Резолютивная часть оглашена 19.01.2024
В полном объеме изготовлено 24.01.2024 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
__.
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13 А; далее - Министерство) - _.. (доверенность N 13 от 18.01.2024);
исполнителя - Общества с ограниченной ответственностью "Партнёр" (ИНН: 2309114688; КПП: 231001001; адрес юридического лица: 350000, г. Краснодар, ул. им. Митрофана Седина, д. 41; далее - ООО "Партнёр", Обществом) - _.. (доверенность N б/н от 17.01.2024),
рассмотрев сведения, поступившие от государственного заказчика - Министерства об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта N 6 от 14.06.2022 (реестровый номер контракта - 25321114249 22 000006), заключенного с победителем закупки - ООО "Партнёр" по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение N 0150200003922000379 о проведении которого в ред. N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 26.05.2022,
УСТАНОВИЛА:
12.01.2024 в Новгородское УФАС России от государственного заказчика - Министерства поступили сведения об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта N 6 от 14.06.2022 (реестровый номер контракта - 25321114249 22 000006), заключенного с победителем закупки - ООО "Партнёр" по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение N 0150200003922000379 о проведении которого в ред. N ИИ1 было размещено на официальном сайте 26.05.2022 (вх. N 158-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее - Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила) (далее - Постановление N 1078).
Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией осуществлена внеплановая проверка соблюдения муниципальным заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта.
В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном исполнителе установлено следующее.
26.05.2022 уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области на официальном сайте было размещено извещение N 0150200003922000379 в редакции N 2 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области.
Согласно протоколу от 01.06.2022 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем рассматриваемой закупки было признано ООО "Партнёр".
14.06.2022 между государственным заказчиком - Министерством и победителем закупки - ООО "Партнёр" был заключен государственный контракт N 6 от 14.06.2022 (реестровый номер контракта - 25321114249 22 000006), цена контракта - 347 597,00 рублей; далее - Контракт) на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области.
Государственный контракта N 2 от 29.04.2022 (реестровый номер контракта - 2532111424922000002) на выполнение работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, в отношении которых должен осуществляться строительный контроль по настоящему Контракту, был заключен между государственным заказчиком - Министерством и подрядчиком - Обществом с ограниченной ответственностью "ГАБИОН" (далее - ООО "ГАБИОН") по итогам проведения закупки N 0150200003922000212 (далее - государственный контракт N 2 от 29.04.2022).
В соответствии с пунктами 3.2 и 3.2.1 Контракта сроки оказания услуг, их этапов определяются графиком выполнения работ по государственному контракту от 29.04.2022 N 2 (приложение N 3 к государственному контракту N 2 от 29.04.2022).
Срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 21 ноября 2024 года включительно.
При этом, в силу положений пункта 3.2.3 Контракта услуги оказываются по этапам:
- по I этапу в срок не позднее 21 ноября 2022 года;
- по II этапу в срок не позднее 21 ноября 2023 года;
- по III этапу в срок не позднее 21 ноября 2024 года.
В случае задержки сроков выполнения работ по государственному контракту N 2 от 29.04.2022 на выполнение работ по расчистке русла р.Явонь в районе р.п.Демянск Новгородской области сроки оказания услуг по настоящему контракту продлеваются соразмерно сроку их задержки на основании заключенного между сторонами дополнительного соглашения. (пункт 3.2.4 Контракта).
В соответствии с условиями Контракта исполнитель обязан:
- Контролировать соблюдение сроков, объёмов и качества выполняемых работ по расчистке русла р.Явонь в районе р.п.Демянск Новгородской области и соответствие их требованиям Проектной документации и условиям государственного контракта N 2 от 29.04.2022 (пункт 2.1.5);
- Контролировать своевременное устранение Подрядчиком недостатков и дефектов, выявленных при выполнении и приемке работ (пункт 2.1.6);
- Участвовать в приемке отдельных и законченных этапов работ (пункт 2.1.7);
- Производить контроль работ с периодичностью не менее одного раза в месяц (пункт 2.1.8);
- Осуществлять выборочную проверку соответствия производимых по государственному контракту N 2 от 29.04.2022 работ требованиям Проектной документации, результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, строительных норм и правил и других действующих нормативных документов (пункт 2.1.9);
- Осуществлять проверку правильности ведения Подрядчиком общего журнала работ (форма КС-6) (пункт 2.1.10);
- Отражать в общем журнале работ (форма КС-6) сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах (пункт 2.1.11).
- При обнаружении отступлений от Проектной документации или иных недостатков проведения работ, ухудшающих результаты работ по расчистке русла р.Явонь в районе р.п.Демянск Новгородской области, незамедлительно поставить об этом в известность Подрядчика и Заказчика (пункт 2.1.12).
