Резолютивная часть объявлена 24.01.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 26.01.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Начальник отдела контроля закупок Управления;
- Мацола А.А. - Старший специалист 1 разряда отдела контроля закупок Управления.
от Заявителя - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Абдуллаева О.С по доверенности N01-20-Дов-70 от 13.09.2023,
рассмотрев жалобу ООО "ГрандАп" (ОГРН: 1197746617672, ИНН: 9706003137) от 18.01.2024 N 488/24, на действия Заказчика, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения веб-сайтов в сети Интернет (извещение N 0187300005823000591) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с
пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "ГрандАп" (ОГРН: 1197746617672, ИНН: 9706003137) от 18.01.2024 N 488/24, на действия Заказчика, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения веб-сайтов в сети Интернет (извещение N 0187300005823000591).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению Заявителя, по результатам подведения итогов электронного аукциона аукционной комиссией Заказчика неправомерно отклонена его заявка.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе проведение электронного аукциона при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно извещению предмет закупки: Оказание услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения веб-сайтов в сети Интернет.
Согласно извещению N 0187300005823000591 Заказчиком установлены следующие требования к участникам:
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Установлено: наличие действующей лицензии на предоставление телематических услуг связи. Подтверждением наличия соответствующей лицензии является запись в реестре лицензий.
Согласно протоколу подведения итогов на участие в аукционе было подано 3 заявки, из них соответствует требованиям: 1; отклонено: 2, в том числе заявка ООО "ГрандАп" (N157) по следующим основаниям:
"Пп."н" п.1 ч.1 ст. 43 (в реестре лицензий отсутствует действующая лицензия на предоставление телематических услуг связи)
П.п.н) п.1) Приложения 3 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению".
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании), лицензированию подлежит оказание услуг связи.
Частью 2 статьи 21 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" утверждены Правила формирования и ведения реестра лицензий и Типовая форма выписки из реестра лицензий.
Пунктом 22 указанных Правил установлено, что по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются из реестра лицензий в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании.
Согласно части 8 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
При этом, частью 9 статьи 21 Закона о лицензировании предусмотрено, что выписка из реестра лицензий содержит все сведения, предусмотренные пунктами 1 - 8 части 2 данной статьи, а также сведения о дате формирования выписки.
Между тем частью 2 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Федерального закона от 27.12.2019 г. N 478-ФЗ) установлено, что записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 01.01.2022.
Таким образом, с 01.01.2022 сведения обо всех (в том числе выданных ранее) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий, а из буквального толкования положений части 3 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 г. N 478-ФЗ следует, что лицензии, выданные до 01.01.2021, подтверждают наличие у лицензиата лицензии лишь на 01.01.2021.
Из приведенных выше положений действующего законодательства установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют конкретный вид деятельности, на основании специального разрешения - лицензии, которое подтверждается записью в реестре лицензий, соответственно, подтверждающими последнее документами являются выписка из реестра лицензий (существующая в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В подпункте "н" пункта 1 Приложения к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению" был установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 закона о контрактной системе, в том числе:
1) требуется, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- наличие действующей лицензии на предоставление телематических услуг связи.
Подтверждением наличия соответствующей лицензии является запись в реестре лицензий.
Комиссия Управления, изучив заявку участника, установила, что в заявке ООО "ГрандАп" в качестве подтверждения своего соответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствует выписка из реестра лицензий на оказание услуг связи.
Таким образом, Заказчиком правомерно отклонена заявка Заявителя, довод является необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит оказание услуг связи.
Согласно извещению предметом закупки является: "Оказание услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения веб-сайтов в сети Интернет".
Заказчиком в извещении установлено требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии действующей лицензии на предоставление телематических услуг связи. Подтверждением наличия соответствующей лицензии является запись в реестре лицензий.
Согласно пункту 32 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 3 таблицы технического задания предметом закупки является в том числе "Услуги электронной почты и возможности рассылок, ежемесячно".
Под термином "электронная почта" понимают прием/передачу телематических электронных сообщений непосредственно абонентам.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" прием и передача телематических электронных сообщений непосредственно абонентам осуществляется в рамках оказания телематических услуг связи.
Таким образом, в случае оказания услуги по приему/передаче телематических электронных сообщений непосредственно абонентам необходимо в установленном законодательством Российской Федерации порядке получить лицензию на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи.
Согласно техническому заданию Заказчику требуется следующее.
N п/п |
Наименование услуг |
Период предоставления услуг |
1 |
Аренда и поддержка выделенного сервера в сети Интернет, ежемесячно |
11 месяцев |
2 |
Аренда и поддержка выделенного сервера в сети Интернет, ежемесячно |
11 месяцев |
3 |
Услуги электронной почты и возможности рассылок, ежемесячно |
11 месяцев |
4 |
Продление доменных имён Заказчика (admugorsk.ru, ugorsk.ru) у аккредитованного регистратора соответствующей доменной зоны, один раз в год |
1 год |
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком согласно техническому заданию объеденены в один лот услуги хостинга, аренда и поддержка выделенного сервера, которые не требуют наличие лицензии на услуги связи, а также услуги электронной почты, требующие наличие лицензии.
Под хостингом понимается услуга по предоставлению ресурсов для размещения информации на сервере, постоянно имеющем доступ к сети "Интернет".
Так, в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ под провайдером хостинга понимается лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".
Как следует из разъяснений Роскомнадзора по вопросу лицензирования деятельности провайдеров хостинга, указанные услуги не являются услугами связи. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предоставляется провайдеру хостинга оператором связи на основании договора оказания услуг связи. В связи с этим деятельность провайдеров хостинга в настоящее время не требует получения лицензии на оказание услуг связи.
Аренда и поддержка выделенного сервера в сети Интернет также не относится к телематическим услугам связи и не требует получения лицензии на данный вид деятельности.
Таким образом, оказание телематических услуг связи заказчику требуется только по одному пункту технического задания, в связи с чем извещение содержит излишнее требование о наличии действующей лицензии на предоставление телематических услуг связи, что ограничивает конкуренцию.
Следовательно, Заказчику необходимо установить требование о наличии лицензии на предоставление телематических услуг связи к исполнителю, а не к участнику, т. к. отправка электронных писем не является преобладающим видом услуги.
На основании вышеизложенного, Заказчиком нарушены положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Жалоба ООО "ГрандАп" (ОГРН: 1197746617672, ИНН: 9706003137) от 18.01.2024 N 488/24 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГрандАп" (ОГРН: 1197746617672, ИНН: 9706003137) от 18.01.2024 N 488/24, на действия Заказчика, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения веб-сайтов в сети Интернет (извещение N 0187300005823000591) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрация города Югорска нарушение положений части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Андрейцева Е.А.
Мацола А.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 января 2024 г. N 086/06/31-107/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2024