Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____.>
Горожеева Е.А. - начальник отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
<_____..>
<_____..>
рассмотрев направленное Заказчиком - Департаментом градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 03.07.2023 N 01903000012230003420001 на выполнение работ по подготовке графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, цена контракта - 148 240,00 рублей, (извещение N 0190300001223000342), с ИП Кочетов В.В., и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 25.12.2023 N 89-174/1001-08/6282 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, 03.07.2023 между департаментом градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Кочетовым Владиславом Владимировичем (далее - Подрядчик) заключен контракт N 01903000012230003420001 (далее - контракт).
Предметом контракта является выполнение работ по подготовке графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - работы) в обусловленный срок в объеме и по ценам, указанным в Техническом задании (Приложение к контракту).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта срок выполнения работ: 140 календарных дней со дня, следующего за днем заключения контракта. Соответственно работы должны быть выполнены не позднее 20.11.2023.
На указанную дату работы выполнены не были, в связи с чем, Подрядчику была направлена претензия (требование) от 23.11.2023 N 89-174/1001-08/5733 (далее - претензия), с требованием выполнить обязательства по контракту не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты, следующей за датой получения претензии.
В ответ на претензию Подрядчик обязался представить результат выполненных работ в срок до 08.12.2023 (письмо от 01.12.2023 N 350), в связи с чем, Заказчиком срок представления результатов выполненных работ был продлен до 08.12.2023 (письмо от 05.12.2023 N 89-174/1001-08/5981).
Кроме того, письмо Заказчика содержало условие, согласно которому приемка работ за пределами указанного срока осуществляться не будет и будет начата процедура одностороннего расторжения контракта.
По состоянию на 08.12.2023 результаты работ, указанные в пункте 9 Технического задания (Приложение к контракту), в адрес Заказчика представлены не были, фактическое исполнение контракта составило 0 рублей 00 копеек, о чем свидетельствует экспертное заключение экспертной комиссии Заказчика от 11.12.2023.
В соответствии с подпунктом 10.3.2 контракта в случае установления фактов нарушения Подрядчиком существенных условий исполнения контракта, в дальнейшем не позволяющих продолжить его исполнение, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, в связи с установлением фактов нарушения Подрядчиком существенных условий исполнения контракта, в дальнейшем не позволяющих продолжить его исполнение, департамент градостроительной политики и земельных отношений администрации Надымского района принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.07.2023 N 01903000012230003420001.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 11.01.2024 N ЕГ/38/24, представил объяснения по делу N 089/10/104-6/2024 (далее - пояснения).
Из пояснений следует, что ИП Кочетов В.В. приступил к выполнению работ по контракту, после получения исходных данных от Заказчика.
По результатам рассмотрения исходных данных стало понятно, что объём работ намного больше чем указано в техническом задании.
Проблема заключалась в том, что нет ключей перевода координат из местной системы координат в МСК-89, это привело к тому, что пришлось каждую точку сажать вручную, а это заняло колоссальное количество времени.
Подрядчик сообщил об этом Заказчику, и стороны совместно решили, что Подрядчик доделает всю работу пусть и с нарушением срока выполнения работ.
Далее Подрядчик продолжил работу, вёл переписку с Заказчиком, формировал документы для внесения границ территориальных зон в ЕГРН.
Часть зон прошла учёт.
Основная и самая трудоемкая часть работы выполнена в полном объеме.
Заказчику нужно было только рассмотреть предоставленные материалы и согласовать их направление в ЕГРН.
Подрядчик утверждает, что у Заказчика на руках есть полный объём работ, выполненный Подрядчик, а именно пересчитаны все границы территориальных зон.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.10.3. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.07.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 01903000012230003420001.
19.12.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.12.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.01.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт заключен от 03.07.2023.
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по подготовке графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - работы) в обусловленный срок в объеме и по ценам, указанным в Техническом задании (Приложение к контракту), которое является неотъемлемой частью контракта, а Заказчик принимает и оплачивает выполненные работы на условиях контракта.
Согласно п. 1.2. Контракта качество выполненных работ должно соответствовать действующим стандартам, техническим условиям или дополнительно согласованным Сторонами характеристикам, указанным в Техническом задании (Приложение к контракту).
Согласно п. 3.1. Контракта срок выполнения работ: 140 календарных дней со дня, следующего за днем заключения контракта.
Согласно материалам представленными сторонами, работа выполнена не в полном объеме, а Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе Заказчик обязан взаимодействовать с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссией установлено совершение со стороны Подрядчика действий по урегулированию вопроса исполнения контракта. Указанный факт подтверждается перепиской сторон.
Подрядчик на заседание Комиссии представил обширную переписку между сторонами, из чего Комиссия предполагает, что Подрядчиком предприняты все меры для выполнения Контракта. При этом из переписки также следует, что предприниматель явно не выражал отказ от выполнения работ.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Подрядчик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта не представлены.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине Подрядчика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
При этом, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Подрядчик при исполнении контракта действовал недобросовестно.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об с ИП Кочетов В.В., представленную Заказчиком - Департаментом градостроительной политики и земельных отношений Администрации Надымского района по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 03.07.2023 N 01903000012230003420001 на выполнение работ по подготовке графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, цена контракта - 148 240,00 рублей, (извещение N 0190300001223000342), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 января 2024 г. N 089/10/104-6/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024