Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГКУ "Санаторий "ПОБЕДА" ФТС России", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" по результатам проведения электронного аукциона: "Капитальный ремонт пожарного водоема и благоустройство территории в филиале "Лесная сказка" (извещение: 0318100058623000276),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГКУ "Санаторий "ПОБЕДА" ФТС России" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Капитальный ремонт пожарного водоема и благоустройство территории в филиале "Лесная сказка" (извещение: 0318100058623000276).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2023 NИЭА1 NИЭА1 ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" признано победителем закупки.
24.07.2023 между ГКУ "Санаторий "ПОБЕДА" ФТС России" и ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" заключен контракт на сумму 19 727 913,24 рублей.
27.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "НОВА РЕМ-СТРОЙ";
- адрес: 385730,Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский ул. Первомайская дом 128;
- ИНН: 0104015153, КПП: 010401001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГКУ "Санаторий "ПОБЕДА" ФТС России" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт пожарного водоема и благоустройство территории в филиале "Лесная сказка" (извещение: 0318100058623000276).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2023 NИЭА1 NИЭА1 ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" признано победителем закупки.
24.07.2023 между ГКУ "Санаторий "ПОБЕДА" ФТС России" и ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" заключен контракт на сумму 19 727 913,24 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту пожарного водоема и благоустройство территории в филиале "Лесная сказка" (далее-работы), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке, сроки и на условиях, установленных настоящим Контрактом.
В соответствии с п.2.1 контракта срок выполнения работ: работы выполняются в 2 этапа
1 этап - с момента заключения Контракта до 15.12.2023 года.
2 этап - с момента заключения Контракта до 30.04.2024 года.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Подрядчиком неоднократно нарушаются условия Контракта.
Заказчик в решении указывает, что Подрядчику были направлены претензии о нарушении сроков работ и не выполнении условий Контракта.
На сегодняшний день 27.12.2023 г. работы 1-го этапа не выполнены, к работам второго этапа Подрядчик не приступал.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.10.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.12.2023 Заказчик разместил информацию в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" следует, что Подрядчик приступил к выполнению работ, предусмотренных Контрактом в июле 2023 г.
На декабрь 2023 г. выполнены работы общей стоимостью 670 247 рублей, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ КС-3и Актами выполненных работ.
После осмотра и расчистки дна пожарного водоема от поверхностного мусора, было установлено, что дно водоема покрыто слоем ила толщиной примерно 30 см., данный вид работ не был предусмотрен проектно-сметной документацией по Контракту, соответственно время и оплата на проведение работ при разработке Контракта учтены не были.
Во время участия в конкурсе и ознакомления с конкурсной документацией Подрядчик не мог знать о наличии скрытых работ, которые будет необходимо провести (расчистка дна водоема от ила). Проведение таких работ является затратным как по времени, так и по количеству привлекаемых рабочих ресурсов.
Согласно составленному Подрядчиком локально-сметному расчету стоимость таких работ составила 2 060 625 рублей.
Согласно ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
О наличии данной проблемы Подрядчик после осмотра места выполнения работ уведомил Заказчика устно, а также письмом от 04.08.2023 г. N48.
Подрядчик сообщил, что требуется проведение работ по очистке дна водоема от строительного мусора и ила, по утилизации мусора и ила.
Согласно ответу Заказчика от 08.09.2023 г. проектом не предусмотрено выполнение таких работ, как и их бюджетное финансирование.
Подрядчик незамедлительно уведомил Заказчика о наличии мусора (ила) на дне водоема, расчистка от которого не была предусмотрена проектно-сметной документацией, что могло повлечь увеличение срока выполнения работ.
31.10.2023 г. исх. N 01-14/2083 Заказчик направил Подрядчику претензию о том, что работы ведутся слишком медленно, потребовал устранить имеющиеся недостатки.
При этом проверку выполнения работ Заказчик не проводил, в самой претензии не указано какие именно недостатки должен устранить Подрядчик.
11.12.2023 г. исх. N 01-14/2461 Заказчик направил претензию Подрядчику о том, что работы проводятся медленно, потребовал устранить выявленные недостатки в срок до 15.12.2023 г.
На декабрь 2023 г. Заказчик не проводил проверку выполненных работ.
12.12.2023 г. Подрядчик направил письмо исх. N66 о том, что объект проведения работ был предоставлен в состоянии, препятствующем выполнить работы, предусмотренные Контрактом.
В связи с бездействием Заказчика, неоказанием им содействия Подрядчику, с целью выполнения работ в установленные сроки Подрядчик своими силами произвел расчистку дна водоема от ила летом и осенью 2023 г.
22.12.2023 г. Заказчик направил ответ на письмо N 66 от 12.12.2023 г., потребовал завершить выполнение работ.
27.12.2023 г. Заказчик направил уведомление исх. N 01-14/2589 о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" умышленных действий, свидетельствующих об уклонении Участника закупки от исполнения обязательств по контракту.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГКУ "Санаторий "ПОБЕДА" ФТС России" в отношении ООО "НОВА РЕМ-СТРОЙ" (385730,Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский ул. Первомайская дом 128; ИНН: 0104015153, КПП: 010401001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 января 2024 г. N РНП-23-60/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024