Резолютивная часть решения оглашена 19 января 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено 24 января 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии на рассмотрении дела представителей:
Правительства Тамбовской области (далее - Заказчик) - Александрова С.А.,
ИП (далее - ИП, Индивидуальный предприниматель, Исполнитель) - Сеня Я.А., Бураковой Е.Л.,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 29.12.2023 от исполнения государственного контракта от 28.11.2023 N0164200001923003648 на оказание услуг по проведению социологического опроса жителей Тамбовской области в целях оценки уровня коррупции, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200001923003648,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение Правительства Тамбовской области (вх. от 12.01.2024 N173-ЭП/24) о направлении сведений об индивидуальном предпринимателе для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 29.12.2023 от исполнения государственного контракта от 28.11.2023 N0164200001923003648 на оказание услуг по проведению социологического опроса жителей Тамбовской области в целях оценки уровня коррупции, в связи с нарушением условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 18.01.2024, продолжилось 19.01.2024 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своих полномочий в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа от исполнения государственного контракта от 28.11.2023 N0164200001923003648, рассмотрев представленные сторонами материалы, а также документы закупки, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N0164200001923003648 между Правительством Тамбовской области и индивидуальным предпринимателем 28.11.2023 был заключен государственный контракт N0164200001923003648 на оказание услуг по проведению социологического опроса жителей Тамбовской области в целях оценки уровня коррупции на сумму 212 500,00 рублей (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта: "Исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг по проведению социологического опроса жителей Тамбовской области в целях оценки уровня коррупции (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом".
Согласно п. 1.2 контракта: "Услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N1)".
Согласно п. 1.3 контракта: "Этапы и сроки оказания услуг определяются в соответствии с графиком оказания услуг, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N2)".
Согласно графику оказания услуг (Приложение N2 к контракту) Исполнитель должен оказать услуги по проведению социологического опроса жителей Тамбовской области в целях оценки уровня коррупции, подготовить отчетные документы и сдать их Заказчику в течение 20 календарных дней, с даты заключения Контракта, т.е. в срок не позднее 17.12.2023.
В соответствии с пунктом 2.3.1 технического задания (Приложение N1 к контракту) оказание услуги по проведению опроса включает в себя разработку в соответствии с Методикой и согласование с Заказчиком плана-графика работ по проведению опроса (далее - Работы). План-график предоставляется на согласование Заказчику в течение 5 календарных дней с момента заключения государственного контракта. В плане-графике указываются сроки представления и согласования документов, даты проведения опроса в каждом муниципальном образовании, сроки проведения контрольных мероприятий, сроки предоставления отчетов и др. Проведение Работ, предусмотренных настоящим техническим заданием, осуществляется в соответствии с согласованным планом-графиком Работ, отступления допускаются только по согласованию с Заказчиком.
В соответствии с пунктом 2.3.2 технического задания (Приложение N1 к контракту) Исполнитель должен разработать и согласовать с Заказчиком выборку опроса. Выборка опроса строится на основе официальных данных органов статистики. Использование других источников допускается только по согласованию с Заказчиком. Выборка опроса предоставляется на согласование Заказчику в течение 5 календарных дней с момента заключения государственного контракта.
Согласно пунктам 2.3.3 - 2.3.9 технического задания Исполнитель производит адаптацию и программирование электронного инструментария (электронной анкеты), проводит обучающие инструктажи интервьюеров, осуществляет отбор респондентов и сбора первичных социологических данных, контроль достоверности полученных данных, создание электронных массивов первичной информации, первичную обработку данных "открытых" вопросов, а также производит подготовку и представление Заказчику отчетных документов и массивов информации в электронной форме.
Разделом 5 "Требования к результатам услуг" технического задания установлено следующее: "По итогам оказания услуг Исполнитель должен представить Заказчику:
5.1. Электронные массивы первичной информации в формате, совместимом с IBM SPSS Statistics. Массивы предоставляются заказчику в соответствии с планом-графиком.
5.2. Электронные массивы текстовых данных с результатами обработки "открытых" вопросов в формате, совместимом с MS Word (при наличии ответов на "открытые" вопросы).
5.3. Ведомости контактов.
5.4. Файлы аудиозаписей интервью, сопоставленные с записями массива первичных данных".
Таким образом, Исполнитель должен предоставить на согласование Заказчику план-график и выборку опроса не позднее 03.12.2023.
Согласно пояснениям Заказчика, такие материалы в установленный контрактом срок не были представлены.
