Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Ил Дя - главного специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Манаковой С.М. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
Заказчика - Еремцовой Е.В., Нелюбина В.В.;
Уполномоченного органа - Коваль О.В.;
Заявителя - Куприянова Д.Г.;
Третьего лица ООО "ЭкоСтар Технолоджи" - Николина С.В., Яремчука А.И.;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полимер Технология" (ИНН 6501194823) на положения извещения - утвержденное Департаментом городского хозяйства города Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по ликвидация несанкционированных свалок с территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"" (извещение N 0161300000123001252),
УСТАНОВИЛА:
15.01.2024 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, в котором допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В свой жалобе заявитель указывает на отсутствие указания места осуществления лицензируемого вида деятельности, выбран неверный код ОКПД2, некорректный расчет НМЦК, установление требований на наличие у Исполнителя действующей лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", лицензируемых видов деятельности - положениями Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с частью 1 пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
Лицензионные требования согласно части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 Положения в случаях и порядке, предусмотренном статьей 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензиатом (его правопреемником или иным предусмотренным федеральным законом лицом) в лицензирующий орган подается заявление о внесении изменений в реестр лицензий. В случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 части 1 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе при изменении мест осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности) и (или) намерении выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат (его правопреемник или иное предусмотренным федеральным законом лицо) направляет в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в котором указываются сведения об основаниях внесения изменений в реестр лицензий, включая заявляемые новые места осуществления лицензируемого вида деятельности, места, по которым прекращена такая деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена, сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности), о работах, выполнение которых лицензиатом прекращается.
Пунктом 8 Положения установлено, что осуществление деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Из вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации следует, что участнику закупки при осуществлении деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии, не требуется переоформления лицензии.
Таким образом, законодатель исключил привязку лицензированного вида деятельности (таких как сбор, утилизация и т.д.) к месту исполнения обязательств по контракту. То есть исполнитель имеет возможность осуществить погрузку отходов в месте исполнения контракта и транспортировать отходы до места осуществления лицензированного вида деятельности (сбора, утилизации и т.д.), указанного в его лицензии, которое может не совпадать с местом погрузки (транспортирования) отходов.
Кроме того, в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимость в наличии лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности после 1 марта 2023 года сохраняется, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности будет осуществляться не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Таким образом, исключена необходимость наличия лицензии на сбор в случае несовпадения места сбора с местом утилизации и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Из вышеизложенного следует, что законодателем предприняты меры для расширения возможностей лицензиатов осуществлять свою деятельность по месту ее осуществления, указанной в лицензии. Таким образом довод признается необоснованным.
Объектом спорной закупки является "Оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок с территории городского округа "Город Южно- Сахалинск", которое включает в себя погрузку, вывоз и утилизацию отработанных автомобильных шин. То есть предметом закупки является деятельность по обращению с отходами. Данная закупка на оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, в связи с этим, Заказчик обязан установить требования к Участникам о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения контракта не исключает необходимость наличия соответствующей лицензии у Участников закупки.
Также Заказчик обязан установить конечный вид деятельности с подтверждением результата оказания услуги в полном объеме. Ежегодно юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в рамках своей деятельности образуют отходы, обязаны сдавать Отчетность 2-ТП (отходы). В отчетности должны быть отражены все данные о передаче отходов Лицензированным предприятиям с обязательным указанием конечного вида деятельности по обращению с каждым отходом. Поэтому требование о предоставлении Заказчику акта утилизации является необходимой мерой для соблюдения им природоохранного законодательства РФ. Довод признается необоснованным.
Заявитель утверждает, что в закупочной документации не верно определен код ОКПД2 38.11.21.000 "Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Так, отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отработанные автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности.
К классу IV относятся мало опасные вещества, с низкой степенью вредного воздействия на окружающую среду.
В этой связи, код ОКПД2 38.11.21.000 "Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования" установлен правомерно. Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
По мнению Заявителя некорректно расчитана НМЦК. Как следует из пояснений Заказчика НМЦК была определена в соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)". Заказчиком получены коммерческие предложения от хозяйствующих субъектов, на основании которых и рассчитана НМЦК.
Вместе с тем на заседании Комиссии стало известно, что в настоящее время заявитель ООО "Полимер Технология" обладает лицензией с разрешенным видом деятельности в отношении соответствующих ФККО только на "транспортирование" (лицензия N Л020-00113-65/00103923 от 29.01.2010 г.), и соответственно не имеет возможности принять участие в вышеуказанной закупке. Таким образом, установление Заказчиком соответствующих требований к участником спорной закупки не нарушает права и законные интересы заявителя жалобы.
На основании вышеизложенного, доводы жалобы не находят своего подтверждения, жалоба признается необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полимер Технология" (ИНН 6501194823) на положения извещения - утвержденное Департаментом городского хозяйства города Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по ликвидация несанкционированных свалок с территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"" (извещение N 0161300000123001252) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Подпись |
Ил Дя Ким
|
|
Подпись |
С.М. Манакова
|
Исп.Ким И.Д.
тел.8 (4242) 55-70-24
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 января 2024 г. N 065/06/106-19/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024