Резолютивная часть оглашена
19.01.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБПОУ "Поволжский Государственный Колледж" (далее - ГБПОУ "ПГК", Заказчик) о включении сведений об ООО "БАЙКАЛ" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт здания и инженерных сетей (систем) производственных мастерских ГБПОУ "Поволжский государственный колледж", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара , Октябрьский район , ул. Ново-Садовая , д. 106 , литера А4, А6 (извещение N 0142200001323006037, начальная (максимальная) цена контракта - 19 397 375,50 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБПОУ "ПГК" о включении сведений об ООО "БАЙКАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика) открытого конкурса в электронной форме от 11.04.2023 N0142200001323006037 заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту от 24.04.2023 N20/23 (далее - Контракт) между ГБПОУ "ПГК" и ООО "БАЙКАЛ".
Срок выполнения работ составляет: 90 календарных дней с момента подписания (с 24.04.2023 по 24.07.2023 г.). Дополнительным соглашением от 13.07.2023 N 2 срок выполнения работ составил 180 календарных дней с момента подписания (с 24.04.2023 по 23.10.2023 г.).
Цена Контракта составила 14 645 018 рублей 50 копеек, в том числе НДС 20%.
Дополнительным соглашением от 20.07.2023 N 3 сумма была увеличена и составила 15 984 934 рубля 50 копеек, в том числе НДС - 20%.
25.04.2023 г. заключен договор N 130/23 на предоставление услуг по осуществлению строительного контроля с Новокуйбышевским муниципальным предприятием "Архитектурно-планировочное бюро", 17.05.2023 г. заключен договор N 145/23 на осуществление авторского надзора с Новокуйбышевским муниципальным предприятием "Архитектурно-планировочное бюро".
25.04.2023 г. направлена претензия Подрядчику исх.N440 о предоставлении необходимой документации, предусмотренной п. 6.2.2 Контракта, а также о необходимости начать работы.
27.04.2023 Обществом был предоставлен список работников.
28.04.2023 г. направлено письмо Подрядчику исх.N 464 о предоставлении ранее запрашиваемой документации и приглашения на совещание 02.05.2023 г. Ответа не было предоставлено.
Решением протокола от 02.05.2023 (с участием представителя субподрядной организации) участники решили: рекомендовать срок выполнения работ - 31.05.2023 г., Подрядчику принять к сведению информацию о рисках срыва сроков выполнения работ - протокол ВКС (видеоконференц-связь) Министерства просвещения РФ от 26.04.2023 года.
В связи с тем, что работы не были выполнены в срок, дополнительным соглашением от 13.07.2023 N 2 срок выполнения работ в соответствии с п.10.4 Контракта, на основании п.9 ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе и обращением ООО "Байкал" был изменен и составил 180 календарных дней с момента подписания (с 24.04.2023 по 23.10.2023 г.)
08.08.2023 г. направлено информационное письмо Подрядчику исх.N 927 об объяснении причин приостановки работ и явки на совещание 09.08.2023 г.
01.09.2023 направлено письмо Подрядчику N 988, в котором сообщается, что по состоянию на 01.09.2023 года строительно-монтажные работы не завершены в полном объеме, что негативно влияет на образовательный процесс, а также просьба о предоставлении графика окончания работ. Ответ не был предоставлен.
13.09.2023 г. направлено письмо Подрядчику о неисполнении письма от 01.09.2023 исх.N 988, а также содержало повторное требование о предоставлении графика окончания работ. Ответ не был предоставлен.
25.09.2023 г. составлен акт о прекращении подрядной организацией всех ремонтных работ без объяснения причин.
22.11.2023 г. Заказчиком направлена претензия исх.N 1307 о просрочке Подрядчиком исполнения обязательств по контракту и требование выполнить работы не позднее 30.11.2023 г. Получен ответ о наличии мусора вдоль фасада, а также просьба выполнить подключение кабельной линии в трансформаторной подстанции.
01.12.2023 г. направлено письмо Подрядчику исх.N 1330 с сообщением, что работы субподрядной организацией не ведутся с 25.09.2023 года, срываются все возможные сроки, а также требование начать выполнять работы по капитальному ремонту. Ответ не был предоставлен.
Заказчик 08.12.2023 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора. Размещено в ЕИС.
