Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок по контролю в сфере закупок в составе:
- <_> - заместителя председателя инспекции, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена инспекции, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заявителя - индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>/предприниматель/исполнитель):
- <_> (представитель по доверенности);
- <_> (представитель по доверенности) (до перерыва),
со стороны заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА"):
- <_> (представитель по доверенности) (после перерыва),
рассмотрев представленные заказчиком - ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" документы и сведения об ИП <_>, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового оборудования Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59 Федерального медико-биологического агентства"" (извещение N 0355100008323000205 от 29.11.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
15.01.2024 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области зарегистрировано обращение заказчика о включении сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового оборудования Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59 Федерального медико-биологического агентства"" (извещение N 0355100008323000205 от 29.11.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 15.01.2024 назначено на 18.01.2024 в 14 часов 00 минут.
Согласно обращению и письменным пояснениям заказчика между ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" и ИП <_> заключен контракт от 26.12.2023, по которому предприниматель обязалась выполнить работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового оборудования заказчика. Вместе с тем условиями контракта предусмотрено, что работы должны быть выполнены квалифицированным персоналом исполнителя, в связи с чем до подписания контракта ИП <_> должна была направить в адрес заказчика список обученного персонала, находящегося в штате исполнителя, и копии документов, подтверждающих его обучение и аттестацию. После того как в адрес ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" поступили документы на сотрудников ИП <_>, заказчик по результатом их изучения установил, что документы и сведения представлены не в полном объеме, в частности отсутствовали документы и информация о нахождении в штате исполнителя техника-наладчика диспетчерского оборудований и телеавтоматики, документы, подтверждающие обучение лифтеров <_>, <_>, <_>, <_>, заверенные копии трудовых книжек на сотрудников. В этой связи 29.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В целях устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения, ИП <_> 09.01.2024 представила ряд запрашиваемых документов, в числе которых отсутствовали свидетельство о квалификации лифтера <_>, а также документы, подтверждающие обучение и квалификацию техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики <_>. Таким образом, у заказчика отсутствовали основания для отмены принятого им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из пояснений представителей ИП <_> следовало, что пакет необходимых документов на сотрудников был направлен заказчику своевременно. Отсутствие части документов было обусловлено необходимостью оформления специалистов в штат исполнителя, тогда как многие из них работают по совместительству. 09.01.2024 недостающие документы были представлены в полном объеме. Отметили, что свидетельство о квалификации <_> исполнитель представить не успел ввиду того, что по окончанию прохождения ею обучения еще не был выдан соответствующий подтверждающий документ. При этом вместо нее были представлены документы на другого лифтера из штата предпринимателя, чтобы обеспечить минимальное необходимое количество специалистов на объекте. Вместе с тем <_> изначально был заявлен исполнителем в качестве специалиста с квалификацией электромеханика по лифтам, впоследствии после направления недостающего комплекта документов представлен как техник-наладчик оборудования. Таким образом, по мнению представителей ИП <_>, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта подлежало отмене в связи с устранением нарушений условий контракта до вступления указанного решения в силу. Дополнительно представители предпринимателя обратили внимание на то, что заключением контракта и принятием решение об одностороннем отказе от исполнения контракта занимались разные представители по доверенности, тогда как в решении об одностороннем отказе указано обратное, то есть усматривается несоответствие лица, заключившего контракт. Полагают, что рассматриваемый контракт и указанное решение могло быть принято неуполномоченным лицом заказчика. Несмотря на принятое заказчиком решение ИП <_> были утверждены графики проведения обследования и технического обслуживания лифтов, сотрудники предпринимателя приступили к исполнению обязательств на объектах заказчика.
С учетом пояснений представителей предпринимателя после перерыва ИП <_> предложено для рассмотрения Инспекции представить полный пакет документов, направленных в адрес заказчика, а также доказательства, свидетельствующие о начале исполнения контракта на объектах заказчика.
В целях получения дополнительных документов и информации, необходимых для принятия решения по обращению, в заседании Инспекции Управления повторно был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 19.01.2024.
В адрес ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" направлен запрос документов и информации относительно возражений, представленных ИП <_>, фактического начала исполнения рассматриваемого государственного контракта предпринимателем. Также запрошена письменная позиция относительно заключения государственного контракта с ООО "ЛИФТ КОНТРОЛЬ" (реестровый номер 1583800056924000013) с учетом положений части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В ходе перерыва заказчиком представлены запрашиваемые документы и сведения.
