Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<________>
Членов Комиссии:
<________>
<________>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представители по доверенности;
От Исполнителя - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Администрация города Новый Уренгой (ИНН 8904028004) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 28.08.2023 N 0190300010823000623 на выполнение работ по изготовлению печатной продукции, цена контракта - 291 037,50 рублей, (извещение N 0190300010823000623), с ООО "ЦМИК" (ИНН 3662275700) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 20.12.2023 N 89-176/18-07/208 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что Между Администрацией города Новый Уренгой (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЦМИК" (Исполнитель), заключен муниципальный контракт от 28.08.2023 N 01903000108230006230001 (далее - Контракт), предметом которого является выполнение работ по изготовлению печатной продукции (поздравительные открытки) (далее - изделия).
В соответствии с условиями Контракта (пункты 4.1-4.2):
Исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней с момента заключения Контракта разработать дизайн-проект изделий и направить по адресу электронной почты Filimonova.EV@nur.yanao.ru на согласование Заказчику. Заказчик в течение 3 рабочих дней согласовывает дизайн-проект изделий, либо дает мотивированный отказ. Исполнитель в течение 3 рабочих дней дорабатывает дизайнпроект, если Заказчик не согласовал дизайн-проект
В течение 3 рабочих дней со дня согласования дизайн-проекта изделий Исполнитель обязан провести подготовку макетов изделий (компьютерную верстку, подготовку макета к печати, изготовление цветного образца конечного изделия) и предоставить Заказчику образцы изделий (сигнальные экземпляры) выполненные технологически (трафаретная ультрафиолетовая печать, тиснение, конгрев, вырубка и т.д.) как тиражная продукция и на тиражных материалах и направляет данный образец экспресс почтой или курьерской доставкой Заказчику по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 3 (здание Администрации города Новый Уренгой). Срок доставки не должен превышать 5 дней. Заказчик в течение 3 дней согласовывает образцы изделий либо дает мотивированный отказ.
В течение 10 рабочих дней с момента согласования образцов изделий Исполнитель обязан изготовить и передать изделия Заказчику. Передача изделий осуществляется Исполнителем Заказчику единовременно по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 3 (здание Администрации города Новый Уренгой), 2-й этаж (склад).
Извещение N 0190300010823000623 об осуществлении закупки (далее - Извещение), а также прилагаемые к нему техническое задание (описание объекта закупки) на выполнение работ и проект контракта, были размещены в открытом доступе и доступны для свободного ознакомления на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
В сроки, определенные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон о контрактной системе), участники закупки имеют возможность направления запросов о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки на площадке проведения электронного аукциона (описание объекта закупки, условий контракта, объема работ, формирования цены и иные уточнения в рамках закупки).
По Извещению N 0190300010823000623 запросы на разъяснение не поступали.
Согласно части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
При подаче заявки Исполнитель согласился с выполнением работ по изготовлению печатной продукции (поздравительные открытки) на условиях и в соответствии с требованиями вышеуказанных документов.
22.08.2023 года Исполнитель на адрес электронной почты Filimonova.EV@nur.yanao.ru направил письмо о том, что выиграл электронный аукцион и готов приступить к работе. В ответ, с адреса электронной почты novosileckiy.ib@nur.yanao.ru были направлены исходные материалы для изготовления дизайн-проекгов (брендбук и рекомендации) и уведомление о том, что после согласования дизайн-проектов Исполнитель, согласно муниципальному контракту, направляет заказчику тиражные образцы (сигнальные экземпляры).
29.08.2023 после подписания сторонами Контракта на адрес электронной почты cmyk@vrnholding.ru, Заказчиком было направлено письмо-уведомление о сроках предоставления дизайн-проекгов изделий.
04.09.2023 Исполнитель посредством электронной почты был уведомлен, что срок изготовления дизайн-проектов подошел к концу, необходимо предоставить подготовленные варианты. В ответном письме от 04.09.2023 Исполнитель сослался на возникновение форс-мажорных обстоятельств (без обоснования таких обстоятельств и приложения подтверждающих документов), а также гарантировал предоставить все макеты для согласования в течение рабочего дня. Вместе с тем, дизайн-проекгы предоставлены не были. 05.09.2023 Исполнитель сообщил, что дизайнер компании попал в больницу и не выходит на связь.
06.09.2023 (с нарушением сроков) Исполнитель направил на адрес электронной почты дизайн-проект поздравительных открыток к Международному женскому дню и Дню победы - 9 мая (две открытки из пяти необходимых по контракту). На следующий день (07.09.2023) Исполнитель направил дизайн-проект поздравительной открытки к Новому году.
