Резолютивная часть оглашена
19.01.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ "Самарская областная клиническая стоматологическая поликлиника" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "РТИ-КОМПЛЕКТ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на поставку медицинских изделий (перчатки медицинские) в учреждения Самарской области (совместные торги) (0142200001322028362, начальная (максимальная) цена контракта 4 115 895,00),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Заказчика, Подрядчика, Уполномоченного органа (с надлежаще оформленными доверенностями),
У С Т А Н О В И Л А:
Между ГБУЗ "Самарская областная клиническая стоматологическая поликлиника" и ООО "РТИ-КОМПЛЕКТ" заключен Контракт от 14.12.2022 N 64 на поставку перчаток медицинских (латексных) на 2023 год (цена контракта - 544 681,73). (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Номенклатура Товара и его количество и характеристики Товара определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
Техническим заданием установлены сроки поставки товара, завершения работ, график оказания услуг: С 01.01.2023 по 31.12.2023.
Согласно пункту 5.1. контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту), в порядке и в период (сроки), определенные Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
Заявка на поставку товара подается посредством телефонной, факсимильной связи, телефонограммы или электронной почты до 25 числа текущего месяца в количестве, исходя из потребности Заказчика. Сроки поставки товара отдельными партиями по ежемесячной заявке: в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
Поставка товара осуществляется единовременно в случае, если это предусмотрено Техническим заданием (Приложение 2 к контракту) и в сроки им установленным. При единовременной поставке Товара абзац второй пункта 5.1 Контракта не применяется.
Согласно спецификации к поставке требовалось:
N п/п |
Наименование товара, производитель товара, артикул/тип/ каталожный номер (при наличии) |
Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением |
Код позиции КТРУ |
Характеристики товара |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед. с НДС, (руб.) |
Ставка НДС, % |
Стоимость вкл. НДС, (руб.) |
Страна происхождения товара |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные , нестерильные |
Перчатки медицинские диагностические одноразовые нестерильные |
22.19.60.119-00000002 / 22.19.60.119 |
Материал Натуральный латекс; Стерильность нестерильные Поверхность:неопудренные;Текстурирование в области пальцев и ладони Форма неанатомическая Толщина:Одинарная толщина (в области пальцев): 0,11 мм Длина,мм 240 Удлинение при разрыве: удлинение при разрыве (до ускоренного старения) 650% Дополнительный показатель: Усилие при разрыве (до ускоренного старения) : 7 Н Нормативный документ Соответствие ГОСТ Р 52239-2004 Размер XS, S, M, L, XL(по согласованию с Заказчиком) |
пар |
103449 |
4,67 |
10 |
483106,83 |
Россия |
2 |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные , нестерильные |
13100 |
4,7 |
61570,00 |
||||||
3 |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные , нестерильные |
|
|
1 |
4,90 |
|
4,90 |
|
Заказчиком в соответствии с п. 4.1 Контракта направлены заявки в адрес поставщика:
- Заявка N 267/з от 13.06.2023 па сумму 10 741.00. Регламентированный срок исполнения - 24.06.2023.
- Заявка N 352/з от 10.08.2023 на сумму 533 940. Регламентированный срок исполнения - 21.08.2023. Указанная заявка повторно направлена 25.08.2023 (исх. N 364/з от 25.08.2023).
ООО "РТИ-Комплект" поставило медицинские изделия в количестве 7 500 пар на сумму 10 741,00 руб., оставшаяся часть медицинских изделий (109 049 штук, 533 940,73 рублей) в нарушение условий контракта поставщиком в адрес Заказчика не поставлена.
Письмами от 04.08.2023, 08.12.2023 б/н Поставщик сообщал о трудностях исполнения контракта в связи с санкциями, введенными в отношении Российской Федерации, и предлагал расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В устном порядке ООО "РТИ-комплект" предлагало к поставке товар с аналогичными характеристиками (перчатки нитриловые).
В течении 10 рабочих дней с момента направления заявки Заказчика в адрес Общества поставка не осуществлена.
Согласно письменным пояснениям ООО "РТИ-КОМПЛЕКТ": "Общество направляло в адрес Заказчика уведомления с приложением писем от производителя перчаток (АО "Калининский завод резиновых изделий" о том, что невозможен ввоз сырья для производства латексных перчаток" Неоднократно предлагало Заказчику осуществить поставку изделий с улучшенными характеристиками".
Вместе с тем, доказательств того, что Общество пыталось запросить товар от иных производителей - не представлено.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 21.12.2023 года, вступило в силу 10.01.2024 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил (поставку медицинских изделий не осуществил).
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату рассмотрения обращения Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактом, Поставщиком не выполнены.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "РТИ-Комплект" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно поставку медицинских изделий (перчаток медицинских) в установленные сроки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Также необходимо учитывать, что предметом закупки является социально значимый объект - поставка медицинских изделий для ГБУЗ "Самарская областная стоматологическая поликлиника".
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по обеспечению надлежащего содержания здания образовательного учреждения для детей.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "РТИ-Комплект" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об "РТИ-КОМПЛЕКТ" (ОГРН: 1176313000555, ИНН: 6312168560, КПП: 631601001; 443086, Россия, Самарская обл., Самара г.о., Октябрьский вн.р-н, Самара г., Гая ул., д. 36, этаж цокольный N1; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности: Музуров Дмитрий Владимирович (ИНН 580302995460), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "РТИ-КОМПЛЕКТ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 января 2024 г. N РНП-63-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024