рассмотрев материалы дела N 7-3/13 по обращению заказчика - Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Дальневосточное дорожное управление-27" (ИНН 2723219599) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.01.2023 N 0122300006622000036/44 (реестровый номер контракта 32713006915 23 000003) на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального района имени Лазо Хабаровского края "Сидима-Золотой-Сукпай", заключенного по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122300006622000036), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "Дальневосточное дорожное управление-27",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 11.01.2023 N 0122300006622000036/44 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального района имени Лазо Хабаровского края "Сидима-Золотой-Сукпай" заключен по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122300006622000036) (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предмет контракта: Выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального района имени Лазо Хабаровского края "Сидима-Золотой-Сукпай".
Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 1 924 956 (Один миллион девятьсот двадцать четыре тысячи девятьсот пятьдесят шесть) рублей 84 копейки, НДС не облагается.
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 4.4.2 контракта Подрядчик обязан выполнить все Работы, предусмотренные по настоящему контракту, в соответствии с Технической частью, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Согласно п. 5.1.2 контракта Срок выполнения (завершения) Работ: c даты заключения контракта по 31.12.2023.
Условиями выполнения Работ в соответствии с Технической частью является обязательство выполнить работы по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального района имени Лазо Хабаровского края "Сидима-Золотой-Сукпай", которая относится к 4 технической категории.
Согласно п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
-в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки выполнения Работ более чем на 30 дней (п. 13.2.1 контракта);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.2 контракта).
Пунктом 4.4.14 контракта предусмотрена обязанность Подрядчика Обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по автомобильной дороге, а также сохранность всего имущества, входящего в состав автомобильной дороги.
Технической частью предусмотрено обязательство выполнения работ в полном соответствии с требованиями нормативных, правовых, нормативно-технических документов и стандартов Российской Федерации в области дорожного строительства, в том числе перечень таких актов приведен в разделе 5 Технической части.
ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее ГОСТ). Таблица 8.1 предусматривает срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) с момента окончания снегопада и (или) метели для дорог 4 технической категории 6 часов.
Пунктом 8.2 ГОСТ предусмотрено, что во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категории 4 допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 2(4) см.
Работы по зимнему содержанию выполняются в период с 11.01.2023 по 30.04.2023 и с 01.10.2023 по 31.12.2023.
За отчетный период с 11.01.2023 по 30.04.2023 подрядчик в соответствии с п. 6.3 контракта разместил акт приемки выполненных работ N 1 от 04.05.2023 с исправлением N 1 от 11.05.2023.
15.05.2023 работы были приняты Заказчиком в полном объеме без замечаний. Платежным поручением N 167768 от 16.05.2023 работы по контракту оплачены Заказчиком в размере 769 982,72 рубля.
07.11.2023, 14.11.2023 Закачику поступила информация о наличии на проезжей части автомобильной дороги "Сиидима-Золотой-Сукпай" рыхлого снега и снежного наката толщиной свыше 15 см. рыхлого снега. В связи с неудовлетворительными дорожными условиями нарушено обеспечение жизнедеятельности населения п. Сукпай.
15.11.2023, 23.11.2023 Заказчиком направлены претензии в адрес Общества с требованием провести необходимые мероприятия по устранению указанных дефектов и уведомлении Заказчика о завершении работ.
Ответа на указанные претензии от Общества не поступило.
16.11.2023, 24.11.2023 Заказчиком проведен осмотр автодороги "Сидима-Золотой-Сукпай" с целью проверки соблюдения условий контракта от 11.01.2023 N 0122300006622000036/44.
Уведомленные надлежащим образом об осмотре представители подрядчика на осмотр не явились.
В ходе осмотра установлены нарушения на всей протяженности автомобильной дороги: наличие снежного наката более 5 см, зимняя скользкость.
Выявленные нарушения в период с 01.10.2023 по 26.12.2023 работы по зимнему содержанию автомобильной дороги подрядчиком не выполнялись в полном объеме. Таким образом просрочка выполнения работ составила более чем 30 дней.
Что явилось основанием для принятия решения заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате изучения материалов дела 7-3/13, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
26.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что исполнителем контракта допущено существенное нарушение условий контракта.
26.12.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
09.01.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "ДДУ-27" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Дальневосточное дорожное управление-27", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Дальневосточное дорожное управление-27" в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не приняло, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявило и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого министерства здравоохранения Хабаровского края об ООО "Дальневосточное дорожное управление-27" (ИНН 2723219599), о генеральном директоре (учредителе) Бородине Алексее Владимировиче (ИНН 271306819984) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.01.2023 N 0122300006622000036/44 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения муниципального района имени Лазо Хабаровского края "Сидима-Золотой-Сукпай" на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 января 2024 г. N РНП-27-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024