27.06.2023 государственный контракт N 2 от 29.04.2022, в рамках которого ООО "Партнёр" должно было осуществлять строительный контроль, был расторгнут в связи с принятием 16.06.2023 Министерством решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Расторжение государственного контакта N 2 от 29.04.2022 привело к невозможности оказания ООО "Партнёр" услуг в рамках Контракта.
Письмами от 13.07.2023 N ПР-6876-И и от 14.08.2023 N ПР-7949-И Министерство предложило ООО "Партнёр" расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Однако, условия расторжения Контракта по соглашению сторон, предложенные Министерством, не были выполнены ООО "Партнёр".
Кроме того, ООО "Партнёр", по мнению Министерства, ненадлежащим образом выполнялись обязательства по Контракту.
Так, исполнитель не информировал Министерство о сложностях, недостатках, об отступлениях ООО "ГАБИОН" от проектной документации, иных недостатках проведения работ, ухудшающих результаты работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, нарушениях сроков выполнения строительных работ, которые привели к расторжению государственного контракта N 2 от 29.04.2022;
- не направлял письменных уведомлений заказчику о выполнении работ;
- отчет о продленной работе, где конкретизируется работа, выполненная в ходе осуществления строительного контроля сформирован на весь объем 1 этапа строительных работ без указания недостатков при производстве подрядчиком работ по государственному контракту N 2 от 29.04.2022, не смотря на то, что работ 1 этапа были выполнены подрядной организацией с нарушениями условий государственного контракта N 2 от 29.04.2022, не в полном объеме и приняты частично.
Все вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащим исполнении условий Контракта, недостатки являются существенными, неустранимыми и не позволяющими принять работы по документу о приемке N 1 от 22.11.2023, в связи с чем 27.12.2023 государственным заказчиком - Министерством было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Действия, предусмотренные пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком были выполнены 27.12.2023 (в указанную дату с использованием единой информационной системы было сформировано Решение, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени государственного заказчика, и размещено в единой информационной системе).
Согласно материалам Сведений Решение в личный кабинет подрядчика в единой информационной системе также было доставлено в указанную дату (27.12.2023).
27.12.2023 в силу положений пунктов 2, 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом государственным заказчиком Решении.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку последний день десятидневного срока, в рамках которого могли быть устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Решения, в данном случае пришелся на нерабочий день (06.01.2024 - выходной день), то, в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ), днем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 09.01.2024.
С учетом вышеизложенного, а также с учетом предусмотренного срока на вступление Решения в законную силу с даты надлежащего уведомления поставщика о принятии такого решения (27.12.2023), Контракт считается расторгнутым с 10.01.2024.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель государственного заказчика указанную хронологию событий поддержал.
Суть имеющихся в материалах Сведений письменных объяснений ООО "Партнёр" относительно ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту (вх. N 344-ЭП/24 от 18.01.2024 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
17.08.2023 Министерство уведомило Общество о расторжении государственного контракта N 2 от 29.04.2022 и указало на отсутствие необходимости в дальнейшем осуществлять функции строительного контроля.
Кроме того, Министерством было предложено расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
22.11.2023 Общество направило в адрес Министерства соглашение о расторжении Контракта, а 01.12.2023 направило отчет строительного контроля с указанием фактически выполненных работ ООО "ГАБИОН" и акт выполненных работ по требованию Министерства.
22.12.2023 ООО "Партнёр" направлены исполнительные документы, согласно замечаниям Министерства, но документы государственным заказчиком так и не были приняты.
С учетом изложенного Общество считает, что обязанности в рамках Контракта исполнены добросовестно и в соответствии с требованиями Контракта.
На основании вышеизложенного, ООО "Партнёр" считает действия Министерства по одностороннему отказу от исполнения Контракта незаконными и несоответствующими требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Вышеприведенные объяснения поддержаны представителем ООО "Партнёр" в полном объеме.
Помимо указанного, исполнитель отмечает, что Решение в настоящее время исполнителем обжаловано в Арбитражный суд Новгородской области, а также указывает на то, что Общество согласилось на оплату фактически исполненных им обязательств и направило 22.11.2023 в адрес Министерства подписанное со своей стороны дополнительное соглашение о расторжении Контракта.
Кроме того, в письменных объяснениях Общество отражает свою позицию относительно порядка исполнения ООО "ГАБИОН" государственного контракта N 2 от 29.04.2023.
Однако, исполнение государственного контракта N 2 от 29.04.2023 не является предметом рассмотрения в рамках представленных Министерством Сведений.