В заседании Инспекции Управления после перерыва принял участие в дистанционном порядке представитель ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА", который пояснил, что решение об одностороннем отказе было подписано заместителем <_>, который является уполномоченным лицом по доверенности N 08/23 от 28.12.2023, тогда как контракт был заключен представителем по доверенности N 02/23 от 18.01.2023 <_>, являющейся главным бухгалтером учреждения. Поскольку на дату расторжения контракта <_> отсутствовала на рабочем месте, в период ее отсутствия действовал <_> как представитель по доверенности с правом на расторжение контракта. При этом в решении об одностороннем отказе заказчиком допущена техническая ошибка в части указания на уполномоченное лицо, заключившее контракт. Относительно направленных ИП <_> в адрес ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" пакета недостающих документов отметил, что полученные заказчиком 09.01.2024 комплект документов не содержал свидетельство о квалификации лифтера <_>, а также документы, подтверждающие обучение и квалификацию техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики <_> ИП <_> не отзывала первоначально заявленного ею лифтера <_>, о неучастии данного специалиста в выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтового оборудования не информировала заказчика, что нельзя считать заменой лифтера <_> на лифтера <_> Кроме того, свидетельство о квалификации "Техник наладчик электронного оборудования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек)", представленное на <_>, не свидетельствует о наличии у него требуемой квалификации в качестве техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики. Таким образом, нарушения в части непредставления необходимых подтверждающих документов в отношении <_> и <_> не были устранены исполнителем.
В ходе рассмотрения обращения после перерыва представителем ИП <_> указано, что, по мнению предпринимателя, представленные на <_> документы подтверждают его соответствие требуемой квалификации в качестве техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики, тогда как формулировка наименования квалификации, изложенная в соответствующем свидетельстве, не имеет значения.
В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по обращению в заседании Инспекции объявлен перерыв с 14 часов 20 минут до 15 часов 00 минут 19.01.2024.
После перерыва представитель заказчика в подтверждение своих доводов относительно несоответствия требуемой квалификации <_> квалификации по представленным подтверждающим документам сослался на приказ Минтруда России от 31.03.2021 N 204н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по оборудованию диспетчерского контроля", а также приказ Минтруда России от 11.10.2021 N 704н "Об утверждении профессионального стандарта "Наладчик электронного оборудования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек)", где разграничены спорные квалификации по наименованию и особым условиям допуска в части наличия документов, подтверждающих прохождение независимой оценки квалификации.
В рамках рассмотрения обращения и в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства при проведении электронного аукциона Инспекцией Управления установлено следующее.
29.11.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение N 0355100008323000205 о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового оборудования Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59 Федерального медико-биологического агентства"".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 945 402,40 рублей.
На участие в электронном аукционе подано 3 заявки. В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0355100008323000205 от 11.12.2023 победителем признан ИП <_>, которая по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта предложила раньше других участников наименьшую цену - 5 915 675,38 руб.
26.12.2023 между заказчиком и ИП <_> заключен контракт N 0355100008323000205-02. Реестровый номер контракта - 1583800056923000249.
В силу пункта 2.1 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство выполнить собственными силами и средствами работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового оборудования Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 59 Федерального медико-биологического агентства" (далее - работы) по адресу: Пензенская область, ЗАТО г. Заречный, улица Спортивная дом 8/улица Заречная дом 40, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормами и правилами, техническим заданием (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и на условиях определенных настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта Контракт вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами, дата окончания исполнения контракта 31 декабря 2024 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту.
Срок выполнения работ с даты заключения контракта по 31 декабря 2024 г.
Согласно пункту 6.2.6 контракта работы выполняются квалифицированным и аттестованным, в установленном порядке, персоналом, согласно техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность лифтов" TP ТС 011/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г., Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743, паспортов Лифтов и Руководств по эксплуатации Лифтов.
Пунктом 6.2.7 контракта предусмотрено, что до подписания контракта Исполнитель предоставляет по форме, указанной в Приложение N2 к Техническому заданию, список обученного персонала и копии документов, подтверждающих обучение и аттестацию персонала, находящегося в штате организации.
Пунктом 8.6 Технического задания установлено, что до подписания контракта Исполнитель предоставляет по форме, указанной в Приложение N2 к Техническому заданию, список обученного персонала и копии документов, подтверждающих обучение и аттестацию персонала, находящегося в штате организации в следующем составе:
Специалист по организации технического обслуживания и ремонта лифтов (1 специалист);
Специалист по организации эксплуатации лифтов (не менее 1 специалиста);
Электромеханик по лифтам (не менее 10 специалистов);
Техник-электромеханик по лифтам (3 специалиста);
Оператор (диспетчер) диспетчерской службы по контролю работы лифтов и инженерного оборудования зданий и сооружений (4 специалиста);
Электромонтер диспетчерского оборудования и телеавтоматики (1 специалист);
Техник-электромонтер диспетчерского оборудования и телеавтоматики (1 специалист);
Техник - наладчик диспетчерского оборудования и телеавтоматики
(1 специалист);
Техник-монтажник диспетчерского оборудования и телеавтоматики (1 специалист);
Лифтер (не менее 4 специалистов).
