Резолютивная часть оглашена 18 января 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей Муниципального дошкольного образовательного учреждения Захаровский детский сад N1 муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области <_> (приказ N60 от 01.08.2016), <_> (доверенность N3 от 15.01.2024), в присутствии представителей ООО "Центрстрой" <_> (доверенность б/н от 15.01.2024), <_> (доверенность б/н от 15.01.2024), <_> (доверенность б/н от 15.01.2024), рассмотрев обращение Муниципального дошкольного образовательного учреждения Захаровский детский сад N1 муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Центрстрой" (адрес: 39006, г. Рязань, ул. Грибоедова, д. 58, пом. Н3; ИНН 6229035580, КПП 623401001) (далее - Общество, Подрядчик), в связи с решением о расторжении в одностороннем порядке контракта на строительство объекта "Детский сад на 115 мест в с. Захарово, ул. Школьная Захаровского района Рязанской области" (извещение N0859200001123000494 от 01.02.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Муниципальным дошкольным образовательным учреждением Захаровский детский сад N1 муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области (далее - МДОУ Захаровский детский сад N1 муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области, Заказчик) инициирована закупка путем проведения электронного аукциона на строительство объекта "Детский сад на 115 мест в с. Захарово, ул. Школьная Захаровского района Рязанской области" (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 171 206 485 рублей 16 копеек.
На участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников с идентификационными номерами: 113494296, 113504101, 113492195.
13.02.2023 Аукционная комиссия подвела итоги электронного аукциона и признала победителем заявку ООО "Центрстрой" (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.02.2023 N ИЭА1).
27.02.2023 ООО "Центрстрой" и Заказчик заключили муниципальный контракт N0859200001123000494 от 27.02.2023 на строительство объекта "Детский сад на 115 мест в с. Захарово, ул. Школьная Захаровского района Рязанской области" с ценой контракта 152 373 771 (сто пятьдесят два миллиона триста семьдесят три тысячи семьсот семьдесят один) рубль 26 копеек.
29.12.2023 в связи с тем, что Подрядчиком не выполнены условия муниципального контракта, Заказчиком в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС) и разделом 11 "Расторжение и изменение условий контракта" муниципального контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В связи с изложенным Заказчиком поданы документы для внесения Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные Заявителем документы, Комиссия сделала вывод, что они полностью соответствуют требованиям статьи 104 Закона о ФКС и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссия пришла к следующему выводу:
Между Заказчиком и Подрядчиком 27.02.2023 заключен муниципальный контракт N0859200001123000494 на строительство объекта "Детский сад на 115 мест в с. Захарово, ул. Школьная Захаровского района Рязанской области" с ценой контракта 152 373 771 (сто пятьдесят два миллиона триста семьдесят три тысячи семьсот семьдесят один) рубль 26 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 "Предмет контракта" Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок, в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документацией выполнить работы: Строительство объекта "Детский сад на 115 мест в с. Захарово, ул. Школьная Захаровского района Рязанской области"(далее - Работы), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить обусловленную цену в сроки и в порядке, установленные настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.5 "Предмет контракта" сроки выполнения работ по настоящему Контракту: с 15.03.2023 г, но не ранее даты заключения контракта до 15.12.2023 г.
Работы осуществляются Подрядчиком в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N 1) и графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2), являющихся неотъемлемой частью Контракта
По состоянию на 18.01.2024 обязательства по муниципальному контракту N0859200001123000494 от 27.02.2023 на строительство объекта "Детский сад на 115 мест в с. Захарово, ул. Школьная Захаровского района Рязанской области" в полном объеме не исполнены.
29.12.2023 в связи с тем, что Подрядчиком не выполнены условия муниципального контракта, Заказчиком в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о ФКС и разделом 11 "Расторжение и изменение условий контракта" муниципального контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о ФКС в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о ФКС решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления Исполнителя, то есть решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу с учетом положений Гражданского Кодекса Российский Федерации 10.01.2024.
