Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "АМТЕО М" на действия Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" , Заказчика - ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N1 им. проф. С.В. Очаповского" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Лезвия микротома)" (извещение N0818500000823010095) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что "Описание объекта закупки" составлено Заказчиком с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно: обоснование Заказчиком дополнительной характеристики по поз.3 раздела "Описание объекта закупки" не соответствует требованиям п.6 ПП N145 от 08.02.2017 г.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (Лезвия микротома)" (извещение N0818500000823010095).
Заказчик - ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N1 им. проф. С.В. Очаповского" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 335 128,00 руб.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом потребностей Заказчика..
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позиции 3 требуется к поставке следующие товары:
3 |
Лезвие микротома, одноразового использования |
32.50.13.190/32.50.13.190-00006973 |
3-гранная заточка |
Соответствие |
|
Трехгранная заточка повышает износостойкость лезвия за счет "сглаживания" острия с сохранением необходимого угла заточки. Обеспечивает приготовление большего количества качественных срезов с одного лезвия. |
Длина |
80 |
мм |
Согласно КТРУ |
|||
Заточка края лезвий при помощи плазмы |
Соответствие |
|
Обеспечивает дополнительную прочность кромки для более длительного сохранения рабочих качеств лезвия. |
|||
Количество лезвий в упаковке |
|
шт |
Оптимальная фасовка, обеспечивающая необходимую потребность. Обеспечивает удобство работы и хранения. |
|||
Лезвия имеют одно круглое и два овальных отверстия |
Соответствие |
|
Необходимо лаборатории для дифференцировки типа лезвий, когда они находятся вне диспенсера. |
|||
Назначение |
Для твердых тканей |
|
Согласно КТРУ |
|||
Назначение: для рутинных срезов, для работы с мягкими и твердыми тканями, для изготовления сверхтонких срезов, для криотомии. |
Соответствие |
|
Обеспечивает универсальность использования данного типа лезвий |
|||
Описание: плоское, клиновидное лезвие со сверхострой режущей кромкой, монтируемое в микротом и обеспечивающее получение сверхтонких срезов предварительно зафиксированных, залитых парафином тканей. Срезы затем помещаются на предметное стекло для окрашивания и изучения под микроскопом. Изделие одноразового использования. |
Соответствие |
|
Согласно КТРУ |
|||
Покрытие - двойное, хромирование и PTFE (политетрафторэтилен) |
Соответствие |
|
Хромированное покрытие нужно для укрепления пластины лезвия и режущей кромки. Покрытие на основе политетрафторэтилена обеспечивает скольжение, предотвращает слипание лезвий в диспенсере и обеспечивает беспрепятственное извлечение лезвий из диспенсера. |
|||
Толщина |
|
мм |
Согласно КТРУ |
|||
Угол заточки, град. |
35 |
|
Согласно КТРУ |
|||
Ширина |
8 |
мм |
Согласно КТРУ |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из описания объекта закупки следует, что Заказчику по позиции 3 требуется к поставке - "лезвие микротома, одноразового использования", имеющее одно круглое и два овальных отверстия. С учетом п.6 Правил Заказчиком были указаны дополнительные характеристики товара с обоснованием необходимости их использования.
Заявитель в жалобе указывает, что обоснование дополнительной характеристики требуемого к поставке товара по позиции 3 не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, поскольку противоречит фактическим эксплуатационным свойствам изделия.
В извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона Заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.13.190 Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
Заказчиком был применен КТРУ - 32.50.13.190-00006973 "Лезвие микротома, одноразового использования".
Позиция КТРУ 32.50.13.190-00006973, использованная Заказчиком, содержит код вида медицинского изделия - 250320, который, согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, имеет следующее описание: "Плоское, клиновидное лезвие со сверхострой режущей кромкой, монтируемое в микротом и обеспечивающее получение сверхтонких срезов предварительно зафиксированных и, как правило, залитых парафином тканей. Срезы затем помещаются на предметное стекло для окрашивания и изучения под микроскопом. Изделие одноразового использования".
Данная позиция имеет обязательные для применения характеристики, включенные Заказчиком в "Описание объекта закупки". С учетом п.6 Правил Заказчиком были указаны дополнительные характеристики товара с обоснованием необходимости их использования. Так, по позиции 3 указано : "необходимо лаборатории для дифференцировки типа лезвий, когда они находятся вне диспенсера".
В составе жалобы Заявителем указано, что отверстия на лезвиях носят технологических характер и используются для штамповки и протягивания ножевого полона во время изготовления на автоматическом оборудовании завода-изготовителя (микротоме), для дифференцировки типа лезвий не используются.
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Из пояснений Заказчика следует, что в ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N1 им. проф. С.В. Очаповского" МЗ КК ежедневно проводится 230-260 оперативных вмешательств (эндоскопические пункционные биопсии, трепанобиопсии, различный операционный материал). Для срезки столь различного по своей структуре материала нужен различный диапазон лезвий (для костей, мегкотканного материала, плотнотканного материала, интраоперационного. Наличие отверстий на лезвии позволяет различать их между собой, когда они находятся вне диспенсера. Так как не всегда можно подряд срезать ткань одной консистенции и приходится, не использовав, менять лезвия.
Также представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым, необходимые медицинскому учреждению характеристики объекта закупки обусловлены потребностью больницы, лечащего персонала, а также максимального исключения нежелательных последствий для пациентов в процессе оказания медицинской помощи. В связи с чем, Заказчик вправе установить такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
При описании применены дополнительные показатели, требования, отражающие потребности заказчика. Установленные дополнительные характеристики, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки являются значимыми для заказчика, обусловлены целями оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам учреждения.
На основании изложенного, описание объекта закупки сформулировано Заказчиком с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями.
Также на заседании Комиссии УФАС по Краснодарскому краю Заявитель указал, что характеристики закупаемого товара, указанные Заказчиком в описании объекта закупки соответствуют товару конкретного производителя.
При этом, при описании объекта закупки Заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, отвечающие потребностям медицинского учреждения.
На участие в аукционе подано 2 заявки. АО "АМТЕО М" заявку на участие в закупке не подавало. Доказательств, подтверждающих невозможность приобретения требуемого Заказчиком товара, а также соответствие указанных характеристик в "Описание объекта закупки" товару конкретного производителя, Заявителем не представлено. Кроме того, Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность довода в части ограничения конкуренции и невозможности подать заявку для участия в закупке.
В связи с изложенным, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "АМТЕО М" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823010095).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 января 2024 г. N 35/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024