До подписания контракта Исполнитель обязан подтвердить наличие в своем штате специалистов путем предоставления следующих документов:
- Согласие на обработку персональных данных. (В соответствии с главой 14 ТК РФ сведения о трудовой деятельности работника являются персональными данными, исходя из пункта третьего статьи 86 ТК РФ все персональные данные работника следует получать у него самого);
- Заверенная копия трудовой книжки;
- Заверенная копия паспорта (сверка паспортных данных необходима для исключения проникновения на объект Заказчика посторонних лиц, не состоящих в трудовых отношениях с Исполнителем и не имеющих отношения к выполнению условий контракта).
Приложение N 2 к Техническому заданию (список персонала, прошедшего обучение и аттестацию) представлено следующим образом:
N п/п |
ФИО |
Должность |
Место работы |
Дата и N документа |
1 |
|
|
|
1.Удостоверение ______ от ____________20__г. Допуск в качестве Административно-технического персонала к работе в электроустановках до 1000 В. 2.Удостоверение N _______ от ___________20__г. Допуск к работе в качестве специалиста, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов 3. Удостоверение N ________ от ________20__г. Проведена проверка знаний требований охраны труда по программе "Охрана труда работников организаций". 4.Удостоверение N ____________ от ____________20__г. Проведена проверка знаний пожарно-технического минимума. 5. Свидетельство о квалификации Специалист по организации эксплуатации лифтов ( ____ уровень квалификации) рег. N ______________________ _____________20__г. |
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
Как следует из материалов по обращению, исполнение контракта характеризуется следующим.
22.12.2023 ИП <_> посредством почтового отправления направила в адрес ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" пакет документов на персонал, находящийся в штате предпринимателя. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления 26.12.2023 указанные документы были получены заказчиком.
29.12.2023 заказчиком по результатам изучения полученных от предпринимателя документов принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В обоснование принятия такого решения заказчик указал следующее:
- исполнитель не представил сведения о наличие в штате специалиста техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики и соответственно не представил запрашиваемые документы на такого специалиста;
- исполнитель не представил необходимые копии документов (о прохождении независимой оценки квалификации, удостоверения по группе электробезопасности), подтверждающие обучение лифтеров <_>, <_>, <_>, <_>;
- исполнителем не представлены заверенные копии трудовых книжек, запрашиваемые заказчиком в пункте 8.6. приложения N 2 к контракту, при этом исполнителем были представлены только трудовые договора, запрашиваемые заказчиком.
09.01.2024 ИП <_> в ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта представил заказчику копии требуемых документов, указав в сопроводительном письме (исх. N НЕи-01 от 09.01.2024) о направлении предпринимателем заявки на обучение сотрудников в Ростехнадзор и наличии у персонала действующего допуска к работам на электроустановках напряжением до 1000 В.
В соответствии с пояснениями ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" от 12.01.2024, представленными антимонопольному органу вместе с обращением о включении информации о исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, заказчик, изучив поступившие документы от 09.01.2024 установил, что ИП <_> не были представлены свидетельство о квалификации лифтера <_>, а также документы, подтверждающие обучение и квалификацию <_> как техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из пункта 11.1 контракта следует, что Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частью 1 статьи 782 ГК РФ установлено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В связи с тем, что по состоянию на 29.12.2023 ИП <_> не представлены в полном объеме документы, подтверждающие обучение и аттестацию персонала, находящегося в штате исполнителя, заказчиком 29.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пунктам 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления ИП <_> о принятом решении следует считать 29.12.2023 (дата размещения решения в ЕИС). 10.01.2024 - дата вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 12.01.2024, то есть в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Как следует из материалов по обращению, пояснений представителей ИП <_>, предприниматель изначально направил неполный пакет документов на рабочий персонал, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе. Вместе с тем в целях устранения нарушений условий контракта и до вступления указанного решения в силу ИП <_> направила недостающие документы. При этом в числе документов отсутствовало свидетельство о квалификации лифтера <_>, поскольку указанный специалист только прошел соответствующее обучение и не получил соответствующий документ. Вместо <_> были представлены все необходимые документы на лифтера <_>. Кроме того, в связи с нехваткой требуемого специалиста техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики на данную специальность был переведен <_>, изначально заявленный исполнителем как электромеханик по лифтам. По мнению ИП <_>, все необходимые документы на специалистов были представлены в срок для устранения нарушений условий контракта, послуживших оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем указанное решение должно было быть отменено заказчиком. Несмотря на принятое заказчиком решение предприниматель приступил к исполнению контракта. Также ИП <_> был заявлен довод о том, что действия по заключению контракта, принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта могли быть осуществлены неуполномоченным лицом заказчика.
