19 января 2024 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 17.01.2024 N 7/24 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Омской таможней (далее - заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг текущего ремонта и техобслуживания средств печати и копирования (сканирования)" (извещение N 0152100004723000048), электронного аукциона "Оказание услуг по диагностике и ремонту средств вычислительной техники" (извещение N 0152100004723000049) (далее также аукцион N 0152100004723000048, N 0152100004723000049, электронный аукцион, закупка)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 20.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152100004723000048 об осуществлении закупки на оказание услуг текущего ремонта и техобслуживания средств печати и копирования и сканирования с максимальным значением цены контракта 257000 руб.
09.01.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке было подано 3 заявки, из них ценовые предложения сделаны всеми участниками закупки, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 20.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.01.2024 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупок. Победителем определен участник с идентификационным номером заявки 20 (ООО "Сервисный центр АНТЕ") с максимальным значением цены контракта - 257 000 руб. и сумме цен единиц товара, работы, услуги - 407 059,87 руб.
12.01.2024 заказчиком сформирован и размещен в единой информационной системе проект контракта.
19.01.2024 победителем сформирован, подписан и размещен в ЕИС протокол разногласий.
2. 20.12.2023 на официальном сайте ЕИС заказчиком было размещено извещение N 0152100004723000049 об осуществлении закупки на оказание услуг по диагностике и ремонту средств вычислительной техники с максимальным значением цены контракта 150 000 руб.
09.01.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке было подано 3 заявки, из них ценовые предложения подавались всеми участниками закупки, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 30.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.01.2024 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупок. Победителем определен участник с идентификационным номером заявки 30 (ООО "Сервисный центр АНТЕ") с максимальным значением цены контракта - 150 000 руб. и сумме цен единиц товара, работы, услуги - 107 029,92 руб.
12.01.2024 заказчиком сформирован и размещен в единой информационной системе проект контракта.
19.01.2024 победителем сформирован, подписан и размещен в ЕИС протокол разногласий.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
16.01.2024 в Омское УФАС России поступило (вх. N 408/24) обращение заказчика, содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В обращении было указано, что у заказчика возникли обстоятельства непреодолимой силы, вызванные отсутствием (отзывом) лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату закупаемых услуг (извещения NN 0152100004723000048, 0152100004723000049).
Как установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Исключения из общего правила предусмотрены пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса, определяющим право получателя бюджетных средств заключать контракты на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, в настоящее время законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством предусмотрена возможность осуществления закупки только на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.
Получатель бюджетных средств заключает государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, предусматривающие исполнение обязательств по таким государственным (муниципальным) контрактам, иным договорам за пределами срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в случаях, предусмотренных положениями настоящего Кодекса и иных федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. Указанные положения, установленные для заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, применяются также при внесении изменений в ранее заключенные государственные (муниципальные) контракты, иные договоры.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд заказчик обязан заключить контракт с победителем закупки.
Вместе с тем принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств может привести к невозможности своевременной оплаты за поставленные товары (работы, услуги), что повлечет ответственность заказчика за неисполнение обязательств по контракту и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату товаров, работ, услуг.
Извещение об осуществлении закупки N 0152100004723000048 размещено 20.12.2023 в соответствии с позицией плана-графика закупок N 0025, где отражено, что планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки является 2023 год, планируемые платежи в сумме 257000 руб. должны осуществляться за счет средств 2024 года, что подтверждается информацией, отраженной в извещении N 0152100004723000048.
Извещение об осуществлении закупки N 0152100004723000049 размещено 20.12.2023 в соответствии с позицией плана-графика закупок N 0032, где отражено, что планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки является 2023 год, планируемые платежи в сумме 150000 руб. должны осуществляться за счет средств 2024 года, что подтверждается информацией, отраженной в извещении N 0152100004723000049.
В разделе "Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования" извещений о проведении электронных аукционов N 0152100004723000048 и N 0152100004723000049 установлено, что финансирование закупок осуществляется за счет бюджетных средств: средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение по обеим закупкам установлено на 2024 год.
В разделе "Финансирование за счет бюджетных средств" указан код бюджетной классификации Российской Федерации: "15301063941590049242".
Пунктом 2.4 раздела 2 "Цена контракта и порядок расчетов" электронного документа "Проект контракта" установлено: "Услуги оплачиваются Заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2024 год. Источник финансирования - Федеральный бюджет. КВР 242".
В подтверждение отсутствия лимитов бюджетных обязательств на проведение электронных аукционов N 0152100004723000048 и N 0152100004723000049 заказчиком в Омское УФАС России представлены (вх. N 408-ЭП/24 от 16.01.2024, N 543-ЭП/24 от 19.01.2024) копии следующих документов:
- справки о лимитах бюджетных обязательств на 16 января 2024 года по коду бюджетной классификации расходов 153 01 06 39 4 15 90049 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий";
- расходного расписания получателя бюджетных средств - Омская таможня N 153/26066/001 от 21.12.2023.
Из содержания представленных документов следует, что по состоянию на 01.12.2023 лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации расходов 153 01 06 39 4 15 90049 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" составляли 2 220 400 руб.
Вместе с тем расходным расписанием от 21.12.2023 N 153/26066/001 лимиты бюджетных обязательств по вышеуказанному коду бюджетной классификации расходов были отозваны главным распорядителем бюджетных средств.
По состоянию на 16.01.2024 лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации расходов 153 01 06 39 4 15 90049 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" составляют 0,00 руб.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств при заключении контракта может привести к невозможности своевременной оплаты за оказанные услуги, что повлечет ответственность заказчика за неисполнение обязательств по контракту и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;
2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки.
В силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Отмена бюджетных ассигнований может быть вызвана различными обстоятельствами, часть из которых можно предвидеть заранее, другая часть может являться непредвиденной.
В рассматриваемом случае на момент размещения 20.12.2023 Омской таможней в ЕИС извещений о проведении электронных аукционов N 0152100004723000048 и N 0152100004723000049 (срок окончания подачи заявок установлен 09.01.2024) до заказчика были доведены денежные средства на оплату закупаемых услуг.
Однако по обстоятельствам, не зависящим от воли и действий заказчика, лимиты бюджетных обязательств на проведение данных закупок отозваны главным распорядителем бюджетных средств расходным расписанием от 21.12.2023 N 153/26066/001.
Учитывая изложенное, принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии доведенных лимитов при заключении контракта с победителем закупки приведет к невозможности оплаты за оказанные услуги.
Руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Выдать Омской таможне, оператору электронной площадки ЭТП Газпромбанк предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 января 2024 г. N 055/10/99-55/2024 (ключевые темы: лимиты бюджетных обязательств - товар. работа. услуга. - получатели бюджетных средств - контрактная система в сфере закупок - ценовые предложения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024