резолютивная часть решения объявлена 17.01.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - Заявитель) ..., действующей на основании доверенности, Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик" (далее - Заказчик) .., Местной администрации городского округа Нальчик (далее - Уполномоченный орган) ..., в отсутствие представителя Оператора ЭТП, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного конкурса N0104300014423000782 "Выполнение научно-исследовательской работы по разработке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа Нальчик на период до 2043 года и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа Нальчик" (далее - конкурс, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В составе извещения отсутствует надлежащее обоснование начальной максимальной цены контракта;
2. В состав объекта закупки необоснованно включены работы по выполнению аэрофотосъемки, а также подготовки цифрового ортофотоплана населенных пунктов городского округа Нальчик;
3. Порядок оценки заявок участников закупки составлен с нарушением Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 16.01.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 25.12.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 20 056 570,00 руб.;
4) источник финансирования - Бюджет городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.01.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки, победителем признан участник предложивший цену 15 042 427,51 руб.
Относительно доводов изложенных Заявителем, Комиссией установлено следующее.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) за соблюдением требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно письму ФАС России от 13.01.2016 N ИА/699/16 "По вопросу о проведении проверки действий заказчика при планировании закупок и обосновании начальной (максимальной) цены контракта" при рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов.
2. Довод Заявителя о неправомерно включении в состав работ необходимых к выполнению в рамках исполнения контракта работ по аэрофотосъемке, а также подготовке ЦОФП населенных пунктов городского округа Нальчик Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.
Согласно технического задания, третий этап производства работ по контракту включает в себя подготовку проекта внесений изменений в генеральный план городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики и подготовку цифровых ортофотопланов (ЦОФОП) на населенные пункты входящих в состав городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что выполнение работ по подготовке ЦОФОП и выполнение аэрофотосъемки необходимо в целях получения актуальных на момент разработки проекта внесения изменений данных и сведений о фактическим состоянии территории городского округа Нальчик для принятия обоснованных решений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6, 8, 12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Комиссия отмечает, что вышеуказанное положение Описания объекта закупки установлено в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Довод Заявителя об установлении порядка оценки заявок с нарушением Закона о контрактной системе, Комиссия признает состоятельным, в силу следующего.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно подпункту "д" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно установленному Заказчиком порядку оценки заявок, а именно по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен детализирующий показатель оценки "Наличие квалифицированных специалистов - кадастровых инженеров с действующим квалификационным аттестатом кадастрового инженера, состоящие в саморегулируемых организациях (СРО) кадастровых инженеров".
Подпунктом "а" пункта 30 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается в том числе перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
По мнению Заявителя, указанный детализирующий показатель не соответствует Положению, так как для выполнения работ по контракту кадастровые инженеры, состоящие в СРО не нужны, т.е. указанный критерий не соотносится с предметом работ по контракту.
Согласно Извещению, объектом закупки является выполнение научно-исследовательской работы по разработке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа Нальчик на период до 2043 года и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа Нальчик.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установленное требование к наличию специалистов, кадастровых инженеров с действующим квалификационным аттестатом кадастрового инженера, состоящих в саморегулируемых организациях (СРО) обусловлено необходимостью в рамках исполнения работ по контракту подготовить и описать местоположение границ населенных пунктов, границ территориальных зон.
При этом Заказчиком установлены предельные максимальные значения по указанному детализирующему показателю, а именно - 20 сотрудников (кадастровых инженеров с действующим квалификационным аттестатом кадастрового инженера, состоящих в саморегулируемых организациях (СРО)).
Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) установлено, что кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 Закона N 221-ФЗ (кадастровый инженер).
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 221-ФЗ кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Статьей 37 Закона о кадастре установлено, что результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является, в том числе технический план.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рамках выполнения работ по контракту кадастровые работы не выполняются.
Более того, необходимость установления предельного максимального значения по критерию в размере 20 сотрудников Заказчиком не обоснована.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат положениям Закона о контрактной системе и Положению, в связи с чем довод Заявителя нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, извещением не установлены требования о предоставлении в составе заявки документов подтверждающих наличие в штате кадастровых инженеров с действующим квалификационным аттестатом кадастрового инженера, состоящие в саморегулируемых организациях (СРО), следовательно любое лицо независимо от наличия в штате указанных специалистов имело право подать заявку и участвовать в закупке.
Более того Комиссия отмечает, что на рассмотрении жалобы установлено, что у Заявителя в штате имеются кадастровые инженера, при этом заявку на участие в Конкурсе Заявитель не подал, а на момент рассмотрения жалобы Заказчиком подведены итоги по результатам закупки.
Вместе с тем, согласно пояснений Уполномоченного органа, результаты определения поставщика в случае исключения детализирующего показателя "Наличие квалифицированных специалистов - кадастровых инженеров с действующим квалификационным аттестатом кадастрового инженера, состоящие в саморегулируемых организациях (СРО) кадастровых инженеров" остаются неизменными, что исключает необходимость выдачи предписания, так как законные права и интересы Заявителя и участников закупки в этой части не затрагиваются.
В остальной части доводы Заявителя о несоответствии установленного порядка оценки заявок, в том числе по показателю "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" Комиссия признает несостоятельными и неподтвержденными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 22 января 2024 г. N 007/06/42-31/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024