Относительно данных доводов Инспекция Управления отмечает следующее.
Государственный контракт между ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" и ИП <_> был заключен 26.12.2023, в лице заказчика действовала на основании доверенности от 02/23 от 18.01.2023 <_>. В свою очередь, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано представителем по доверенности N 08/23 от 28.12.2023 <_> В рамках рассмотрения обращения Инспекции Управления представлены указанные доверенности: доверенность N 02/23 от 18.01.2023, выданную <_>. и предусматривающую право на заключение контракта; доверенность N 08/23 от 28.12.2023, выданную <_> и предусматривающую право на расторжение контракта. Вместе с тем Инспекция Управления, принимая во внимание пояснения заказчика, отмечает, что в тексте решения об одностороннем отказе допущена техническая ошибка в части указания на уполномоченное лицо, заключившее контракт от 26.12.2023 (вместо <_> указан <_>). Таким образом, в данном случае довод ИП <_> о том, что действия по заключению контракта, принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта могли быть осуществлены неуполномоченным лицом заказчика, не нашел своего подтверждения.
В силу части 14 статьи 95 Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Инспекцией установлено, что 09.01.2024, то есть до вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, ИП <_> в целях устранений нарушений условий контракта, послуживших оснований для принятия указанного решения, был повторно представлен пакет документов на сотрудников, которые должны были осуществлять работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтового оборудования. При этом заказчик, изучив указанные документы, пришел к выводу, что оснований для отмены принятого им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется, поскольку исполнителем не были представлены свидетельство о квалификации лифтера <_>, а также документы, подтверждающие обучение и квалификацию техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики <_>. При этом согласно пояснениям ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" отзыв первоначально заявленного ИП <_> лифтера <_> исполнителем не производился, о неучастии данного специалиста в выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтового оборудования заказчик не был проинформирован, следовательно, недопустимо считать надлежащей замену лифтера <_> на лифтера <_>. Кроме того, свидетельство о квалификации "Техник наладчик электронного оборудования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек)", представленное на <_>, не подтверждает наличие у него требуемой квалификации в качестве техника-наладчика диспетчерского оборудования и телеавтоматики. Дополнительно заказчик в подтверждение своих доводов относительно несоответствия квалификации <_> сослался на приказы Минтруда России от 31.03.2021 N 204н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по оборудованию диспетчерского контроля", а также приказ Минтруда России от 11.10.2021 N 704н "Об утверждении профессионального стандарта "Наладчик электронного оборудования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек)", где разграничены спорные квалификации по наименованию и особым условиям допуска в части наличия документов, подтверждающих прохождение независимой оценки квалификации.
С учетом изложенного Инспекция Управления не усматривает нарушений требований Закона о контрактной системе в бездействии заказчика, не отменившего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Вместе с тем Инспекцией Управления приняты во внимание действия ИП <_>, направленные на устранение нарушений условий контракта, послуживших оснований для принятия указанного решения. Также Инспекцией учтено то, что в период вступления в силу решения об одностороннем отказе предприниматель фактически приступил к исполнению контракта, что также подтверждается письменными пояснениями заказчика.
При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что санкция в отношении ИП <_> в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения предпринимателя.
Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Инспекция Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проводимой в рамках рассмотрения обращения внеплановой проверки Инспекцией Управления установлено следующее.
Согласно части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Установлено, что в рамках рассматриваемой закупки 16.01.2024 между ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА" и ООО "ЛИФТ КОНТРОЛЬ" заключен государственный контракт N 0355100008323000205-01 (реестровый номер 1583800056924000013), то есть после расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и до рассмотрения обращения о включении информации об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
Как следует из пояснений ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА", контракт с ООО "ЛИФТ КОНТРОЛЬ" был заключен ввиду ошибочной трактовки положений Закона о контрактной системы, при этом 19.01.2024 между заказчиком и ООО "ЛИФТ КОНТРОЛЬ" заключено соглашение о расторжении данного контракта.
Таким образом, основания для заключения контракта N 0355100008323000205-01 от 16.01.2024 (реестровый номер 1583800056924000013), предусмотренные частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в настоящем случае отсутствовали, что является нарушением требований указанной нормы и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Инспекция Управления
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - ФГБУЗ "МСЧ N59 ФМБА", об индивидуальном предпринимателе <_> в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
3. Передать материалы по обращению должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Инспекции <_>
Члены Инспекции <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 19 января 2024 г. N 058/10/104-10/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024