласовании в процедуре приемки представителя.
28.11.2023 с участием представителя Поставщика выборочно был произведен пересчет перчаток и было выявлено несоответствие по количеству, о чем составлен Акт б/н от 28.11.2023.
29.11.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия о замене Товара в количестве 114200 пар и о восполнении недопоставленного количества Товара в количестве 27550 пар.
В ответ на претензию 30.11.2023 Поставщик прислал ответ о несогласии с нашим расчетом и о том, что он готов возместить Товар в количестве 32000 пар.
01.12.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия с просьбой в течении 3-х дней произвести замену Товара и допоставку.
По состоянию на 06.12.2023 обязательства по Контракту не были исполнены Участником надлежащим образом.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.6 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
11.07.2023 от Заказчика поступила заявка на поставку Товара.
24.07.2023 Товар поставлен в полном объеме, что подтверждается документом о приемке (актом) и счет-фактурой N311 от 16.07.2023 на сумму 1 249 890 рублей.
31.07.2023 от Заказчика поступила заявка на поставку Товара на сумму 3 998 рублей.
В связи с логистическими сложностями официальный дистрибьютер не поставил Товар в регламентированный срок.
25.08.2023 Заказчик принял решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
31.08.2023 Товар поставлен в полном объеме, что подтверждается документом о приемке и счет-фактурой N336 от 31.08.2023 на сумму 3 998 рублей.
05.09.2023 Заказчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.09.2023 в адрес электронной почты Поставщика, Заказчиком была направлена заявка о получении Товара.
Согласно условиям Контракта Товар должен быть поставлен до 13.09.2023. Между тем Товар поставлен Поставщиком Заказчику - 27.09.2023, что подтверждается документом о приемке и счет-фактурой N419 от 16.09.2023 на сумму 1 400 000 рублей.
13.11.2023 от Заказчика поступила заявка на поставку Товара на сумму 487 200,00 рублей.
При использовании Товара Заказчиком обнаружено несоответствие количества Товара в упаковках, о чем в адрес Поставщика была направлена претензия. В ответ на которую Поставщиком был направлен представитель для проведения пересчета товара.
28.11.2023 совместно с Заказчиком и представителем Поставщика была произведена экспертиза по пересчету количества перчаток в упаковках, о чем составлен акт от 28.11.2023, проверено 19 упаковок, общее количество составило 819 перчаток из 950 заявленных, о чем можно сделать вывод, что в общем объеме партии не хватает 16% Товара, т.е. 32000 пар.
Кроме того, ООО "Фарм-Медикал" была проведена внутренняя проверка из 400 коробок товара 335 коробок имели недовложения 4-3 пары, 65 коробок 8-10 пар, что также же составляет примерно 15-16%.
На основании изложенного Участником была проведена претензионная работа с производителем для допоставки продукции, который признал факт нарушения и сообщил, что оно стало следствие технологического сбоя в работе оборудования.
13.12.2023 Заказчик принял повторное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением сроков поставки Товаров.
20.12.2023 Товар поставлен в адрес Заказчика в полном объеме (допоставлены 32 000 перчаток и перчатки по заявке от 13.11.2023). В единой информационной системе сформирован Документ о приемке N 538 от 17.12.2023 на сумму 487 200,00 рублей.
Однако Заказчик отказался принимать Товар.
20.12.2023 в адрес Заказчика направлены требование и претензия с просьбой принять Товар.
25.12.2023 от Заказчика поступил ответ на претензию, в которой он указывает об утрате интереса к Товару.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Фарм-Медикал" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "Фарм-Медикал" предпринимало все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту.
Вместе с тем, Поставщик не отказывался от своих обязательств по Контракту, а наоборот предлагал допоставить Товар в связи с проведенным перерасчетом ранее поставленного Товара.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Фарм-Медикал" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Фарм-Медикал" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Фарм-Медикал" (ИНН: 9723163564), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N РНП-78-14/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024