Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУ "ПМЦ "Невский" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "ЭКО-Руф" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34058-ЭП/23 от 22.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение капитального ремонта в помещениях ПМК "Красные Зори", расположенном по адресу: ул. Седова, д. 98/А для СПб ГБУ "ПМЦ "Невский" (извещение N 0172200004722000358),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрация Невского района Санкт-Петербурга 19.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта в помещениях ПМК "Красные Зори", расположенном по адресу: ул. Седова, д. 98/А для СПб ГБУ "ПМЦ "Невский" (извещение N 0172200004722000358) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 055 923,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭКО-Руф".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭКО-Руф" заключен государственный контракт N 01722000047220003580001 от 08.11.2022 (далее - Контракт) на сумму 3 085 939,77 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 и ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе и потребовать возмещения причиненных убытков в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта:
- в случае если Подрядчик в течение 5 (пяти) дней с даты начала выполнения работ, определенной условиями Контракта (заявкой Заказчика) не приступил к исполнению Контракта;
- в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более, чем на 10 (десять) дней либо в случае неоднократного, то есть более двух раз, нарушения сроков выполнения работ, или если Подрядчик выполняет работы настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным;
- в случае если отступления в выполнении работ от условий Контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми;
- в случае если Подрядчик заявляет требования об увеличении цены Контракта или изменения объемов выполнения работ и о заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается исполнять обязанности на условиях о цене и объемах, предусмотренных данным Контрактом;
- в случае если по результатам экспертизы выполненных работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, действующих законодательных норм и правил и эти недостатки не устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми;
- в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭКО-Руф".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту в помещениях ПМК "Красные Зори", расположенном по адресу: ул. Седова, д. 98/А для СПб ГБУ "ПМЦ "Невский" (далее - Работы) в два этапа (п. 3.2 Контракта):
Первый этап - с момента подписания сторонами Контракта акта передачи объекта для выполнения работ. Выполнение работ по первому этапу должно быть завершено не позднее 24.12.2022.
Второй этап - с 25.12.2022 по 31.03.2023.
Все действия по согласованию выполненных Работ с СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района Санкт-Петербурга" и сдаче выполненных по Контракту Работ Заказчику должны были быть завершены до указанного срока окончания выполнения Работ.
По состоянию на 06.12.2023 выполнение Работ не завершено Подрядчиком, а именно, Подрядчик не устранил причины отказа от подписания документа о приемке, не направил исправленные документы Заказчику и на проверку и согласование результатов выполненных Работ в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района Санкт-Петербурга".
Таким образом, свои обязательства по соблюдению сроков окончания выполнения Работ по Контракту, установленные п. 3.2.2 Контракта и приложениями к Контракту, Подрядчик не исполнил.
Указанные нарушения подтверждаются направленной в адрес Подрядчика претензией, содержащей требования Заказчика об устранении нарушений сроков выполнения Работ по Контракту, с установкой требований к срокам устранения данных нарушений (исх. N 534 от 04.08.2023). Однако Подрядчик не принял соответствующие меры к устранению в срок данных нарушений, выявленных Заказчиком.
Учитывая изложенное, Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.4 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЭКО-Руф" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Пунктом 2.1 Контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 2 к Контракту от 31.03.2023) установлено, что цена контракта составляет 3 085 939,77 рублей.
Письмом от 05.04.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о готовности Работ к сдаче с просьбой организовать приемочную комиссию 10.04.2023 в 12 час. 00 мин. Однако Заказчиком письмо оставлено без ответа.
Сопроводительным письмом от 06.04.2023 Подрядчик направил Заказчику комплект исполнительной документации и извещение о готовности Работ к сдаче с просьбой организовать приемочную комиссию. Соответствующие документы были также размещены 07.04.2023 в ЕИС.
По неизвестным причинам приемочная комиссия была организована Заказчиком только на 17.04.2023, в результате чего был подписан соответствующий трехсторонний Акт представителями Заказчика, Подрядчика и СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района", исполняющего функции строительного контроля со стороны Заказчика, согласно которому Работы приняты и необходимо направить на проверку исполнительную документацию.
