Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБДОУ детский сад N 56 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): заведующей,
ООО "АПМ-1" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34330-ЭП/23 от 26.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания, козырьков и крылец с учетом доступа ММГН в ГБДОУ детский сад N 56 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 7, корпус 3, литер А в 2023 году (извещение N 0372200050423000012),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания, козырьков и крылец с учетом доступа ММГН в ГБДОУ детский сад N 56 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 7, корпус 3, литер А в 2023 году (извещение N 0372200050423000012) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 515 128,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "АПМ-1".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АПМ-1" заключен государственный контракт N 0372200050423000012-56 от 03.07.2023 на сумму 417 253,68 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 6.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АПМ-1".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник взял на себя обязательства выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания, козырьков и крылец с учетом доступа ММГН (далее - Работы).
На основании п.2.1 Контракта начало выполнения Работ: в течение 5 календарных дней с момента подписания Контракта.
В соответствии с п. 2.2 Контракта продолжительность выполнения Работ: 120 календарных дней (срок окончания работ - 03.11.2023).
07.11.2023 в адрес Подрядчика было направлено письмо о нарушении сроков выполнения Работ.
28.11.2023 направлен запрос о ходе исполнения обязательств и о нарушении сроков выполнения Работ.
По состоянию на 13.12.2023 Подрядчиком Работы не завершены, обязательства по Контракту не выполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 6.5 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
После заключения Контракта, в процессе выполнения Работ, было установлено, что топографическая съемка (геодезические работы\геодезия), которая была получена в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) утратила актуальность. Согласно Контракту топографо-геодезические работы выполняются Подрядчиком.
Подрядчиком был заключен договор на геодезические работы N 032/08/23 от 14.08.2023 с ИП Калашниковым А.В. Данные работы носили первоочередной характер, т.к. на основании неактуальной топографической съемки невозможно корректно продолжать проектирование.
В ходе топографической съемки было установлено, что ряд коммуникаций не были ранее отсняты и не зарегистрированы в полученной из архива топографической съемки, нужно было провести согласования с балансодержателями сетей (Россети, Водоканал и др.)
До окончания Работ и согласования топографической съемки в КГА, ИП Калашников А.В. предоставил Подрядчику рабочую версию для начала Работ.
Подрядчиком было направлено письмо Исх. N 1/65 от 02.09.2023, которым Заказчик был информирован о ходе Работ.
Топографическая съемка была согласована в КГА 17.10.2023.
Подрядчиком было направлено письмо Исх. N 1/79 от 20.10.2023, которым Заказчик был информирован о ходе Работ.
Проект был подан в КГА на согласование (N 56951586 от 27.10.2023). 29.11.2023 был получен отказ с замечаниями от КГА (N01-47-9-43612/23 от 29.11.2023).
01.11.2023 состоялась повторная официальная встреча с Заказчиком и службой Заказчика по вопросу приближения срока окончания Работ по Контракту. Была представлена исправленная проектная документация с учетом замечаний КГА, были устно обсуждены замечания к Проекту, включая замечания от Службы Заказчика.
Замечания, полученные от службы Заказчика, были внесены в проект, 07.11.2023 проект был повторно подан в КГА.
06.12.2023 был получен отказ с замечаниями от КГА (N01-47-9-44394/23 от 06.12.2023).
07.11.2023 была получена претензия Заказчика в связи с окончанием срока выполнения работ по Контракту. 08.11.2023 Заказчику был направлен ответ на претензию (Исх. N 1/98) с сообщением о ходе работ.
Подрядчиком было направлено Заказчику письмо Исх. N 1/113 от 28.11.2023, которым Заказчик был информирован о ходе работ.
13.12.2023 Заказчиком было решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик направил Заказчику письмо Исх. 1/143 от 22.12.2023 в котором привел свои доводы и возражения относительно одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт выполнены, получено согласование проектно-сметной документации от КГА.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АПМ-1" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "АПМ-1" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АПМ-1" (ИНН: 7801684612), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N РНП-78-13/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024