Резолютивная часть решения оглашена "17" января 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "22" января 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - ,
члены комиссии:
в присутствии представителя министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области (далее - Заказчик) - ,
ИП (далее также ИП, Предприниматель, Исполнитель),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа 19.12.2023 от исполнения государственного контракта от 29.11.2022 N 0164200001923003601 на приобретение жилых помещений (квартир) на вторичном рынке жилья в городском округе - город Тамбов Тамбовской области, общей площадью не менее 29 кв.м, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе) и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области (вх. от 10.01.2024 N 106-ЭП/24) о направлении сведений об ИП для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом 19.12.2023 от исполнения государственного контракта от 29.11.2022 N 0164200001923003601 на приобретение жилых помещений (квартир) на вторичном рынке жилья в городском округе - город Тамбов Тамбовской области, общей площадью не менее 29 кв.м, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по причине существенного нарушения условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе документы и сведения, а также сообщил обстоятельства неисполнения Предпринимателем заключенного контракта и обоснования причин его расторжения, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 6.5, 11.2 контракта, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик 19.12.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ИП представлены в Тамбовское УФАС России письменные пояснения и подтверждающие документы по рассматриваемой ситуации. На рассмотрении дела ИП пояснил следующие обстоятельства, повлекшие за собой неисполнение контракта. Между Предпринимателем и собственником квартиры, которая являлась предметом контракта, 10.11.2023 был заключен агентский договор на отчуждение недвижимого имущества. 19.11.2023 Предприниматель заключил договор на проведение ремонтных работ в квартире, были закуплены стройматериалы, сантехническое оборудование. Для того, чтобы квартира соответствовала требованиям Заказчика, в квартире проведены ремонтные работы. 07.12.2023 собственник квартиры сообщил ИП, что не желает продавать квартиру и потребовал приостановить в ней все ремонтные работы. Предпринимателем выставлялись претензии собственнику квартиры. Однако, владелец квартиры расторг агентский договор и отозвал доверенность, выданную на представление его интересов по вопросу продажи квартиры. ИП не имел намерения уклониться от исполнения контракта. Невозможность исполнения контракта произошла по причинам, независящим от Предпринимателя. Заявленному представлены соответствующие документы и доказательства.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 29.11.2022 N 0164200001923003601, заключенного с ИП заслушав Предпринимателя, представителя Заказчика, рассмотрев представленные материалы, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, пришла к следующему
По итогам электронного аукциона N 0164200001923003601 между Заказчиком и Предпринимателем 29.11.2023 заключен контракт N 0164200001923003601 на приобретение жилых помещений (квартир) на вторичном рынке жилья в городском округе - город Тамбов Тамбовской области, общей площадью не менее 29 кв.м, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ценой контракта 2 993 760,00 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта: "Продавец обязуется передать Заказчику 1 жилое помещение (квартиру), расположенную в многоквартирном жилом доме, а Заказчик принять и оплатить жилое помещение (квартиру) на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, заявкой Продавца (участника закупки)".
В соответствии с п. 1.2 контракта: "Жилое помещение (квартира) расположена в Тамбовской области, городской округ - город Тамбов, по адресу пос.Строитель, микр. Северный д.5 кв.29, 47,3 кв.м. (заполняется в соответствии с Приложением N1 к Контракту)".
Пунктом 1.3 контракта установлено: "Технические характеристики и иные требования жилого помещения (квартиры) должны соответствовать требованиям, установленным в Приложении N1 к Контракту (Техническое задание).
1.3.1 Внутренняя отделка и иные требования жилого помещения (квартиры) должны соответствовать требованиям к жилому помещению (квартире), установленным приложением N 3 к Контракту (Требованиям к жилому помещению (квартире)".
Пунктом 6.1 контракта определен срок поставки жилого помещения (квартиры) - в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты подписания Контракта.
Разделом 6 контракта установлен порядок и срок приемки жилого помещения (квартиры), а также порядок и срок оформления результатов приемки.
04.12.2023 ИП направил Заказчику уведомление о готовности передать жилое помещение (квартиру).
06.12.2023 межведомственной комиссией осуществлен осмотр жилого помещения (квартиры), в результате которого были выявлены несоответствия требованиям к жилому помещению (приложение N3 к контракту), и составлен акт осмотра.