По итогу рассмотрения дизайн-проектов открыток, 08.09.2023 Заказчиком на адрес электронной почты Исполнителя было направлено письмо-уведомление:
- о нарушении сроков предоставления дизайн-проектов;
- о неполном предоставлении дизайн-проектов поздравительных открыток;
- о несоответствии разработки предоставленных дизайнпроекгов техническому заданию к Контракту, с указанием на устранение замечаний в кратчайший срок
В связи с тем, что на 11.09.2023 вышеуказанные замечания не были устранены, представитель Заказчика посредством телефонной связи связался с представителем Исполнителя, напомнив о необходимости предоставления всех дизайн-проектов поздравительных открыток и доработки имеющихся, согласно замечаниям Заказчика. Вечером того же дня, Исполнитель направил дизайн-проекгы недостающих поздравительных открыток. Доработанные дизайн-проекгы, в соответствии с замечаниями Заказчика представлены не были.
После рассмотрения указанных дизайн-проектов, учитывая выявленные нарушения условий Контракта, в адрес Исполнителя посредством Единой информационной системы в сфере закупок было направлено требование от 15.09.2023 N 89-176/18-07/125 об устранении нарушений условий муниципального контракта от 28.08.2023 N01903000108230006230001, со сроком до 20.09.2023.
- несвоевременное предоставление дизайн-проектов поздравительных открыток;
- неполное предоставление дизайн-проектов;
- несоответствие разработки предоставленных дизайн-проектов техническому заданию.
Также, к предоставленным с нарушением срока дизайн-проектам имелись следующие замечания:
- стиль открыток не соответствует официально-деловому стилю, который подразумевается для поздравительных открыток от органа местного самоуправления;
- использованы несочетаемые элементы (разные шрифты в одной открытке; цвета, несочетаемые в рамках утвержденного брендбука);
- не отражена специфика региона и города (например, использованы неактуальные фотографии города с изображением уже несуществующих объектов);
- нарушены технические характеристики при проектировании открыток (уменьшен размер, упрощен дизайн).
В указанный срок замечания Заказчика не были устранены.
29.09.2023 Исполнителем в адрес Заказчика была направлена концепция открыт. Вместе с тем, концепция открыток не является дизайн-проектом, в котором должны быть предусмотрены размеры изделий, технические характеристики, описание технологии изготовления и используемых материалов.
В связи с тем, что до 02.10.2023 обязательства по предоставлению дизайн-проектов изделий в соответствии с условиями муниципального контракта от 28.08.2023 N 01903000108230006230001 Исполнителем не были выполнены, в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8.5 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 28.08.2023 N 01903000108230006230001.
12.10.2023 Исполнитель направил на адрес электронной почты дизайн-проекты поздравительных открыток и письмо о выполнении требований, изложенных заказчиком в решении от 02.10.2023 N89-176/18-07/136, в связи с чем просил отменить решение об одностороннем расторжении муниципального контракта.
В связи с предоставлением Исполнителем дизайн-проектов открыток, Заказчиком было принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 13.10.2023 N 89-176/18-07/146.
13.10.2023 ответным сообщением были направлены замечания по предложенным дизайн-проектам и уведомление о том, что в случае повторного нарушения Контракт будет расторгнут.
17,18,19 октября 2023 года Исполнитель на адрес электронной почты направил исправленные дизайн-проекты поздравительных открыток (с учетом замечаний от 13.10.2023):
- к Международному женскому дню;
- к Новому году и ко дню рождения;
- ко Дню города.
20.10.2023 Исполнителю были направлены замечания по подготовленным дизайн-проектам поздравительных открыток и уведомление о неполном (частичном) предоставлении дизайнпроектов поздравительных открыток ко Дню победы - 9 мая.
Согласно п. 4.1 Контракта в случае, если Заказчик не согласовал дизайн-проект, его доработка осуществляется в течение 3 рабочих дней. Поскольку доработанные дизайн-проекты не были получены в указанный срок, 27.10.2023 Исполнителю было направлено уведомление о нарушении сроков предоставления дизайн-проекгов и их предоставлении в кратчайший срок.
В этот же день, с нарушением срока на 2 рабочих дня, Исполнитель направил дизайн-проект поздравительной открытки ко Дню Победы - 9 мая и заверил, что до конца рабочего дня направит остальные макеты поздравительных открыток.
В свою очередь, дизайн-проекты оставшихся поздравительных открыток были направлены только 30.10.2023, с нарушением срока на 3 рабочих дня.
01.11.2023 Заказчиком вновь были направлены замечания по подготовленным дизайн-проектам к поздравительным открыткам.
07.11.2023 Заказчиком было направлено сообщение на адрес электронной почты Исполнителя с напоминанием о доработке макетов дизайн-проекгов поздравительных открыток. Также 7 ноября 2023 года в ответном сообщении Исполнитель уведомил о том, что макеты находятся в работе у дизайнера.