Вместе с тем в письменных и устных объяснениях причин неисполнения муниципального контракта на строительство объекта "Детский сад на 115 мест в с. Захарово, ул. Школьная Захаровского района Рязанской области" Общество сообщило, что Подрядчик не имел умысла неисполнения Контракта.
Согласно положениям п. 3.2.3 Заказчик обязал передать Подрядчику в течение 5 (пяти) календарных дней с момента заключения Контракта по акту приема-передачи:
- проектную документацию, утвержденную Заказчиком;
- площадку, для выполнения Подрядчиком работ по Контракту;
- разрешение на строительство.
Согласно акта приема-передачи исх.N4 от 03.03.2023 Подрядчику передана только площадка и проектно-сметная документация.
Исходя из положений статьи 51 Гражданского Кодекса РФ право на осуществления строительных работ законодательно связано исключительно с наличием у правообладателя конкретно установленного документа - разрешения на строительство.
Однако разрешение на строительство N62-02-22-2023 спорного объекта получено Заказчиком 21.04.2023, то есть с просрочкой на 48 дней, что не могло не повлиять на сроки выполнения строительно-монтажных работ.
Кроме того, Подрядчик сообщил, что проектная документация, выданная Заказчиком, имела ряд разночтений и несоответствий в разделах проекта ПЗ, АР и КР, а также проектных ошибок.
Так, 16.05.2023 уполномоченным органом - Управлением капитального строительства города Рязани, осуществляющим строительный контроль объекта, в адрес Заказчика 16.05.2023 выдано предписание о приведении проектной документации в соответствие с принятыми архитектурно-планировочными решениями с учетом выданных замечаний.
05.06.2023 Заказчик уведомил Подрядчика о направлении в адрес проектной организации ООО "Веста" уведомления о необходимости внесения изменений в проектную и рабочую документацию с учетом замечаний МП "УКС" (письмо N35 от 05.06.2023).
Согласно пояснениям МП "УКС" необходимые изменения внесены проектной организацией ООО "Веста" в июле 2023 года и выданы в производство работ.
Помимо этого, Подрядчик в ходе исполнения контракта неоднократно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению муниципального контракта в установленный срок, в том числе:
- замена ФБС с маркой бетона по водонепроницаемости, W8 на ФБС с показателем водонепроницаемости W4 в связи с расхождениями между данными проекта и сметной документации;
- длительное согласование устройства фасада (в связи с тем, что предусмотренный проектом для устройства фасада здания зеленый кирпич не выпускается заводами-изготовителями Подрядчик письменно исх. N083 от 14.04.2023 обратился к Заказчику с просьбой о согласовании замены облицовочного кирпича зеленого цвета на цвет одного из прилагаемых образцов. 04.10.2023 исх. N103 в адрес Подрядчика направлен утвержденный вариант фасада);
- получение технологического присоединения к сетям газораспределения и заключение соглашения N5 от 19.05.2023 с АО "Газпром газораспределение Рязанская область" на проектные и строительно-монтажные работы по перекладке подземного газопровода среднего давления Д-108 мм, не предусмотренные технологическими условиями.
Изучив представленные документы, Комиссии не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что отставание от графика по производству работ допущено исключительно по вине ООО "Центрстрой".
Вместе с тем Подрядчик предпринимал действия для исполнения муниципального контракта N0859200001123000494 от 27.02.2023.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Подрядчика направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, в то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Подрядчиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Представление Муниципального дошкольного образовательного учреждения Захаровский детский сад N1 муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Центрстрой" (адрес: 39006, г. Рязань, ул. Грибоедова, д. 58, пом. Н3; ИНН 6229035580, КПП 623401001) оставить без удовлетворения.
2. Сведения в отношении ООО "Центрстрой" (адрес: 39006, г. Рязань, ул. Грибоедова, д. 58, пом. Н3; ИНН 6229035580, КПП 623401001) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 23 января 2024 г. N 062/10/104-13/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - муниципальный контракт - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - подрядчик - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024