В соответствии с пунктом 6.4 контракта продавец обязан устранить недостатки в срок, указанный в актах осмотра жилого помещения (квартиры) за свой счет и уведомить Заказчика об их устранении. При этом срок устранения выявленных недостатков не должен превышать 4 (четыре) рабочих дня со дня получения акта осмотра жилого помещения (квартиры) с выявленными недостатками. После получения от продавца письменного уведомления об устранении выявленных недостатков, межведомственная комиссия в течение трех рабочих дней осуществляет повторный осмотр жилого помещения (квартиры).
13.12.2023 межведомственной комиссией осуществлен повторный осмотр жилого помещения (квартиры), по результатам которого выявлены несоответствия, требованиям установленным в контракте.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 6.5 контракта указано: "По результатам повторного осмотра жилого помещения (квартиры), межведомственная комиссия подписывает Акты осмотра жилого помещения (квартиры).
В случае принятия межведомственной комиссией решения о несоответствии заявленных показателей жилого помещения (квартиры) Требованиям к жилому помещению (квартире) (Приложение N 3 к Контракту), а также в случаях указанных в разделе 11 настоящего Контракта Заказчик принимает решение о расторжении Контракта".
В пункте 11.2 контракта установлено: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
11.2.1. При существенном нарушении условий Контракта Продавцом:
11.2.1.1. Несоответствие заявленных показателей жилого помещения (квартиры) техническому заданию и Требованиям к внутренней отделке жилого помещения.
11.2.1.2. Установление недостоверности сведений о соответствии предмета Контракта требованиям документации о закупке, представленных Продавцом на этапе определения.
11.2.1.3. В случае проведения процедуры ликвидации Продавца - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Продавца банкротом и об открытии конкурсного производства.
11.2.1.4. В случае установления факта приостановления деятельности Продавца в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.2.1.5. В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
11.2.2. При возникновении признаков оспоримой сделки и ничтожной сделки".
19.12.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 6.5, 11.2 контракта, положений Гражданского кодекса Российской Федерации принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от от 29.11.2022 N 0164200001923003601, заключенного с ИП, в связи с невыполнением обязательств по контракту.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Исполнителем 20.12.2023.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения Исполнителем условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в законную силу 10.01.2024.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об ИП не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
При рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения победителем тех или иных нормативных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с Законом о контрактной системе.
Антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав представленные в материалы дела доказательства направления Заказчиком в адрес Исполнителя уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением соответствующего решения и его размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, не усмотрела нарушений в порядке принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Проанализировав материалы дела в совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, поскольку ИП предпринимались меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Предпринимателем в материалы дела представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а именно,
- агентский договор от 10.11.2023 N 10/11/2023/2 об отчуждении недвижимого имущества;
- договор ГПХ от 19.11.2023 на выполнение ремонтных работ квартиры;
- счета, платежные поручения, кассовые чеки на покупку стройматериалов, сантехнического и прочего оборудования.
Поведение Исполнителя по исполнению своих обязательств по контракту, свидетельствует о его намерении исполнить условия заключенного контракта. Однако, по причинам, независящим от ИП произошла невозможность исполнить условия контракта надлежащим образом.
Так, в материалы дела представлена переписка ИП с собственником жилого помещения (квартиры), которое являлось предметом рассматриваемого контракта.
07.12.2023 собственник жилого помещения (квартиры) сообщил ИП о расторжении агентского договора и об отказе в продаже своей квартиры, а также потребовал прекратить ремонтные работы, проводимые в квартире.
08.12.2023 ИП выставил собственнику жилого помещения претензию о невозможности расторжения агентского договора в одностороннем порядке.
11.12.2023 собственник квартиры сообщил Предпринимателю о своем нежелании продавать квартиру и о том, что отзывает нотариальную доверенность, выданную на представление его интересов по продаже квартиры.
12.12.2023 ИП направил в адрес собственника жилого помещения (квартиры) досудебную претензию с указанием суммы причиненных Предпринимателю убытков.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия Тамбовского УФАС России полагает, что включение сведений в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные министерством градостроительства и архитектуры Тамбовской области в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 января 2024 г. N 068/10/104-4/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024