Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 626/24) Управление ЖКХ администрации НГО (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Комфортная среда" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на благоустройство территории "Установка воркаутов" МБОУ ДО "ДЮСШ" г. Нытва (N изв. N 0356500001423000515).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423000515, Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг благоустройству территории "Установка воркаутов" МБОУ ДО "ДЮСШ" г. Нытва. Начальная (максимальная) цена контракта 1 948 165,20 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
04.04.2023 г. между Заказчиком и ООО "Комфортная среда" заключен контракт N 0356500001423000515 на благоустройство территории "Установка воркаутов" МБОУ ДО "ДЮСШ" г. Нытва (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 21.12.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории "Установка воркаутов" МБОУ ДО "ДЮСШ" г. Нытва (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: с даты заключения Контракта.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 15.07.2023 г.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
8.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
8.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
8.5.4. если Подрядчик не приступил к работам на объекте до "15" июня 2023 года.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления подрядчика является 21.12.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2024 г.
Вместе с тем, в нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, Информация об ООО "Комфортная среда" направлена в адрес Пермского УФАС России 16.01.2024 г.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, Управление ЖКХ администрации НГО приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1.3. и 1.4. Контракта, все работы должны были быть выполнены в период с 04.04.2023 по 15.07.2023 г.
В указанные сроки ООО "Комфортная среда" к выполнению работ не приступило.
23.06.2023 г. специалистами Управления ЖКХ администрации НГО произведен осмотр объекта и выявлено, что Подрядчик не приступил к работам в связи с чем был направлен запрос о предоставлении информации о причинах задержки производства работ (исх. N 1172 от 23.06.2023).
От ООО "Комфортная среда" получен ответ N 53/1 от 26.06.2023 г., что причиной задержки производства земляных и асфальтных работ явилась поломка техники.
24.07.2023 г. ООО "Комфортная среда" направило письмо с исходящим N 67 о том, что работы не завершены в связи с изменениями размеров площадки по инициативе Заказчика и возникшей необходимости внесения изменений в конфигурацию навеса на тренажерную площадку и соответственно увеличением срока ее изготовления.
24.07.2023 г. Управление ЖКХ администрации НГО в ответ на вышеуказанное письмо ООО "Комфортная среда" сообщает, что в адрес Управления ЖКХ администрации НГО не поступало предложений об изменении размеров площадки, и что работы должны быть завершены в срок.
От ООО "Комфортная среда" получен ответ N 71 от 26.07.2023 г. о том, что директор МБОУ ДО "ДЮСШ" Ощепков В.В., являющийся представителем инициатора проекта, и инженер МКУ "УКС" Болотов А.В., осуществляющий строительный контроль, сообщили Подрядчику о несоответствии размеров навеса, указанных в Техническом задании (12x12), снеговой нагрузке на него. В связи с чем Подрядчик просит согласовать изменения размеров навеса.
31.07.2023 г. Управление ЖКХ администрации НГО направляет ответ с исходящим N 1467 на письмо подрядной организации ООО "Комфортная среда" от 26.07.2023 N 71 о согласовании изменения размеров навеса и площадки с 12x12 на 8x18.
07.09.2023 Управлением ЖКХ администрации НГО в адрес подрядной организации ООО "Комфортная среда" направлено претензионное письмо с исходящим N 1773.
От ООО "Комфортная среда" получен ответ N 81 от 13.09.2023 г., что завершение работ по муниципальному контракту запланировано на 30.09.2023 г.
22.09.2023 N 1894 Управлением ЖКХ администрации НГО в адрес подрядной организации ООО "Комфортная среда" направлено письмо о нарушении сроков исполнения контракта и просрочке исполнения обязательства на 69 дней и о предоставлении документов, подтверждающих закупку навеса и тренажеров.
От ООО "Комфортная среда" ответ на данный запрос не получен.
17.10.2023 N 2092 Управлением ЖКХ администрации НГО в адрес подрядной организации ООО "Комфортная среда" направлено письмо о нарушении сроков исполнения контракта и просрочке исполнения обязательства на 94 дня.
От ООО "Комфортная среда" ответ на данный запрос не получен.
05.12.2023 г. Управлением ЖКХ администрации НГО в адрес подрядной организации ООО "Комфортная среда" направлен акт N 1 выездного контроля работ по мероприятию "Благоустройство территории "Установка воркаутов" МБОУ ДО "ДЮСШ" г. Нытва.
В ходе осмотра в присутствии представителей Подрядчика выявлено:
- бригадой подрядной организации ООО "Комфортная среда" в количестве
5 человек проводятся работы по установке тренажеров;
- на объекте отсутствует журнал производства работ.
Подрядчику определен срок выполнения и сдачи работ по муниципальному контракту - до 15.12.2023. Составленный акт был направлен Подрядчику по электронной почте.
От ООО "Комфортная среда" ответ не получен.
13.12.2023 г. ООО "Комфортная среда" поступило письмо N 119 о том, что в связи с изменением размеров навеса с 12x12 м на 8x18 м для его изготовления было использовано большее количество материала, чем учтено в J1CP к Контракту, и просьбой о перерасчете JICP, что соответственно ведет к изменению стоимости работ.
Заказчиком в Ваш адрес неоднократно направлялись претензии с требованием о выполнении условий муниципального контракта.
Требования, указанные в претензиях, ООО "Комфортная среда" исполнены не были, работы в полном объеме не выполнены, результат, предусмотренный положениями Контракта, не достигнут.
ООО "Комфортная среда" в предоставленных пояснениях не отрицает, что допустило просрочку исполнения своих обязательств по договору.
Вместе с тем, перед началом выполнения работ по асфальтированию при определении фактических границ объекта директор МБОУ ДО "ДЮСШ" г. и инженер по надзору за строительством МКУ "УКС", назначенные ответственными за контроль исполнения Контракта со стороны Заказчика в соответствии с Распоряжением Администрации Нытвенского городского округа N 460-р от 11.04.2023 года, сообщили, что необходимо изменить конфигурацию площадки с 12x12 метров на 8x18 в целях снижения снеговой нагрузки в зимнее время.
В связи с этим, в адрес Заказчика было направлено письма N67 от 24.07.2023 года и N 71 от 26.07.2023 года с просьбой согласовать новые размеры площадки.
Такое согласование было выражено заказчиком в письме N 1467 от 31.07.2023 года.
Подрядчик обращает внимание на то, что изменение длины сторон площадки потребовало повторное изготовление предусмотренного техническим заданием навеса, который исполнитель приобретал у третьих лиц.
Более того, Подрядчик сообщает, что на момент получения уведомления о расторжении Контракта, основные работы по контракту были завершены, готовилась документация для передачи результата работ Заказчику.
В подтверждение своей позиции, Подрядчик и Заказчик предоставили в адрес Комиссии переписку сторон в полном объёме, акты осмотра произведенных работ, а также иные документы.
Кроме того, Подрядчиком были предоставлены фотографии проделанной работы.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Установленные Комиссией при анализе переписки сторон, иных документов обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Подрядчика были направлены на исполнение положений Контракта, в частности, была проделана значительная часть работы, в частности, Подрядчиком была установлена сама площадка, тренажеры и навес в соответствии с изменениями, согласованными с Заказчиком.
Также Комиссия сообщает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Комфортная среда" исполнило 71 государственный Контракт.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ООО "Комфортная среда" направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Комфортная среда" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА
1. Не включать сведения об ООО "Комфортная среда" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 января 2024 г. N РНП-59-39
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2024