Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя комиссии |
- заместителя руководителя управления - начальника отдела <_>.; |
членов комиссии:
в присутствии (с использованием системы видеоконференцсвязи): |
- заместителя начальника отдела <_>, - специалиста-эксперта <_>,
- от ГКУЗ "УОКПБ им. В.А. Копосова": - <_> (доверенность N 87 от 17.01.2024), - <_> (доверенность N 86 от 17.01.2024), |
рассмотрев дело N 073/06/106-21/2024 по жалобе ООО "Пульсар" (далее - заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N 0368200013423000089 (наименование объекта закупки - "Услуги по техническому обслуживанию систем автоматической охранно-пожарной сигнализации и оповещения зданий и сооружений ГКУЗ "УОКПБ им. В.А. Копосова"; заказчик - Государственное казённое учреждение здравоохранения "Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова" (далее - заказчик); начальная (максимальная) цена контракта - 210 000,00 руб., дата подведения итогов - 12.01.2024) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,
2024-372
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 204-ЭП/24 от 15.01.2024 (дата размещения в ЕИС - 12.01.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "Пульсар" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N 0368200013423000089.
Содержание жалобы содержит указание, в том числе, на следующее.
По мнению заявителя жалобы, заявка ООО "Пульсар" была необоснованно отклонена в связи с непредоставлением информации о лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, так как, согласно извещению, не требовалось прикладывать документы, подтверждающие наличие данной лицензии. При этом ООО "Пульсар" находятся в реестре лицензий.
Вх. N 321-ЭП/24 от 17.01.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Заказчик считает, что заявитель не освобожден от обязанности предоставить информацию о наличии лицензии. При это заявка ООО "Пульсар" не содержала никакой информации о наличии лицензии у заявителя, в связи с чем проверить наличие лицензии в реестре лицензий не было возможно, и заявка ООО "Пульсар" была правомерно отклонена.
На заседании Комиссии 18.01.2024, проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 19.01.2024 для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 25.12.2023 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0368200013423000089, наименование объекта закупки - "Услуги по техническому обслуживанию систем автоматической охранно-пожарной сигнализации и оповещения зданий и сооружений ГКУЗ "УОКПБ им. В.А. Копосова" (начальная (максимальная) цена контракта - 210 000,00 руб.).
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 11.01.2024 на участие в закупке поступило 3 заявки, предложения поступали от 2 участников, цена была снижена на 28,50 %.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 12.01.2024 заявка одного из участников была признана несоответствующей требованиям извещения и законодательства.
Рассмотрев представленные материалы и проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "Пульсар" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.
В пункте 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия в силу положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), заказчику необходимо установить требование о наличии соответствующей лицензии у участника закупки.
Согласно извещению N 0368200013423000089 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматической охранно-пожарной сигнализации и оповещения зданий и сооружений ГКУЗ "УОКПБ им. В.А. Копосова".
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление N 1128) утверждено положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
С учетом положений пункта 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ каждым лицензирующим органом (уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) его территориальными органами, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос") осуществляется самостоятельное ведение реестра лицензий по соответствующему виду деятельности в рамках установленных полномочий.
Частью 7 статьи 21 Закона N 99-ФЗ установлено, что информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
В соответствии с пунктом 26 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, выписка из реестра лицензий, которая содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляется исключительно лицу, имеющему доступ к таким сведениям.
Учитывая изложенное, в случае, если информация, размещенная в таких реестрах, включает сведения ограниченного доступа, такая информация может быть предоставлена исключительно лицу, имеющему доступ к указанным сведениям.
Частью 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ установлено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
Частью 3 статьи 9 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в целях исполнения требований подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
Извещением N 0368200013423000089 в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в качестве требования к участками установлено следующее требование: "в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Виды работ (услуг), выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ)".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При этом пунктом 1 частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Закона о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов от 12.01.2024 заявка ООО "Пульсар" (N 160) была признана несоответствующей требованиям законодательства и извещения по причине несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно: непредоставлена информация о лицензии на осуществление деятельности монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вместе с тем, "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" являющиеся приложением к извещению N 0368200013423000089, а также непосредственно извещение N 0368200013423000089 в разделе "Преимущества, требования к участникам" содержат указание на следующее: "В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 25.08.2023 N ОГ-Д24-7294 требования к подтверждающему документу не устанавливаются, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не предоставляется. В случае отсутствия сведений об участнике закупке в реестре лицензий, ведение которого осуществляет лицензирующий орган, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Согласно сведениям, представленным ООО "Пульсар", заявитель имеет лицензию, требования о наличии которой установлены в извещении (N Л014-00101-73/00098313, действующая).
Требований о предоставлении в составе заявки на участие сведений или информации о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений извещение N 0368200013423000089, в том числе, файл "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", являющийся приложением к извещению N 0368200013423000089, не содержат.
Вместе с тем, формирование извещения в указанном виде не соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку согласно положениям подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе участник закупки должен предоставить в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
Формирование заказчиком извещения в указанном виде не соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе и вводит участников закупки в заблуждение, а также не позволяет комиссии по осуществлению закупок надлежащим образом рассмотреть заявки на участие, что также подтверждается итогами рассмотрения заявок по указанному электронному аукциону, поскольку отсутствие требования о предоставлении документа, предусмотренного подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе повлекло отклонение заявки ООО "Пульсар".
Таким образом, жалоба ООО "Пульсар" является обоснованной.
Учитывая, что установленное нарушение может повлечь для участников закупки негативные последствия, предусмотренные частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пульсар" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязать:
- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0368200013423000089,
- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение N 0368200013423000089, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства,
на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 073/06/106-21/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> <_> |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19 января 2024 г. N 073/06/106-21/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024