Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 456/24) МКУ "Управление технического заказчика" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Инвестпроект" (далее - Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации, в том числе разделов рабочей документации по строительству городского питомника растений на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:91384 (N изв. N 0156300008722000242).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008722000242, Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по разработке проектной документации, в том числе разделов рабочей документации по строительству городского питомника растений на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:91384. Начальная (максимальная) цена контракта 21 444 352,83 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.11.2022 г. между Заказчиком и ООО "Инвестпроект" заключен контракт N 12 на разработку проектной документации, в том числе разделов рабочей документации по строительству городского питомника растений на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:91384 (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 27.11.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектной документации, в том числе разделов рабочей документации по строительству городского питомника растений на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:91384 (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Результатом выполненных работ является предоставленные в соответствии с условиями настоящего Контракта результаты инженерных изысканий, согласованная в установленном порядке проектная документация "Разработка проектной документации, в том числе разделов рабочей документации по строительству городского питомника растений на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:91384".
1.3. Разработанная документация должна соответствовать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации", техническим регламентам, санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности и иным нормативным актам, а также требованиям настоящего Контракта.
1.4. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ, а также требования к гарантии качества выполненной работы, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.5. Срок начала выполнения работ: 25.11.2022 г.
1.6. Срок окончания выполнения работ: 20.09.2023 г.
1.7. Место выполнения работ: 614000, Пермский край, г. Пермь, улица Уинская.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
8.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления подрядчика является 27.12.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 09.01.2024 г.
Информация об ООО "ИнвестПроект" направлена в адрес Пермского УФАС России 12.01.2024 г.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, МКУ "Управление технического заказчика" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
07.11.2023 года Заказчиком в адрес ООО "ИнвестПроект" направлено письмо N 059-34/1-01-02-3-2907 об устранении замечаний к проектной документации.
По состоянию на 06.12.2023 года замечания Исполнителем не устранены.
Решением от 06.12.2023 N 059-34/1-01-02-3-3080 Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения муниципального контратак N 12 от 25.11.2022 г.
15.12.2023 года в соответствии ч.14 ст.95 Закона о закупках Заказчиком принято решение об отмене Решения от 06.12.2023 N 059-34/1-01-02-3-3080 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 12 от 25.11.2022 г.
21.12.2023 года Заказчиком направлено ООО "ИнвестПроект" письмо N 059-34/1-01-02-3-3160 об устранении недостатков проектной документации, принятии технических решений с учетом экономического обоснования и оптимизации расходов на строительство объекта, и корректировке проектно-сметной документации в срок не позднее 25.12.2023 года.
26.12.2023 года Заказчиком повторно направлено ООО "ИнвестПроект" письмо N 059-34/1-01-02-3-3200 об устранении недостатков проектной документации, обеспечении готовности проектной документации и инженерных изысканий для прохождения государственной экспертизы.
Обязательства Исполнителя по Контракту не исполнены, откорректированная проектно-сметная документация в установленный срок Заказчику не представлена.
Исполнитель в предоставленных пояснениях не отрицает факт увеличения сроков выполнения требуемых в соответствии с Контрактом работ, однако, обращает внимание на то, что данное увеличение произошло из-за того, что в ходе выполнения работ выявилась необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных Контрактом, в связи с чем сторонами 01.06.2023 г. подписан Акт о приостановке выполнения работ.
Также Исполнитель сообщает, что выполнение работ было приостановлено с 01.06.2023 до момента получения технического отчета о выполненных археологических полевых работах и Акта историко-культурной экспертизы земельного участка.
Акт приемки выполненных работ на проведение государственной историко-культурной экспертизы земельных участков подписан сторонами Контракта 17.11.2023 г.
06.12.2023 Заказчик решением N 059-34/1-01-02-3-3080 реализовывал свое право одностороннего отказа от исполнения Контракта в одностороннем порядке.