Между тем, несмотря на фактическое принятие Работ 17.04.2023, Заказчиком 10.05.2023 отказано в приемке выполненных Работ по причине наличия замечаний к исполнительной документации. При этом замечаний к качеству и объему выполненных Работ предъявлено не было.
10.05.2023 Подрядчик посредством функционала ЕИС направил Заказчику возражения на отказ в приемке выполненных Работ (письмо от 10.05.2023), а также повторно представил документы о приемке выполненных Работ.
Письмом N 311 от 10.05.2023 Заказчик подтвердил выполнение Работ по Контракту и исправление Подрядчиком всех замечаний.
Однако 07.06.2023 Заказчиком повторно отказано в приемке выполненных Работ, но уже по тому основанию, что необходимо устранить нарушения, выявленные в ходе контрольных обмеров.
18.06.2023 Подрядчик посредством функционала ЕИС направил Заказчику ответ на отказ в приемке выполненных Работ (письмо от 17.06.2023), а также повторно направил документы о приемке выполненных Работ.
Однако 14.07.2023 Заказчик отказал Подрядчику в приемке выполненных Работ по причине выявления несоответствия объемов выполненных Работ с исполнительно-сметной документацией. При этом в документе об отказе в приемке выполненных Работ не указаны конкретные замечания к объемам выполненных Работ и перечень выявленных недостатков, подлежащих устранению, а, значит, отказ не является мотивированным.
Согласно п. 6.8 Контракта при обнаружении в ходе приемки объекта недостатков в выполненной работе, сторонами Контракта составляется рекламационный акт, в котором фиксируется перечень дефектов (недоделок) и сроки их устранения Подрядчиком. При отказе Подрядчика от подписания указанного акта, в нем делается отметка об этом.
Вместе с тем рекламационный акт с перечнем недостатков (недоделок) сторонами Контракта не составлялся, что также подтверждает отсутствие каких-либо замечаний к выполненным Работам.
Таким образом, Подрядчик в полном объеме и надлежащим образом выполнил Работы по Контракту, а Заказчик принял указанные Работы.
Более того, факт надлежащего выполнения Работ подтверждается совокупностью следующих обстоятельств:
1. Актом рабочей комиссии от 17.04.2023, подписанным представителями Заказчика, Подрядчика и СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района", исполняющим функции строительного контроля со стороны Заказчика, согласно которому Работы приняты и необходимо направить на проверку исполнительную документацию.
2. Актом о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 17.04.2023 на сумму 3 085 939,77 рублей, подписанным представителем СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района" и подтверждающим соответствие объема выполненных Работ и использованных материалов.
3. Актами освидетельствования скрытых работ NN 1 - 33, которыми зафиксированы выполненные Работы.
4. Письмом Заказчика N 268 от 17.04.2023, подтверждающим факт выполнения Работ по Контракту и передачу документов о приемке для проверки в адрес СПБ ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района Санкт-Петербурга".
5. Письмом Заказчика N 311 от 10.05.2023, подтверждающим факт выполнения Работ по Контракту и исправление замечаний.
6. После завершения выполнения Работ Заказчик начал эксплуатировать объект, что подтверждается фото и видеофиксацией, представленной на заседание Комиссии УФАС.
7. Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2023 принято к производству исковое заявление Подрядчика к Заказчику о взыскании задолженности за выполненные работы (дело N А56-74815/2023). Однако уже когда был подан иск, Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, что, по мнению Подрядчика, свидетельствует о недобросовестности Заказчика и сделано с целью избегания обязанности по оплате выполненных Работ.
8. Подрядчик неоднократно предпринимал попытки урегулировать спор мирным путем, направлял Заказчику предложение о проведении акта сверки или предоставить контррасчет стоимости выполненных Работ. Но Заказчик ни разу не представлял свои данные относительно стоимости тех работ, по которым нет замечаний.
Таким образом, по мнению представителя Участника, выполненные Подрядчиком Работы на сумму 3 085 939,77 рублей приняты Заказчиком без замечаний и возражений. При этом помещения объекта эксплуатируются Заказчиком с 17.04.2023, что свидетельствует о принятии Работ.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭКО-Руф" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ЭКО-Руф" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭКО-Руф" (ИНН: 7811362639), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 декабря 2023 г. N РНП-78-1925/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024