Согласно пункту 3.4.1 контракта Заказчик вправе: "В любое время проверять соответствие качества оказываемых Исполнителем услуг, установленных настоящим Контрактом и другими обязательными для Исполнителя требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя. Если в результате такой проверки станет очевидным, что услуги не будут оказаны надлежащим образом и (или) в установленные Контрактом сроки, Заказчик вправе направить Исполнителю требование об устранении недостатков с указанием срока для их устранения".
Согласно материалам дела, 01.12.2023 Заказчик направил в адрес Исполнителя инструментарий и перечень территорий для проведения социологического опроса в рамках исполнения контракта.
05.12.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика выборку опроса на согласование.
05.12.2023 Заказчик посредством электронной почты сообщил Исполнителю о том, что представленный проект выборки опроса не соответствует требованиям технического задания.
11.12.2023 Индивидуальный предприниматель направил в адрес Заказчика откорректированную выборку опроса.
12.12.2023 Заказчик посредством электронной почты направил в адрес Исполнителя замечания к направленному проекту выборки опроса.
14.12.2023 Исполнитель направил на согласование в адрес Заказчика новую редакцию выборки опроса.
15.12.2023 Заказчик посредством электронной почты согласовал Исполнителю проект выборки опроса.
19.12.2023 Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию, согласно которой по состоянию на 18.12.2023 исполнение контракта не завершено. Работы, предусмотренные пунктами 2.3.1, 2.3.2 - 2.3.9 раздела 2 технического задания, Исполнителем не выполнены. Материалы, предусмотренные пунктами 5.1 - 5.4 раздела 5 технического задания. Условия контракта по срокам нарушены. Там же Заказчик сообщил, что в случае неисполнения контракта в срок до 25.12.2023 он оставляет за собой право расторжения контракта в одностороннем порядке.
26.12.2023 Исполнитель направил на согласование в адрес Заказчика анкету в формате ссылки (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIP...).
На заседании представитель Заказчика пояснил, что анкета, представленная в виде ссылки, она же электронный инструментарий, не соответствует условиям технического задания, так как не обеспечивает сохранение в массиве данных по каждому интервью даты его проведения, времени начала и окончания интервью (с точностью до секунд), географических координат места проведения интервью (с использованием данных систем глобального позиционирования), как того требует пункт 2.3.5 технического задания. Данная информация была донесена до Исполнителя посредством телефонного разговора.
Представителями Исполнителя не было представлено доказательств того, что направленный Заказчику инструментарий соответствует требованиям пункта 2.3.5 технического задания.
В силу ч. 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.1 контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".
Согласно пункту 10.3 контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- нарушения Исполнителем конечных сроков оказания услуг;
- несоответствия результата оказанных услуг требованиям законодательства Российской Федерации;
- несоответствия результата оказанных услуг требованиям, предусмотренным техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N1).
Заказчик также вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что по состоянию на 25.12.2023 материалы, предусмотренные пунктами 2.3.1, 2.3.3 технического задания не были представлены Заказчику, а работы, предусмотренные пунктами 2.3.4 - 2.3.9 технического задания не были начаты, Заказчик 29.12.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 29.12.2023 и получено Исполнителем 29.12.2023.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.01.2024 Исполнитель направил на согласование в адрес Заказчика план-график работ по проведению опроса, согласно которому срок предоставления отчетных материалов - 31.01.2024.
В связи с тем, что в течение десятидневного срока Исполнитель не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с чем указанное решение вступило в законную силу 10.01.2024.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Указанных в пункте 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 случаев Комиссия Тамбовского УФАС России не установила.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у Индивидуального предпринимателя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Исполнитель по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на оказание услуг по проведению социологического опроса жителей Тамбовской области в целях оценки уровня коррупции, следовательно, Индивидуальный предприниматель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Объективных доказательств невозможности исполнения контракта в полном объеме и в срок не представлено.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении государственного контракта.
Поведение Индивидуального предпринимателя в период исполнения им контракта не свидетельствует о его намерении как исполнителя добросовестно исполнить условия заключенного контракта. Исходя из документов, имевшихся в распоряжении антимонопольного органа, следует однозначный вывод о недобросовестности подрядчика по спорному контракту и наличии оснований для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях индивидуального предпринимателя недобросовестное поведение, выраженное в ненадлежащем исполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 28.11.2023 N0164200001923003648.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Правительством Тамбовской области в отношении индивидуального предпринимателя, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении индивидуального предпринимателя из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
В.В. Иванов |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова
К.Д. Трушинская |
Исп. Трушинская К.Д.
тел.(4752) 71-36-00 вн.068-108
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 января 2024 г. N 068/10/104-16/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024