Вместе с тем, после внесения изменений в проектную документацию и направления скорректированная документации 08.12.2023 г в адрес Заказчика, МКУ "Управление технического заказчика" 15.12.2023 отменило решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, по мнению Исполнителя, Заказчик подтвердил, что все необходимые корректировки проектно-сметной документации Исполнитель выполнил.
Исполнитель также поясняет, что по инициативе Заказчика были проведены рабочие совещания, по итогам которых МКУ "Управление технического заказчика" приняло решение об изменении проектной документации в части сокращения стоимости строительства объекта.
С целью исполнения решения Заказчика 19.12.2023 г. Исполнителем направлено письмо N 19/У-25 с просьбой предоставления конкретного перечня изменений, которые необходимо внести в документацию, так как решение данного вопроса не относится к компетенции Исполнителя ввиду того, что указанные изменения не являются следствием некачественного выполнения работ, а основаны непосредственно на принятом Заказчиком решении.
21.12.2023 г. в адрес Исполнителя поступило письмо, в котором Заказчик сообщает о необходимости устранить недостатки проектной документации (ранее указанные в письме N 059-34/1-01-02-3-2907 от 07.11.2023), а также оценить принятые технические решения с целью экономического обоснования и оптимизации расходов на строительство.
Исполнитель отмечает, что указанные в письме недостатки проектной документации ранее устранены ООО "ИнвестПроект" в полном объеме, что подтверждается фактом отмены решения заказчика об одностороннем отказе от Контракта от 06.12.2023.
ООО "ИнвестПроект" обращает внимание на то, что каких-либо новых замечаний в адрес Исполнителя не направлялось.
С целью корректировки проектной документации в части сокращения стоимости строительства объекта Исполнитель повторно запросил у Заказчика конкретный перечень изменений, которые необходимо внести в разработанную проектно-сметную документации, так как выполнение данных работ не представляется возможным без принятия Заказчиком решения об уменьшении объема строительства, которое позволит обеспечить требуемое снижение.
Исполнитель поясняет, что ввиду отсутствия ответа Заказчика, 26.12.2023 г. письмом N 26/У-40 работы по Контракту были приостановлены.
В подтверждение своей позиции, сторонами данного рассмотрения в адрес Комиссии была предоставлена переписка между Заказчиком и Исполнителем в полном объёме, а также иные документы.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно письму Заказчика от 10.05.2023 N 059-33/3-01-08/3-245, в целях оптимизации, ускорения выполнения проектных работ Проектирование объекта планировалось вести без выделения этапов, единым объектом.
Вместе с тем, Заказчик в письме от 21.12.2023 N 059-34/1-01-02-3-3160 "О направлении информации по Объекту: строительство городского питомника растений" вновь выделяет отдельные этапы производства работ по разработке проектно-сметной документации.
Комиссия сообщает, что 27.12.2023 Заказчик заявляет решение об одностороннем отказе, в котором ссылается на письмо об устранении недостатков проектной документации от 21.12.2023 N 059-34/1-01-02-3-3160.
Вместе с тем, в письме от 21.12.2023 N 059-34/1-01-02-3-3160 Заказчик ссылается на недостатки проектной документации, ранее уже фигурировавшие в письме от 07.11.2023 N 059-34/1-01-02-3-2907, на которое, в том числе, Заказчик ссылается при обосновании первого решения об одностороннем отказе от 06.12.2023.
Вышеуказанное решение об одностороннем отказе 16.12.2023 было отменено Заказчиком, что подтверждает отсутствие выявленных недостатков в проектной документации, ранее послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Комиссия также обращает внимание на то, что между сторонами данного Контракта возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
Указанный выше спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Установленные Комиссией обстоятельства свидетельствуют о намерении Исполнителя исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя или об умысле ООО "ИнвестПроект" направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ИнвестПроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА
Не включать сведения об ООО "ИнвестПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 января 2024 г. N РНП-59-32
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024