Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Уральского таможенного управления (вх. N 347-ЭП/24 от 10.01.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Агентство пожарной безопасности", исполнителе по контракту N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения объектов Уральского таможенного управления (извещение N 0162100022423000097), в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-00 при участии представителей:
- заказчика в лице Уральского таможенного управления - *,
- заинтересованного лица ООО "Агентство пожарной безопасности" - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Уральского таможенного управления (вх. N 347-ЭП/24 от 10.01.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Агентство пожарной безопасности", исполнителе по контракту N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения объектов Уральского таможенного управления (извещение N 0162100022423000097).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576.
Заслушав доводы представителей заказчика, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
12.10.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ЭТП Газпромбанк (https://etpgpb.ru/) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения объектов Уральского таможенного управления (извещение N 0162100022423000097).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 225 800,00 рублей.
Контракт N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. на оказание услуг по техническому обслуживанию средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения объектов Уральского таможенного управления был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 24.10.2023 г.
В соответствии п. 1.1. контракта N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по техническому обслуживанию средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения (далее - услуги) в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
В соответствии п. 1.2. контракта N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. срок оказания услуг: не позднее 30 ноября 2023 г. включительно.
Согласно п. 1.3. контракта N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. место оказания услуг: Свердловская область, г. Екатеринбург: ул. Завокзальная, дом 40, ул. Шейнкмана, дом 31, ул. Гоголя, дом 27, ул. Московская, дом 11, пер. Вечерний, дом 4.
Цена настоящего контракта составляет 198000,00 руб. (Сто девяносто восемь тысяч рублей 00 копеек), НДС не облагается на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Расчет стоимости услуг - в соответствии с приложением N 2 к настоящему контракту (п. 2.1. контракта N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г.).
Согласно п. 4.1. контракта N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. исполнитель обязан:
4.1.1. Оказать услуги надлежащего качества.
4.1.2. Оказать услуги в полном объеме в срок, указанный в настоящем контракте.
4.1.3. Безвозмездно исправить по требованию Заказчика все выявленные недостатки, если в процессе оказания услуг допущены отступления от условий контракта, ухудшившие качество услуг.
4.1.4. Передать Заказчику документы о приемке и иные документы, необходимые для обеспечения контроля за расходованием бюджетных средств, оформленные надлежащим образом, в срок, установленный настоящим контрактом.
4.1.5. В соответствии с условиями контракта своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить Заказчику результаты оказания услуг, предусмотренные контрактом.
Исполнитель в соответствии с условиями контракта обязан к установленному контрактом сроку предоставить Заказчику результаты оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку оказанной услуги в соответствии со статьей 94 Закона 44-ФЗ и настоящим разделом контракта (п. 5.1. контракта N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г.)
Исходя из пояснений представителей Заказчика в связи с неоказанием Исполнителем услуг в срок, предусмотренный пунктом 1.2 Контракта, Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо о неисполнении условий государственного контракта от 14 декабря 2023 г. N 51-18/14345 "О неисполнении условий государственного контракта" с предложением незамедлительно приступить к техническому обслуживанию средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения Заказчика в соответствии с условиями Контракта и направить Заказчику документ о приемке в срок не позднее 18 декабря 2023 г.
Вместе с тем, до настоящего времени Исполнитель к оказанию услуг не приступил.
Возражая относительно позиции Заказчика, представитель заинтересованного лица в своих письменных объяснениях указал, что в ходе выполнения работ стало ясно, что выполнить часть работ не представляется возможным в связи с тем, что оборудование Заказчика не отвечает требованиям безопасности, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья работников исполнителя. Устранять данные недостатки оборудования заказчик отказался. Также Заказчик отказался от изменения условий договора в части исключения работ не небезопасных объектах.
14.12.2023 г. Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия о неисполнении условий государственного контракта (исх. N 51-18/14345 от 14.12.2023 г.).
Комиссией установлено, что 18.12.2023 г. ООО "Агентство пожарной безопасности" направлено письмо в адрес Заказчика посредством электронной почты с информацией о том, что выполнение работ по данному контракту не представляется возможным исполнить в связи с тем, что в резервуарах находится вода, а также, что работы будут выполнены после того, как место выполнения работ будет находится в должном техническом состоянии, чтобы избежать короткого замыкания (письмо N 309 от 18.12.2023 г.).
В ответ на вышеуказанное письмо Заказчик в письме N 51-18/319 от 12.01.2024 сообщил ООО "Агентство пожарной безопасности", что 16.11.2023 г. в период срока оказания услуг, установленного контрактом, при осмотре представителями Исполнителя средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения на объектах Заказчика, подлежащих техническому обслуживанию, о сложностях, возникших при исполнении контракта, которые не позволяли бы исполнить условия контракта, Исполнителем Заказчику заявлено не было. Так же Заказчиком отмечено, что указанная дата является единственной за весь срок действия контракта, когда представители Исполнителя находились на объектах Заказчика, что подтверждается записями в журнале учета разовых пропусков, о выданных представителям Исполнителя пропусках. Информация, изложенная в обращениях Исполнителя о невозможности исполнять условия контракта, не соответствует действительности по следующим основаниям.
Помещения со средствами пожаротушения и противопожарного водоснабжения, подлежащими обслуживанию Исполнителем в рамках заключенного контракта, в момент оказания услуг затоплению не подвергались. Несостоятельными являются указания Исполнителя в обращениях на помещение, затопленное водой, в котором находится оборудование, в виду того, что данное оборудование не входит в перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию в рамках заключенного контракта.
Отсутствие в обращении Исполнителя указаний на конкретные признаки эксплуатации электрических сетей насосных установок в несоответствии с правилами устройства электроустановок, а также обобщенное, не подтвержденное утверждение Исполнителя о необходимости полной замены указанных токоведущих сетей и не возможности запуска данной системы, равно как и возможной угрозы жизни и здоровья специалиста, проводящего проверку, не могут рассматриваться Заказчиком в качестве причин неисполнения контракта.
Кроме того, Комиссией установлено, что 10.01.2024 г. Заказчиком посредством функционала единой информационной системы направлен мотивированный отказ от приемки выполненных работ, ввиду того, что при проведении проверки выявлено невыполнение раздела III Контракта, что противоречит Акту Исполнителя.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, закупаемые услуги не получили завершения ни по одному объекту, ни по одному оборудованию.
Комиссия, изучив имеющиеся информацию и документы, выслушав позиции сторон, приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих наличие непредвиденных обстоятельств, препятствующих ООО "Агентство пожарной безопасности" исполнить надлежащим образом обязательства по контракту N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. в регламентированный срок в адрес Комиссии не представлено.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд Заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что ООО "Агентство пожарной безопасности" были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.4. контракта N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.12.2023 г.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 20.12.2023 13:48 (МСК). Датой надлежащего уведомления считается 20.12.2023 13:48 (МСК).
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление поставщика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений об ООО "Агентство пожарной безопасности" в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссией не выявлено.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что обязательства по контракту N 01621000224230000970001 от 24.10.2023 г. заинтересованным лицом не исполнены в полном объеме, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении ООО "Агентство пожарной безопасности" при исполнении своих обязательств по указанному контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО "Агентство пожарной безопасности" (ИНН *) (*) а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, учредителе * (ИНН *) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице Уральского таможенного управления, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
|
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 января 2024 г. N РНП-066/06/104-150/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024