Резолютивная часть оглашена
22.01.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка расходных материалов для хирургии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина"" (извещение N 0142200001323030862, начальная (максимальная) цена контракта - 1 467 358,20 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении закупки, приложений к нему при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему, а именно в извещении Заказчика, приложениям к нему ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки (позиции 1 - 4 Технического задания), а именно техническим характеристикам по позициям 1 - 4 Технического задания соответствует товар одного производителя Ethicon. Объединены в один лот товары разных производителей (позиции 1 - 9 Технического задания), что ограничивает круг потенциальных участников аукциона,
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно доводам Заявителя, техническим характеристикам по позициям 1 - 4 Технического задания соответствует товар одного производителя Ethicon, объединены в один лот товары разных производителей (позиции 1 - 9 Технического задания).
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, все объединенные в рамках рассматриваемой закупки товары имеют общее функциональное назначение - они предназначены для проведения оперативных вмешательств определенной области хирургии (сосудистые операции) и могут быть использованы при проведении операции у одного пациента. Кроме того, без наличия одного расходного материала не будет достигнуто надлежащее функционировании электролигирующего оборудования Заказчика. Все закупаемые медицинские изделия применяются в одном технологическом процессе. Общий функционал и использование в одном технологическом процессе свидетельствует о наличии функционально-технологической связи между закупаемыми изделиями.
При описании объекта закупки Заказчик исходил из того, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на жизнь и здоровье пациента. Установление требований совместимости с имеющимися у Заказчика инструментами обусловлено целью достижения наилучшего хирургического эффекта и исключением негативных реакций, отрицательных последствий для здоровья и качества жизни пациентов, а также дает возможность подобрать аналоги расходных материалов для корректной работы оборудования.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн.рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем год)', составил более 100 млн. рублей.
По итогам 2022 г. в ГБУЗ "СОКБ им. В.И. Середавина" объем средств, направленных на закупку медицинских изделий, составил суммы свыше 100 млн. рублей. Соответственно, Заказчик вправе осуществлять закупки различных НИМИ в пределах 1 500 000,00 рублей.
Таким образом, включение в один лот Заказчиком медицинских изделий и расходного материала (товаров) не противоречит требованиям Постановления N620 ввиду того, что такие товары подпадают под категорию "расходные материалы", что является допустимым в силу пункта 2 Постановления N620, а также с учетом максимального значения цены контракта установленной в извещении в пределах максимального значения 1 500 000,00 рублей, установленного Постановлением 620.
В данной закупке объединены медицинские изделия и расходные материалы к ним для обеспечения эффективной и бесперебойной работы операционных блоков и хирургических отделений лечебного учреждения, так как закупаемый товар, используется в неразрывной связи между собой, и использование одной позиции товара, невозможно без другой.
Также, Заказчик отметил, что предметом торгов является закупка товара, а не его изготовление в соответствии с заказом, в связи с чем конкуренция на торгах проводится не среди производителей товара, а среди поставщиков товара.
Поставщиком медицинских изделий и расходных материалов может выступить любое физическое либо юридическое лицо, имеющее лицензию на соответствующий вид деятельности, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика.
Рынок закупаемых товаров является открытым, медицинские изделия (расходные материалы) с заявленными свойствами не являются эксклюзивным на рынке Российской Федерации и поставляются более, чем тремя дистрибьюторами медицинских изделий на территории РФ.
Кроме того, совокупности требований описания объекта закупки, помимо изделий производства компании Ethicon (Johnson & Johnson, США) , также соответствуют изделия производства компании Нейро-групп ("Энджин Медикал Эквипмент Мануфактуринг (Шанхай) Корпорэйшн", Китай) РЗН 2023/20546, ООО Интербиомед ("Рич Серджикал, Инк. *\Китай), РЗН 2020/10213.
Также, Комиссией принято во внимание обстоятельство представления трех коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов поставить товар, предусмотренный аукционной документацией.
На участие в закупке поступило и допущено 2 заявки.
Иных жалоб в антимонопольный орган по данной закупке не поступало.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявитель, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе не представил надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки, явку не обеспечил.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 января 2024 г. N 10-14860-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024