Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения Заказчика - МУ г. Сарапула "Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Мостпроект" (ИНН 5638076578) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N зз-42640 - 2023 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция путепровода через ж/д пути по ул. Азина в г.Сарапуле Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС -0813500000123020293, далее - конкурс), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии 15.01.2024 посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "Мостпроект" (далее - Общество) - <_>, <_> (доверенность от 25.12.2023 б/н),
в отсутствие:
представителя Заказчика - МУ г. Сарапула "Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
на заседании Комиссии 17.01.2024 посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ООО "Мостпроект" (далее - Общество) - <_>, <_> (доверенность от 25.12.2023 б/н),
в отсутствие:
представителя Заказчика - МУ г. Сарапула "Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
УСТАНОВИЛА:
28.11.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 9 000 900,00 рублей.
14.12.2023 - окончание срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов конкурса от 18.12.2023 N ИЭОК1
подано пять заявок на участие. Победителем признано ООО "Мостпроект".
Протоколом 10.01.2024 N ППУ20_1 Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям Общества, умысла на уклонение от заключения контракта у него не имелось. При получении проекта контракта на электронной площадке ему стало известно, что в заявке Общества на участие в конкурсе сотрудником Общества была допущена ошибка и вместо цены 7 900 000,00 рублей ошибочно указана цена 7 900,00 рублей, что в свою очередь привело к неверному определению победителя конкурса.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
20.12.2023 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта, посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки.
20.12.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо N 20/12, в котором сообщило, что оно было неверно признано победителем закупки из-за ошибки Общества при подаче заявки.
23.12.2023 Обществом была подана жалоба в Удмуртское УФАС на действия конкурсной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" при проведении конкурса, так в связи с допущенной сотрудниками Общества ошибки при подаче заявки, победитель конкурса был определен не верно.
27.12.2023 Общество получило от электронной площадки уведомление об уклонении Общества от заключения контракта;
10.01.2024 Заказчиком посредством ЕИС был опубликован протокол N ППУ20_1 о признании Общества уклонившимся.
Комиссия при рассмотрении обращения Заказчика установила, что Общество подавая заявку 14.12.2023 допустило техническую ошибку при подаче ценового предложения. Так, вместо реального предложения Общества в 7 900 000,00 рублей, сотрудник Общества указал цену 7 900,00 рублей, что явно является экономически нецелесообразной ценой при участии в указанном конкурсе.
При этом, в силу ч. 9 ст. 43 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе отозвать такую заявку:
1) до окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до размещения проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки. Не допускается отзыв заявок, которым присвоены первые три порядковых номера.
Таким образом, Общество подавая заявку в последний день срока подачи заявок, было ограничено в возможности исправления своей ошибки, а также отзыва своей заявки, поскольку заявке Общества был присвоен 1 порядковый номер. После признания Общества победителем, у него отсутствовала возможность отзыва заявки в силу требований ст. 43 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Обществом представлена сводная смета расчета стоимости работ, согласно которой стоимость выполнения всех работ по контракту составляет 7 900 000, 00 рублей, что свидетельствует об экономической необоснованности цены контракта в 7 900, 00 рублей. Совершенная техническая ошибка Обществом не может служить основанием для признания Общества недобросовестным участником закупки, поскольку Комиссией не усматриваются основания совершения Обществом умышленных действий в противоречие требованиям закона. Общество не имело намерения снижать цену таким образом, чтобы в дальнейшем заключая контракт, Общество понесло экономические убытки, поскольку целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли, и указание цены в 7 900,00 рублей не отвечает целям создания Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок было установлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Таким образом, ООО "Мостпроект" не уклонялось от подписания контракта, в связи с чем, оснований для включения в РНП сведений об ООО "Мостпроект" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Мостпроект" (ИНН 5638076578) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N зз-42640 - 2023 Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция путепровода через ж/д пути по ул. Азина в г.Сарапуле Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС -0813500000123020293) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 17 января 2024 г. N 018/06/104-8/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024