В связи с поступившим поручением ФАС России (вх. N 609-ЭП/24 от 12.01.2024), использованию и охране памятников истории и культуры, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС), в составе:
при участии представителя:
Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), по доверенности;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на выполнение работ по сезонному озеленению Якорной площади в г. Кронштадте ("Сад-трансформер") (реестровый номер контракта N 2781800390323000068).
Адрес проверяемой организации: 197760, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, пр. Ленина, д. 36;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
В реестре контрактов 25.07.2023 размещен контракт N 2781800390323000068 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Дата заключения контракта - 24.07.2023 г.;
Цена государственного контракта - 52 728 500,00 руб.
В поручении указывается на возможное нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе в части выбора способа определения поставщика.
В ходе рассмотрения действий Заказчика 17.01.2024 Инспекцией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения в заседании Инспекции УФАС объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.01.2024.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
На заседании Инспекцией УФАС установлено, что на Официальном сайте Заказчик указывает следующее основание заключения контракта с единственным поставщиком: "Осуществление закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи".
Предметом контракта является: выполнение работ по сезонному озеленению Якорной площади в г. Кронштадте ("Сад-трансформер").
Согласно с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае возникновения необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, возникновения обстоятельств непреодолимой силы, ввиду чего применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Следовательно, обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В силу п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации (письмо от 12.08.2009 N Д05-4029) к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Сюда же можно отнести и ликвидацию аварий (например, прорыв батареи отопления или канализации).
Согласно отчету о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), заключение рассматриваемого Контракта в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе обусловлено следующим.
С целью исполнения поручения Губернатора Санкт-Петербурга Беглова А.Д. от 29.05.2023 N 2236, в рамках подготовки территории Кронштадтского района Санкт-Петербурга к проведению Главного Военно-морского парада РФ, который проводится в Кронштадте ежегодно с 2017 года по Указу Президента РФ, а также проведения 30.07.2023 Дня ВМФ РФ была разработана концепция Сезонного озеленения Якорной площади ("Сад-трансформер").
В связи с невозможностью проведения процедуры определения подрядчика конкурентными способами, вследствие доведения Администрации лимитов бюджетного финансирования 20.07.2023, а также с учетом продолжительности временного периода проведения конкурсных процедур, заключение Контракта осуществляется у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, как обстоятельство непреодолимой силы, в количестве и объеме, необходимом для выполнения данных работ.
Вместе с тем, совокупность рассматриваемых обстоятельств, предшествующих заключению Контракта, не свидетельствует о наступлении условий, характеризующихся непреодолимой силой, наличием аварии или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, вследствие возникновения которых заказчик имеет законную возможность реализовать право заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик не проявил должной разумности и осмотрительности, которая от него требовалась в ходе планирования и осуществления закупочных процедур, что повлекло за собой нарушение требований действующего законодательства.
В ходе заседания Инспекции УФАС Заказчик не представил доказательств, подтверждающих, что вышеупомянутый предмет контракта является следствием аварии, обстоятельством непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
Таким образом, Заказчик не имел права заключать договор с ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАЗИС" (ООО "БАЗИС") как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обуславливая данный выбор п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Основываясь на ст. 24, 93 Закона о контрактной системе, Инспекция УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
Так же в ходе заседания Инспекции УФАС Заказчиком было представлено Постановление Комитета государственного финансового контроля г. Санкт-Петербурга по делу об административном правонарушении N 11-11-2518/23-0-0 от 03.08.2023. Согласно которому в действиях Заказчика были выявлены нарушения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Должностные лица были привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением государственного контракта.
3. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Заказчика, в связи с ранее вынесенным Постановлением N 11-11-2518/23-0-0 от 03.08.2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 января 2024 г. N 11-10/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024