рассмотрев материалы дела N 7-3/6 по обращению заказчика - Законодательная дума Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Система Плюс" (ИНН: 2464150257), о директоре (учредителе) Общества Люминарской Екатерине Евгеньевне (ИНН: 246211917503) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 05.06.2023 N 117-ЗД на поставку стульев на деревянном каркасе (извещение N 0122200000623000037) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Система Плюс",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 05.06.2023 N 117-ЗД на поставку стульев на деревянном каркасе между Законодательной думой Хабаровского края и ООО "Система Плюс" заключен по результатам проведения электронного аукциона (извещение N 0122200000623000037) (далее - контракт).
В соответствии с п.1.1 контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику стулья на деревянном каркасе (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно п. 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар в помещение Заказчика по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, д. 19, зал заседаний (далее - место доставки) в срок до 01 сентября 2023 года включительно.
Поставщик не менее чем за два рабочих дня до осуществления поставки товара направляет в адрес Заказчика уведомление по электронной почте (mto03@duma.khv.ru) о времени и дате доставки товара в место доставки.
Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара сведениям, содержащимся в документах Поставщика, указанных в пункте 3.3 настоящего раздела и в подпункте 4.1.5 пункта 4.1 раздела 4 настоящего контракта (п. 3.4 контракта).
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных настоящим контрактом, в части их соответствия условиям настоящего контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных настоящим контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (п. 3.5 контракта).
При выявлении несоответствий в поставленном товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.6 настоящего раздела размещает в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (п. 3.7 контракта).
Поставщик обязан:
- Поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом и спецификацией (п. 4.1.1 контракт);
- Обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом и спецификацией (п. 4.1.2 контракта).
В соответствии с п. 5.1 контракта Поставщик гарантирует, что поставляемый товар соответствует наименованию, количеству и иным характеристикам, установленным настоящим контрактом.
Товар должен быть упакован и замаркирован в соответствии с действующими стандартами.
Поставщик поставляет товар в упаковке, позволяющей транспортировать его любым видом транспорта на любое расстояние, предохранять от повреждений, загрязнений, утраты товарного вида и порчи при его перевозке с учетом возможных перегрузок в пути и длительного хранения (п. 5.2 контракта).
Согласно приложению N1 к контракту "Спецификация" к поставке необходим следующий товар:
1. Стул на деревянном каркасе, 40 шт., Страна происхождения товара - Российская Федерация;
2. Стул на деревянном каркасе, 63 шт., Страна происхождения товара - Российская Федерация.
Материалами дела установлено, что 06.09.2023 Заказчиком направлена претензия в адрес Общества, согласно которой требуют исполнить обязательства по контракту в срок до 22.09.2023.
18.09.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо согласно которому просят рассмотреть вариант увеличения срока исполнения контракта до 30.10.2023, также указывают, что задержка товара произошла в связи с нахождением столяра на стационарном лечении, экономической ситуацией, нарушением логистических связей и цепочек.
25.09.2023 Заказчиком направлена в адрес Общества о нарушении сроков поставки товара, требуют исполнить обязательства по контракту.
25.09.2023 Обществом направлен ответ на претензию в которой просят рассмотреть вариант увеличения срока исполнения контракта до 30.10.2023.
31.10.2023 Заказчиком направлена в адрес Общества о нарушении сроков поставки товара, требуют исполнить обязательства по контракту.
Аналогичная претензия направлена 05.12.2023, 26.12.2023
28.12.2023 Заказчиком составлен акт о проведении экспертизы поставленного товара, согласно которому фактически стулья поставлены 26.12.2023, по результатам проведения экспертизы установлено, что стулья поставлены в упаковке, не предохраняющей их от повреждений, утраты товарного вида и порчи при перевозке с учетом перегрузок в пути и длительного хранения, нарушена целостность упаковки стульев, на 37 стульях присутствуют царапины, сколы, вмятины, дефекты лакокрасочного покрытия, 17 стульев имеют неплотные стыки соединений, на 12 стульях сломаны подлокотники, боковые проножки, 9 стульев с неплотно прилегающей тканью к спинкам стульев, торчащие нитки на стыках, засохший выделенный из стыков между деталями стульев клей.
29.12.2023 Заказчиком направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке, по основаниям, указанным в акте от 28.12.2023.
29.12.2023 Заказчиком принят односторонний отказ от исполнения контракта, в связи с существенным нарушением условий контракта.
30.12.2023 Обществом направлен ответ в адрес Заказчика, согласно которому с решением экспертизы не ознакомлены, повреждения товара связаны с некачественной транспортировкой товара перевозчиком ИП Морозова А.А.
В результате изучения материалов дела 7-3/6, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
29.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что исполнителем контракта допущено существенное нарушение условий контракта.
29.12.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
09.01.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
Обществом в материалы дела представлены пояснения, согласно которым 06.12.2023 товар передан перевозчику с целью доставки по адресу, указанному в контракте. Поставщик в целях обеспечения надлежащего исполнения обязательств по контракту оплатил перевозчику дополнительную упаковку товара. Таким образом, поставщик, произведя оплату дополнительной упаковки, рассчитывал на добросовестность со стороны перевозчика, а также обеспечил со своей стороны исчерпывающие меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
В материалы дела Обществом представлен счет на оплату N 517 от 06.12.2023 на организацию перевозок грузов, а также доупаковку грузов, платежное поручение от 19.12.2023 N551.
Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, в силу положений статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
При таких обстоятельствах, неисполнение контрагентом обязательств перед Обществом, само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии у последнего обязанности надлежащего исполнения перед Заказчиком принятых на себя обязательств, и относится к правоотношениям самого Общества с третьим лицом.
Комиссия Хабаровского УФАС России также отмечает, что срок поставки товара по контракту 01.09.2023, при этом фактически товар поставлен в адрес Заказчика 26.12.2023.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Система Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Система Плюс", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Система Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Законодательной думой Хабаровского края об ООО "Система Плюс" (ИНН: 2464150257), о директоре (учредителе) Общества Люминарской Екатерине Евгеньевне (ИНН: 246211917503) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 05.06.2023 N 117-ЗД на поставку стульев на деревянном каркасе (извещение N 0122200000623000037) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 января 2024 г. N РНП-27-28
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024