Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя, членов Комиссии: Н.А. Ворсиной - заместителя начальника отдела, М.А. Косенко - старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Березовский детский сад N 1 комбинированного вида" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "КрасМстрой" (далее - общество, ООО, подрядчик) (ИНН 2465162375) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта "Текущий ремонт отмостки и водосточной системы здания МБДОУ "Березовский д/с N 1 к/в" по адресу: 662520, Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка, ул. Советская, д.17 Литер А" (далее - контракт), извещение N 0319300156023000012 (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и ООО, указанным в контракте, размещенном в единой информационной системе (далее-ЕИС) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а
также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии ООО и Заказчиком представлены документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Представители Заказчика и ООО приняли участие в заседании Комиссии, личности установлены, полномочия подтверждены.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
25.07.2022 заключен Контракт между Заказчиком и ООО.
Комиссия отмечает, что ООО добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ООО, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Комиссией исследованы условия Контракта и приложения к нему.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, представленные сторонами, приходит к выводам о добросовестных действиях ООО при исполнении Контракта, что подтверждается следующим.
В соответствии с пункта 1.1. Контракта подрядчик принимает на себя обязательства по текущему ремонту отмостки и водосточной системы здания МБДОУ "Березовский д/с N 1 к/в" по адресу: 662520, Красноярский край, Березовский район, пгт. Березовка, ул. Советская, д.17 Литер А (далее - Работы), в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение 1 к контракту), техническим заданием (Приложение N 2), условиями Контракта, а Заказчик обязуется принять качественно выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Объем работ считать за 1 (одну) условную единицу.
Обществом выполнены работы по Контракту, в связи с чем, 04.12.2023 разместило в ЕИС документы о приемке работ.
Заказчиком 08.12.2023 размещен в ЕИС мотивированный отказ от приемки выполненных работ.
Основанием вышеуказанного послужило экспертное заключение, согласно которому выполненные работы не соответствуют заявленным требованиям, для обеспечения условий работоспособности водосточной системы здания требуется устранение установленных дефектов, указанных в заключении.
Представители Заказчика пояснили, что Обществом выполнено 40 % работ от общего объема, в частности, работа по возведению отмостки здания выполнена качественно.
Заказчиком в адрес Общества направлены претензии и требования об уплате штрафов, однако штрафы на сегодняшний день не оплачены, указанное представитель Общества не отрицает.
Так, 13.12.2023 ООО получено письмо от Заказчика, в соответствии с которым, Заказчик просил письменно проинформировать о сроках устранения выявленных недостатков, а также направить перечень документов и согласовать график проведения работ. В ответ на указанное письмо, Подрядчик уведомил о готовности выполнить доработки ориентировочно в срок до 22.12.2023 года.
Однако, ввиду невыполнения обязательств по Контракту в полном объеме, нарушении сроков исполнения обязательств по Контракту, Заказчиком 25.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим разом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 г N 14344/10, пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства только в случае, если должник по зависящим не т него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом или договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N 54, при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны . Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в ЕИС - 25.12.2023.
Датой надлежащего уведомления Заказчика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 25.12.2023.
Согласно информации, представленной в ЕИС, датой получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО является 25.12.2023.
В случае, если ООО не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 10.01.2023.
Однако, с учетом совокупности представленных материалов, Комиссия установила следующее.
ООО в адрес Заказчика направлен на утверждение график работ, согласно которому ООО планировало приступить к выполнению работ (дефектов, установленных экспертизой) с 22.12.2023 по 27.12.2023.
Заказчиком указанный график работ согласован не был, вследствие чего, в адрес ООО направлено письмо об отказе в согласовании графика.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что обеспечить доступ ООО на объект, в установленное Контрактом время, не представлялось возможным, поскольку объект Заказчика является дошкольным учреждение, где в указанный период проводились новогодние мероприятия.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что по их мнению, организация работы ООО не организована должным образом (отсутствуют квалифицированные специалисты), что повлекло за собой некачественное выполнение работ водосточной системы здания, однако при указанных обстоятельствах, Заказчик не считает ООО недобросовестным подрядчиком, на включении в РНП не настаивает.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Ввиду изложенного, Комиссия считает необходимым обратить внимание на действия, совершенные ООО, направленные на исполнение Контракта, согласно которым, ООО велась работа, предусмотренная условиями Контракта, осуществлялось активное взаимодействие с Заказчиком при исполнении Контракта, принимались меры для устранения дефектов, установленных экспертизой в установленный Законом срок (до вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта), однако, по независящим от ООО и Заказчика обстоятельствам, указанное реализовано не было, что не опровергнуто Заказчиком. Указанное влечет безусловное основание для отказа Заказчику во включении сведений в отношении ООО в РНП.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия рассматривает действия ООО только на предмет добросовестности. Комиссии не было представлено доказательств умышленного и намеренного уклонения ООО от исполнения обязательств по Контракту (от исполнения обязательств надлежащим образом). Факт существования таких доказательств Комиссией не установлен. При этом осуществление действий, направленных на выполнение работ, взаимодействие с Заказчиком в рамках исполнения обязательств не может свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Красмстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А. Косенко
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 января 2024 г. N 024/10/104-92/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2024