В виду того, что Подрядчик начал выполнять работы по Контракту (исправил замечания Заказчика, ускорил темп выполнения работ путем дополнительной рабочей силы и осуществил доставку всех материалов на объект) Заказчиком 18.12.2023 г. было принято решение об отмене решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В виду того, что с 20.12.2023 работы не завершены, рабочие на объекте отсутствуют, производство ремонтных работ прекращено в полном объеме без объяснения причин Заказчиком, в связи с неоднократным нарушением сроков выполнения работ по капитальному ремонту здания и инженерных сетей (систем) производственных мастерских ГБПОУ "Поволжский государственный колледж" по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, д.106, литера А4, А6, 22.12.2023 г. ГБПОУ "Поволжский государственный колледж" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.12.2023 от Подрядчика поступил запрос о предоставлении указаний о производстве работ по устройству фасада, при наличии кабеля на здании. Письмом от 28.12.2023 N 1397 Подрядчику направлен ответ о том, что кабель обесточен и не мешает производству работ по ремонту фасада здания.
29.12.2023 г. исх.N 333 от Подрядчика поступило сообщение о невозможности завершить работы за 4 дня до вступления решения заказчика в законную силу.
В течение 10 дней, с даты принятия решения, работы организацией подрядчика не выполнялись.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 22.12.2023 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 10.01.2024 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным ООО "БАЙКАЛ" письменным пояснениям: неисполнение обязательств на 1 365 693,08 рублей в части устройства фасада здания, возникло по обстоятельствам независящим от подрядчика, а именно по причине того, что место выполнения работ было не подготовлено Заказчиком (наличие кабеля под напряжением по всему периметру здания, мусор на прилегающей к фасаду здания территории).
Так же Общество пояснило, что контрактом не предусмотрены работы по демонтажу кабеля.
ООО "БАЙКАЛ" считает, что Общество предприняло все действия по выполнению контракта и не уклонялся от исполнения контракта.
Однако, Заказчик в ответ на данные доводы пояснил, что дополнительные работы по ремонту фасада были запланированы в летний период, о чем было достигнуто соглашение от 20.07.2023 N 3.
До декабря 2023 года вопросов со стороны Подрядчика о сложностях проведения работ по ремонту фасада здания при наличии строительного мусора и кабеля не поступало.
Работы по монтажу фасада должны были быть закончены в срок до 23.10.2023 года. На 90% прилегающей к фасаду здания территории мусор отсутствовал и проведению работ не препятствовал. Мусор, мешающий проведению монтажных работ фасада здания на 10% территории (ориентировочно) был складирован субподрядной организацией и его можно было отодвинуть, о чем сообщил Подрядчик в письме от 20.12.2023 исх. N 319. Кабель был обесточен и не мешал производству работ.
Комиссия Самарского УФАС России изучив письменные пояснения, представленные документы и выслушав пояснения Заказчика и ООО "БАЙКАЛ", пришла к выводу:
ООО "БАЙКАЛ" подавая заявку на участие в электронном аукционе на капитальный ремонт здания и инженерных сетей (систем) производственных мастерских ГБПОУ "Поволжский государственный колледж" (в том числе и с работами по ремонту фасада), согласилось с условиями закупки.
Однако, ООО "БАЙКАЛ" при возникновении трудностей с ремонтом фасада обратилось в письменной форме к Заказчику лишь в декабре 2023 года (срок выполнения работ до 23.10.2023 г.).
Довод Общество о принятии всех возможных действий по выполнению контракта не находит своего подтверждения, так как фактически доказательств о принятии мер для исполнения контракта в срок не представили.
На дату рассмотрения обращения Общество работы в полном объеме не выполнило. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на выполнение работ по контракту, в срок, отведенный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Общество, подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате бездействия Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно качественный и своевременный результат выполненных работ. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Общества.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "БАЙКАЛ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Кроме того, следует отметить, что в Самарское УФАС России ранее поступали обращения Заказчиков о ненадлежащем выполнении обязательств со стороны ООО "БАЙКАЛ" по контрактам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "БАЙКАЛ" (ИНН 6313535943, КПП 631701001, ОГРН 1106313000023, юридический адрес: 443004, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, САМАРА ГОРОД, ГРОЗНЕНСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 1, ЛИТЕРА Г3,Г, ОФИС 11; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Овцинов Александр Александрович (ИНН 631306327346) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "БАЙКАЛ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 января 2024 г. N РНП-63-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024