На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), письма ФАС России от 11.10.2023 года N МШ/83640/23 "О мерах по недопущению злоупотребления отдельными лицами правом обжалования закупок" Инспекция Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении МКУ "Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса на выполнение работ по благоустройству общественных территорий (извещение N 0142200001323030879, начальная (максимальная) цена контракта - 15 971 883,25 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Калаштро" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам жалобы в извещении об осуществлении закупки не установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, соответствующих предмету контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Также, Заявитель в жалобе указывал, что Заказчиком установлен критерий "Технологические карты выполнения работ" при этом многие виды технологических карт дублируются, что создает для участников невозможность в установленные законом сроки подготовить заявку надлежащим образом.
Кроме того, Заказчик в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установил шкалу оценки заявок не соответствующую требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается.
19.01.2024 года ООО "Калаштро" отозвана жалоба до рассмотрения ее по существу, в связи с чем не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок в порядке, установленном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссией Самарского УФАС России во исполнение письма ФАС России от 11.10.2023 N МШ/83640/23 "О мерах по недопущению злоупотребления отдельными лицами правом обжалования закупок", в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
В пункте 4 Порядка оценки заявок установлено, что по детализирующему показателю оценки Заказчиком оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров. Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса: выполнение работ по благоустройству общественных территорий.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление Правительства РФ N 2571).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 2571 позиция 9 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В пункте 9 Постановления Правительства РФ N 2571 указаны дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Согласно извещению о проведении конкурса объектом закупки является благоустройство общественных территорий, начальная (максимальная) цена контракта - 15 971 883,25 руб.
Согласно пункту 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75" благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
При этом элементами благоустройства признаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
Согласно техническому заданию документации Заказчиком определено место выполнения работ: Самарская область, г.Похвистнево. Пешеходная зона на ул.Андрея Васильева (4-й этап), парк "Юбилейный" (4-й этап), общественная территория в части города Вязовка.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). При этом Градостроительный кодекс не содержит понятия "иные территории".
Специфика закупки обусловлена потребностью в благоустройстве не личной территории, а общественной территории - парка, благоустройство, которого предусматривает комплекс выполнения специфических работ.
В связи с указанным, установление заказчиком требования о подтверждении опыта участника посредством предоставления договоров/контрактов на выполнение работ по благоустройству территорий общего пользования является обоснованным, отвечающим специфики проводимой закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Заказчиком в извещении установлен следующий порядок оценки, в частности для оценки детализирующего показателя "технологические карты выполнения работ" оцениваются:
Критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (характеристики объекта закупки)"
Показатель оценки критерия: Качественные характеристики объекта закупки
Детализирующий показатель оценки: Технологические карты выполнения работ |
Технологические карты.
Технологическая карта (ТК) - организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения технологического процесса и определяющий состав операций и средств механизации, требования к качеству, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по безопасности.
Технологические карты выполняются в соответствии с действующими нормативными документами в сфере благоустройства территорий с учетом сметной документации. |
Характеристики, предоставляемые участником закупки |
Шкала баллов (от 0 до 100 баллов) |
Технологические карты.
Технологическая карта (ТК) - организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения технологического процесса и определяющий состав операций и средств механизации, требования к качеству, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по безопасности.
Технологические карты выполняются в соответствии с действующими нормативными документами в сфере благоустройства территорий с учетом сметной документации. |
При отсутствии характеристик |
0 баллов
|
|
- в технологических картах отражены не все виды работ; - технологические карты не соответствуют нормативным документам в сфере благоустройства территории. | |||
- в технологических картах отражены все виды работ; - технологические карты не соответствуют нормативным документам в сфере благоустройства территории. | |||
- в технологических картах отражены не все виды работ; - технологические карты соответствуют нормативным документам в сфере благоустройства территории. | |||
- в технологических картах отражены все виды работ; - технологические карты соответствуют нормативным документам в сфере благоустройства территории. |
100 баллов |
Установление настоящего критерия оценки основано на принципах ответственности за результативность, эффективности осуществления закупки, профессионализма заказчика.
Критерий оценки определен Заказчиком исходя из существующих нужд и потребностей, представлений о сопоставимых характеристиках деятельности хозяйствующих субъектов в целях выбора наиболее квалифицированного исполнителя работ, соблюдая при этом принцип профессионализма заказчика.
Для оценки детализирующего показателя "Технологические карты выполнения работ" оцениваются характеристики, которые участник закупки вправе представить в составе заявки:
N п/п |
Вид характеристик |
Данные участника закупки, заполняется участником закупки в произвольной форме |
1 |
Технологические карты.
Технологическая карта (ТК) - организационно-технологический документ, разрабатываемый для выполнения технологического процесса и определяющий состав операций и средств механизации, требования к качеству, трудоемкость, ресурсы и мероприятия по безопасности.
Технологические карты разрабатываются с учетом МДС 12-29.2006 "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и оформлению технологической карты".
Технологические карты должны соответствовать нормативным документам и национальным стандартам Российской Федерации, в том числе Приложение N1: |
В составе заявки необходимо предоставить технологические карты для каждой территории: Объект: Пешеходная зона на ул. А. Васильева (4-й этап)
1. Демонтажные работы (разборка бортовых камней, асфальтобетонных покрытий) 2. Земляные работы 3. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы 4. Монтаж бетонных водоотводных лотков 5. Монтаж стальных водопроводных труб 6. Подземная прокладка силового кабеля 7. Монтаж бортовых камней 8. Замена люков и кирпичных горловин камер и колодцев 9. Монтаж МАФ 10. Устройство оснований из щебня и песка 11. Устройство покрытий из тротуарной плитки 12. Монтаж столбов освещения 13. Устройство асфальтобетонных покрытий 14. Монтаж металлического пешеходного ограждения 15. Благоустройство и озеленение территории 16. Монтаж металлического ограждения 17. Бетонирование
Объект: Парк "Юбилейный" (4-й этап) 1. Земляные работы 2. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы 3. Устройство оснований из щебня и песка 4. Устройство асфальтобетонных покрытий 5. Монтаж наливного полиуретанового покрытия 6. Монтаж бортовых камней 7. Монтаж МАФ 8. Монтаж спортивного оборудования и уличных тренажеров 9. Бетонирование
Объект: Общественная территория в части города Вязовка 1. Земляные работы 2. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы 10. Устройство оснований из щебня и песка 11. Устройство асфальтобетонных покрытий 12. Монтаж наливного полиуретанового покрытия 13. Монтаж бортовых камней 3. Монтаж МАФ и ДИК 4. Монтаж металлического ограждения 5. Бетонирование
|
Согласно пояснениям представителя уполномоченного органа на участие в закупке подано 3 заявки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в извещении о закупке требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников Заявителем не представлено.
Согласно письменным пояснениям Заказчика в один лот объединены три территории, в связи с чем необходимо предоставить Технологические карты для каждой территории.
Предоставление технологических карт по каждой территории обусловлено их спецификой, каждая территория имеет свои виды работ, и идентичность наименования технологических карт не означает ее дублирование, так как все работы выполняются на объекте в определенной последовательности и во связи с другими работами.
Запросов разъяснений положений извещения о проведении закупки, приложений к нему в адрес Заказчика не поступало.
При указанных обстоятельствах, Инспекция Самарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика - МКУ "Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 января 2024 г. N 15-14822-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024