Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - МУП "Яровской теплоэлектрокомплекс": Болдырев Р.О.;
от ООО "Ромакс": Уткин Е.В., Сизых М.П.;
при проведении внеплановой документарной проверки по жалобе ООО "Ромакс" от 27.12.2023 г., и обращению заказчика - МУП "ЯТЭК" о включении сведений об ООО "Ромакс", его учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 17, заключенного по итогам закупки N 0817200000323015320 "Поставка насосных агрегатов", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27.12.2023 г. в УФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Ромакс" на незаконные действия МУП "ЯТЭК" при исполнении контракта по закупке N 0817200000323015320 "Поставка насосных агрегатов".
15.11.2024 в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - МУП "ЯТЭК" о включении сведений об ООО "Ромакс" (далее- Поставщик, Общество), его учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 17, заключенного по итогам закупки N 0817200000323015320 "Поставка насосных агрегатов".
Проведя внеплановую документарную проверку по жалобе ООО "Ромакс" и обращению заказчика - МУП "ЯТЭК", Комиссия установила:
Представитель Заказчика пояснил, что товар по контракту не поставлен, просил включить ООО "Ромакс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители ООО "Ромакс" представили письменные объяснения, иные документы, просили не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Ромакс" готово передать товар Заказчику в любую согласованную дату.
Заслушав пояснения, изучив документы в материалах дела, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам:
18.10.2023 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000323015320 и на основании протокола подведения итогов от 03.10.2023 между МУП "ЯТЭК" и ООО "Ромакс" был заключен контракт на поставку насосов.
Цена контракта 4 825 795,31 руб.
По условиям заключённого контракта (пункт 1.1) Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно Заказчику насосы агрегатные (далее-товар) по наименованию(ям), качеству, комплектации, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1), в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 60 (шестьдесят) календарных дней со дня заключения Контракта (пункт 4.1 контракта).
Таким образом, поставка должна быть осуществлена до 17.12.2023 г.
Место поставки товара: Алтайский край, город Яровое, Предзаводская площадь, 2/19 (пункт 1.6 контракта).
В связи с тем, что на 18.12.2023 г., товар Заказчику по адресу, указанному в контракте не поставлен, 19.12.2023 г., последний принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, требует уплатить штраф (исх. N 3573-1 от 19.12.2023 г.).
Однако, Комиссия не находит оснований для включения ООО "Ромакс" в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В части 2 статьи 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из материалов дела следует, что ООО "Ромакс" в сроки, установленные контрактом, товар не поставил.
В связи с чем, Заказчиком 19.12.2023 г. сформировано и размещено в единой информационной системе (ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в силу 29.12.2023 г.
Из обстоятельств дела следует, что:
12.10.2023 г. между ООО "Ромакс" (Покупатель) и Hebei Beigong Pump Co., Ltd (Продавец) был заключен бизнес - контракт N BGMCP23103A, согласно которому, (Продавец) обязуется продать Покупателю модель насоса "Насос агрегатный многоступенчатый", 09.11.2023 г. Покупатель произвел оплату.
19.12.2023 г. международная транспортная компания ООО "Траско" уведомило ООО "Ромакс" (исх. N Kr 23-19) о размещении груза на складе консолидации в Маньчжурии (Китайская Народная Республика) вследствие землетрясения (скриншоты в материалах дела), что в свою очередь парализовало всю работу таможенного поста, и возникла загруженность пограничных переходов. Планируемая дата подачи авто для разгрузки сборных грузов на РФ (СФО) 27.12.2023 г.
20.12.2023 г. ООО "Ромакс" уведомило Заказчика о сложившейся ситуации, просило не расторгать контракт, отозвать односторонний отказ, гарантировало полное закрытие контракта до 31.01.2024 г.
21.12.2023 г. Заказник письмом N 3597 сообщил Поставщику, что в связи с прекращением финансирования краевых бюджетных средств в текущем году, продление срока поставки товара до 31.01.2024 г. невозможно.
22.12.2023 г. ООО "Ромакс" уведомило Заказчика, что в настоящий момент насосы движутся по территории РФ (транспортная накладная (международный формат) CMP TR2718/2330068)) и прибудут в пункт назначения 28.12.2023 г. Поставщик просил организовать приемку товара 28.12.2023 г., назначить ответственного за приемку и сообщить ООО "Ромакс" его данные для связи и уточнения информации (в соответствии с требованиями пункта 4.2 контракта).
В материалах дела имеется письмо ООО "Траско" N Kr 24-1 от 09.01.2023 г., согласно которому груз находится на складе временного хранения СВX ООО "Легион Сибирь Плюс" по адресу 630052 Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Толмачевская, 1/1 ул. Связистов, 147 в связи с тем, что в г. Яровое отсутствует склад временного хранения.
Дата прибытия груза на склад 28.12.2023 г.
Таким образом, материалами дела установлено, что в период с 19.12.2023 по 29.12.2023 г. товар фактически был готов к поставке.
Однако, воспользовавшись своим правом, на основании п.п.1, 2 статьи 523 ГК РФ, ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Для внесения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо установить существенное нарушение им условий контракта, наличие в контракте условия, позволяющее заказчику отказаться от его исполнения в одностороннем порядке, и факт расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Из вышеизложенного следует, что хотя сроки поставки и были нарушены Поставщиком, последним представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: велись телефонные переговоры с Заказчиком, переписка.
В соответствии с письмами от 25.12.2023 г., 28.12.2023 г. (исх. N 29-02/П/17065) ООО "Ромакс" обращалось к Министру промышленности и энергетике Алтайского края, в Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края с целью изыскания возможности продления срока контракта на 2024 г.
Таким образом, Обществом принимались меры, направленные на исполнение Контракта.
Изучив материалы и документы, представленные сторонами Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Поставщика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщиком, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать об уклонении от исполнения контракта и о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Ромакс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Ромакс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 января 2024 г. N 022/10/104/-32/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024