Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 258/24) Управления социального развития (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Рахимове А.Ф. (далее - Предприниматель, Поставщик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Перми Пермского края (лот N1) (изв. N 0356500001423004234).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423004234, Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Перми Пермского края (лот N1). Начальная (максимальная) цена контракта 2 786 817,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 16.01.2024 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17.01.2024 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.09.2023 г. между Заказчиком и ИП Рахимовым А.Ф. заключен контракт N 0356500001423004234 на приобретение жилого помещения в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Перми Пермского края (лот N1) (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 29.12.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Продавец обязуется передать за плату Заказчику жилое помещение в виде в виде отдельной квартиры (далее - жилое помещение), расположенное в г. Перми, Пермского края, соответствующей требованиям, указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять жилое помещение и оплатить его стоимость.
1.2. Жилое помещение приобретается в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
1.3. Количество приобретаемых жилых помещений установлено в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
1.4. Жилое помещение свободно от прав третьих лиц, не состоит под арестом, в споре, в залоге, не имеет иных обременений.
1.5. Общая площадь жилого помещения не менее 28 квадратных метров. Жилое помещение не принимается в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если общая площадь жилого помещения составляет менее 28 квадратных метров.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
Продавец и (или) жилое помещение перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) жилом помещении);
при определении Поставщика (подрядчика, исполнителя) Продавец представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии жилого помещения требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения Поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Общества является 29.12.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2024 г.
Информация об ИП Рахимове А.Ф. была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 10.01.2024.
Комиссией установлено, что заказчиком требования законодательства о закупках соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, Управление социального развития приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Пунктом 3.1.2. Контракта установлен срок окончания передачи жилого помещения 15.11.2023 г.
По состоянию на 29.12.2023 г. жилое помещение, соответствующее требованиям и нормам жилищного законодательства Российской Федерации, предъявляемым к жилым помещениям формирующегося специализированного жилищного фонда, Продавцом не предоставлено.
Поставщик в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
14.12.2023 г Заказчик признал в присутствии Поставщика при осмотре квартиры соответствие жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также требованиям, установленным Контрактом.
Вместе с тем, Поставщик обращает внимание на то, что Заказчик направил Предпринимателю особое мнение члена комиссии, согласно которому уже принятое Заказчиком помещение не соответствует положениям Контракта.
Кроме того, Поставщик сообщает, что 28.12.2023 г. Заказчик направил Поставщику на подпись по электронной почте соглашение о расторжении Контракта от 25.12.2023 г., которое было подписано Предпринимателем и направлено обратно Заказчику для дальнейшего оформления и размещения Заказчиком в ЕИС, однако, затем Заказчик без объяснения причин сам отказался подписывать вышеуказанное соглашение.
Также Поставщик поясняет, что на момент принятия Заказчиком Решения 29.12.2023 г. у Заказчика имелись необходимые и надлежащие доказательства о пригодности поставленного Продавцом жилого помещения и многоквартирного дома для проживания (Заключение МВК с Распоряжением территориального органа местного самоуправления г. Перми).
Комиссия обращает внимание на то, что требуемое помещение изначально 14.12.2023 было принято Заказчиком, о чем было составлено соответствующее заключение N 218/2 от 14.12.2023 о соответствии помещения требованиям о признании помещения пригодным для проживания, подписанное представителями Заказчика.
Однако, уже 15.12.2023 Заказчик направляет в адрес Предпринимателя вместе с сопроводительным письмом документ под наименованием "Особое мнение члена комиссии", в котором делает противоположные вышеуказанному заключению выводы.
Кроме того, 15.12.2023 Заказчик составляет акт приемки жилого помещения, где также приходит к противоположным относительно заключения о соответствии помещения требованиям о признании помещения пригодным для проживания выводам.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Рахимов А.Ф. исполнил 84 контракта.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ИП Рахимова А.Ф., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Рахимове А.Ф. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Рахимове А.Ф. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 января 2024 г. N РНП-59-28
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024