Присутствовавший на рассмотрении Сведений представитель Министерства относительно дополнений Общества пояснил, что направленное ООО "Партнёр" соглашение о расторжении Контракта не было подписано Министерством по причине того, что сопроводительные документы к такому соглашению содержали сведения об ином объеме исполнения обязательств по Контракту (исполнение обязательств по I этапу в полном объеме и на сумму, превышающую указанную в дополнительном соглашении о расторжении Контракта).
Оценив и исследовав Сведения, имеющиеся письменные объяснения исполнителя, представленные сторонами документы и информацию, а также устные пояснения их представителей, Комиссия приходит к следующим выводам.
Как указывалось выше, положениями части 4 статьи 104 Закона о контактной системе предусмотрено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Также, согласно пункту 2 статьи 420 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В рамках Контракта услуги оказываются Обществом по этапам:
- по I этапу в срок не позднее 21 ноября 2022 года;
- по II этапу в срок не позднее 21 ноября 2023 года;
- по III этапу в срок не позднее 21 ноября 2024 года (пункт 3.2.3 Контракта).
Предметом Контракта является оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, осуществляемых по государственному контракту N 2 от 29.04.2022, заключенному между Заказчиком и ООО "ГАБИОН" (далее Подрядчик), (далее услуги) для обеспечения нужд Новгородской области в соответствии с прилагаемым к настоящему контракту техническим заданием (Приложение N1 к настоящему контракту) (пункт 1.2 Контракта).
Таким образом, строительный контроль осуществляется Обществом за выполнением работ, производимых в рамках государственного контракта N 2 от 29.04.2022.
Однако, 16.06.2023 государственный контракт N 2 от 29.04.2022 был расторгнут Министерством, в связи с чем, 13.07.2023 государственный заказчик предложил Обществу расторгнуть Контракт по соглашению сторон и обсудить условия такого расторжения (письмо N ПР- 6876-И).
14.08.2023 государственным заказчиком в адрес ООО "Партнёр" было направлено письмо N ПР-7949-И, также содержащее предложение расторгнуть Контракт по соглашению сторон с оплатой обязательств на сумму 81 216,12 рублей с приложением проекта такого соглашения.
22.11.2023 полученное от Министерства соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон было подписано Обществом и направлено в адрес государственного контракта, Общество согласилось с оплатой исполненных им обязательств на сумму 81 216,12 рублей.
Вместе с тем, государственный заказчик отказался от подписания такого дополнительного соглашения, поскольку представленные исполнителем документы указывали на выполнение Обществом большего объема работ на сумму выше нежели было указано в дополнительном соглашении.
Исходя из части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено право сторон на расторжение Контракта по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Воспользовавшись своим правом 27.12.2023 Министерством было принято Решение.
Основанием для принятия Решения послужили:
- расторжение государственного контракта N 2 от 29.04.2022 за исполнением которого Общество должно было осуществлять строительный контроль;
- ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту.
Вместе с тем, сам факт расторжения государственного контакта N 2 от 29.04.2022, за исполнением которого в соответствии с Контрактом ООО "Партнёр" должен был осуществлять строительный контроль, приводит к неисполнимости взятых на себя Обществом обязательств по объективным не зависящим от исполнителя причинам, поскольку работы на объекте осуществляться не будут.
Готовность Министерства расторгнуть Контракт по соглашению сторон свидетельствует об отсутствии претензий со стороны государственного заказчика к качеству оказанных ООО "Партнёр" услуг.
Также следует отметить, что именно расторжение государственного контакта N 2 от 29.04.2022 приводит к невозможности Министерства получить результат оказанных услуг в рамках заключенного с Обществом Контракта.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Ввиду того, что Контракт не может быть исполнен по независящим от Общества причинам, а также ввиду недоказанности существенности нарушений условий Контракта, Сведения о недобросовестном исполнителе, представленные Министерством в отношении ООО "Партнёр", в реестр недобросовестных поставщиков включению не подлежат.
Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным заказчиком - Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13 А) об одностороннем отказе государственного заказчика от исполнения государственного контракта N 6 от 14.06.2022 (реестровый номер контракта - 25321114249 22 000006), заключенного с победителем закупки - Обществом с ограниченной ответственностью "Партнёр" (ИНН: 2309114688; КПП: 231001001; адрес юридического лица: 350000, г. Краснодар, ул. им. Митрофана Седина, д. 41) по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по осуществлению строительного контроля при выполнении работ по расчистке русла р. Явонь в районе р.п. Демянск Новгородской области, извещение N 0150200003922000379 о проведении которого в ред. N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 26.05.2022, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения проверки факта одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения государственного контракта в действиях Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области не установлено.
Председатель Комиссии _.
Члены Комиссии _.
_..
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 24 января 2024 г. N 053/10/104-17/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024