Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 18176-ЭП/23) Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АНО "ПБЖ "Оскар" (далее - Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Очерского городского округа. (икз. N 233593301228259330100100140000000244).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 17.01.2024 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 18.01.2024 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
20.03.2023 г. между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт на оказание услуг по проведению мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - Контракт). Цена контракта - 591 307,89 руб.
В связи с нарушением Исполнителем условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 01.12.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 6 Контракта).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 782 ГК РФ:
1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 12 Контракта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках, Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 40 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
01.12.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
01.12.2023 г. указанное решение было направлено Исполнителю посредством почты.
Согласно 25.12.2023 решение об одностороннем отказе Заказчика было вручено Исполнителю.
В силу п. 2 ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках, дата надлежащего уведомления Исполнителя - 25.12.2023 г.
Информация об одностороннем отказе от исполнения была направлена в Пермское УФАС России 11.01.2024 г.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Пунктами 4.4, 4.4.1 Контракта установлено, что Исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной услуги, предусмотренные Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Согласно пункту 4.4.8 Контракта Исполнитель обязан осуществлять отлов животных без владельцев в течение 3 рабочих дней со дня поступления информации от Заказчика о необходимости проведения отлова животных без владельцев. При значительной (более 50 км) удаленности места нахождения животных без владельцев от места нахождения Исполнителя отлов животных без владельцев осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со
дня поступления информации о необходимости проведения отлова животных без владельцев.
16.08.2023 направлена заявка на отлов N 278-01-03исх-569. По условиям Контракта отлов должен быть произведен не позднее 30.08.2023. После направления заявки и на дату предоставления претензии в связи с неисполнением данной заявки, отлов не производился.
17.08.2023 направлена заявка на отлов N 278-01-03исх-575. По условиям Контракта отлов должен быть произведен не позднее 01.09.2023. После направления заявки и на дату предоставления претензии в связи с неисполнением данной заявки, отлов не производился.
28.09.2023 направлена заявка на отлов N 278-01-03исх-681. По условиям Контракта отлов должен быть произведен не позднее 12.10.2023. Также направлена претензия от 16.10.2023 N 278-01-03исх-725 о необходимости отлова. После направления заявки и на дату предоставления претензии в связи с неисполнением данной заявки, отлов не производился.
03.10.2023 направлена заявка на отлов N 278-01-03исх-687. По условиям Контракта отлов должен быть произведен не позднее 17.10.2023. Также направлена претензия от 16.10.2023 N 278-01-03исх-725 о необходимости отлова. После направления заявки и на дату предоставления претензии в связи с неисполнением данной заявки, отлов не производился.
04.10.2023 направлена заявка на отлов N 278-01-03исх-689. По условиям Контракта отлов должен быть произведен не позднее 18.10.2023. Также направлена претензия от 16.10.2023 N 278-01-03исх-725 о необходимости отлова. После направления заявки и на дату предоставления претензии в связи с неисполнением данной заявки, отлов не производился.
09.10.2023 направлена заявка на отлов N 278-01-03исх-697. По условиям Контракта отлов должен быть произведен не позднее 23.10.2023. После направления заявки и на дату предоставления претензии в связи с неисполнением данной заявки, отлов не производился.
На основании вышеуказанного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
АНО "ПЖБ Оскар" в предоставленных пояснениях сообщает, что Контракт Исполнителем был исполнен на 45 %.
Также Исполнитель поясняет, что не смог исполнить оставшуюся часть обязательств по данному Контракту ввиду того, что Исполнителю оказывалось противодействие жителей города Очера.
Кроме того, в письменных пояснениях Исполнитель обращает внимание на то, что состав бригады по отлову собак в количестве четырех человек не мог более исполнять свои обязательства ввиду участия в СВО.
АНО "ПЖБ Оскар" также сообщает, что Заказчик неоднократно нарушал положения Контракта относительно оплаты счетов по выездам в соответствии с направленными заявками.
Кроме того, Исполнитель предлагал Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон, однако, утвердительного ответа так и не получил.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия обращает внимание на то, что Исполнителем была исполнена часть обязательств по Контракту в размере более 40 процентов.
Также Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик не отрицает факт исполнения АНО "ПЖБ Оскар" части обязательств по Контракту.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об АНО "ПЖБ Оскар" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об АНО "ПЖБ Оскар" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 января 2024 г. N РНП-59-30
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024