Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "СтройСервисПроект" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 537-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по освидетельствованию, проверке на водоотдачу и перекатки рукавов пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода для нужд СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200227723000100),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по освидетельствованию, проверке на водоотдачу и перекатки рукавов пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода для нужд СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (извещение N 0372200227723000100) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 394 035,84 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "СтройСервисПроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СтройСервисПроект" заключен государственный контракт N 101КС/23 от 05.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 98 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 13.5, 13.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СтройСервисПроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по освидетельствованию, проверке на водоотдачу и перекатки рукавов пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода для нужд СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (далее - Работы) в срок с момента подписания Контракта по 14.12.2023 (п.п. 1.4, 1.5 Контракта).
Однако по состоянию на 21.12.2023 Подрядчик к исполнению Контракта не приступил, обязательства по Контракту в полном объеме не исполнил.
В соответствии с п. 5.1 Подрядчик обязался своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязался предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, результаты отдельного этапа выполнения работ.
Однако какой-либо информации от Подрядчика о сложностях, возникших при исполнении Контракта, Заказчику не поступало.
В соответствии со ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 13.5, 13.6 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закон о контрактной системе, п. 2 ст. 715 ГК РФ, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СтройСервисПроект" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "СтройСервисПроект" не смогло своевременно приступить к выполнению Работ в связи с задержкой поставки заказанных гидротестера для замера давления и станка для перекатки пожарных рукавов на новый шов.
Письмом от 19.12.2023 N 19/12-3 ООО "СтройСервисПроект" сообщило Заказчику о том, что указанное выше оборудование получено, и просило допустить на объекты технических специалистов для выполнения Работ по Контракту, обязуясь выполнить условия Контракта в полном объеме за 4 дня.
Оставив без ответа обращение от 19.12.2023 о допуске на объекты для выполнения Работ, Заказчик письмом от 21.12.2023 N 3139-39-1 сообщил об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом в письме от 21.12.2023 N 3139-39-1 Заказчик утверждал, что "какой-либо информации Подрядчика о сложностях, возникших при исполнении Контракта, Заказчику не поступало", что не соответствует действительности.
Письмом от 22.12.2023 N 22/12-1 ООО "СтройСервисПроект" просило Заказчика допустить на объекты технических специалистов для выполнения Работ по Контракту.
Ответным письмом от 27.12.2023 N 3175-39-1 Заказчик ещё раз сообщил о том, что по состоянию на 14.12.2023 Работы по Контракту не начинались, но по существу обращения ООО "СтройСервисПроект" о допуске на объекты для выполнения Работ ничего не ответил.
Письмом от 29.12.2023 N 29/12-3 ООО "СтройСервисПроект" повторно просило допустить на объекты технических специалистов для выполнения Работ по Контракту. При этом Подрядчик обращал внимание Заказчика на то, что для отказа в допуске к выполнению Работ по Контракту отсутствуют очевидные объективные причины. Кроме того, в соответствии с п. 14.1 Контракта он действует по 31.12.2023, а в соответствии с п. 14.2 окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по нему, Контракт признается действующим до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Ответ на письмо ООО "СтройСервисПроект" от 29.12.2023 N 29/12-3 от Заказчика не поступил.
Таким образом, Заказчик, допустив на объекты для выполнения Работ специалистов ООО "СтройСервисПроект", мог бы получить результат, запланированный Контрактом. Заказчик мог бы применить к ООО "СтройСервисПроект" предусмотренные Контрактом и законом штрафные санкции за нарушение сроков выполнения Работ, но при этом он выбрал более радикальные меры.
В данном случае Заказчик, не утратив потребности в предусмотренных Контрактом Работах и не имея объективных препятствий к их выполнению (даже и с задержкой), отказался от Контракта, что можно расценивать как злоупотребление правом.
За последние 3 (три) года своей деятельности в сфере оказания услуг по государственным и муниципальным заказам ООО "СтройСервисПроект" заключило 398 контрактов и договоров на общую сумму 128,2 млн. рублей.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СтройСервисПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "СтройСервисПроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СтройСервисПроект" (ИНН: 7802770198), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-128/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024