Доработанные, согласно замечаниям от 01.11.2023, дизайнпроекты изделий Исполнитель предоставил 09.11.2023 в неполном объеме (не предоставлена открытка ко Дню города) и с нарушением срока на 5 рабочих дней.
10.11.2023 Заказчик согласовал образцы открыток к 9 мая, Новому году и ко дню рождения для изготовления сигнальных экземпляров. К открытке "С Международным женским днем" имелись замечания".
Дизайн-проект поздравительной открытки к Международному женскому дню был предоставлен в срок и согласован Заказчиком для изготовления сигнального экземпляра 17.11.2023. В ходе переписки по согласованию дизайн-проекта Исполнитель обратился с просьбой о подписании согласованных бланков.
По условиям Контракта, согласование дизайн-проектов осуществляется посредством обмена сообщениями по электронной почте.
Таким образом, на 17.11.2023 Заказчиком были согласованы следующие дизайн-проекты открыток:
- поздравительная открытка "С Новым годом" с вкладышем в конверте (согласование от 10.11.2023); - поздравительная открытка "С Международным женским днем" с вкладышем в конверте (согласование от 17.11.2023); - поздравительная открытка "9 МАЯ" с вкладышем в конверте (согласование от 10.11.2023); - поздравительная открытка с вкладышем в конверте ко дню рождения (согласование от 10.11.2023).
В соответствии с п. 4.1 Контракта Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня согласования дизайн-проекта изделий Исполнитель обязан провести подготовку макетов изделий (компьютерную верстку, подготовку макета к печати, изготовление цветного образца конечного изделия) и предоставить Заказчику образцы изделий (сигнальные экземпляры) выполненные технологически (трафаретная ультрафиолетовая печать, тиснение, конгрев, вырубка и т.д.) как тиражная продукция и на тиражных материалах и направляет данный образец экспресс почтой или курьерской доставкой Заказчику по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 3 (здание Администрации города Новый Уренгой). Срок доставки не должен превышать 5 дней. Заказчик в течение 3 дней согласовывает образцы изделий либо дает мотивированный отказ.
В свою очередь, сигнальные образцы в указанный срок предоставлены не были.
С 21 ноября по 7 декабря проходил согласование последний дизайн-проект открытки ко Дню города. В ходе переписки Заказчик повторно обращал внимание Исполнителя на сроки и условия исполнения Контракта, необходимость предоставления сигнальных образцов (экземпляров) изделий, а также указывал, что изготовление всего тиража возможно только после согласования сигнальных образцов Заказчиком. В письме от 01.12.2023 Исполнитель заверил о выполнении контракта до конца текущего года.
07.12.2023 Исполнитель направил письмо с извещением, что образцы всех открыток находятся в производстве, по отгрузке будет предоставлен трек транспортной компании. Для связи с курьером при передаче сигнальных образцов запрошены данные контактного лица Заказчика, которые были предоставлены в тот же день в ответном письмею
Учитывая, что по состоянию на 11.12.2023 Исполнителем не был предоставлен трек-номер для отслеживания, Заказчиком было направлено письмо с запросом о его предоставлении (Приложение 35). Однако ответа не последовало. 12.12.2023 Заказчиком направлено письмо с вопросом о получении ранее направленного сообщения.
В свою очередь, вместо предоставления трек-номера Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо от 11.12.2023 N 1211/2 о невозможности изготовления и поставки изделий в связи с тем, что до настоящего времени дизайн-проекты не согласованы Заказчиком. Ссылаясь на пункты 4.1, 13.1 Контракта и, якобы, рассматривая их условия как основание для оформления согласования в письменной форме с подписанием уполномоченными представителями сторон, Исполнитель просит согласовать дизайнпроекты продукции, заверив их подписью уполномоченного лица.
Также, Исполнителем указано, что не совершение заказчиком действий предусмотренных договором, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Пункт 4.1 Контракта содержит порядок взаимодействия Заказчика и Исполнителя при осуществлении согласования дизайнпроектов и образцов изделий (сигнальных экземпляров), в том числе сроки такого согласования и направления образцов изделий (сигнальных экземпляров) по адресу Заказчика. Согласование дизайнпроектов путем оформления каких-либо дополнительных документов, как данным пунктом, так и Контрактом не предусмотрено, указанное согласование осуществляется посредством обмена электронными сообщениями.
Также, само по себе согласование не является документом, который предусматривает изменение или дополнение условий Контракта, порядок согласования дизайн-проектов и образцов изделий был изначально определен условиями Контракта. В свою очередь, пункт 13.1 Контракта определяет взаимодействие сторон при осуществлении изменения или дополнения его условий.
Заказчик пологает, что ссылка Исполнителя на вышеуказанные пункты Контракта в части необходимости оформления и согласования дизайн-проектов в письменной форме с подписанием уполномоченными представителями сторон является не соответствующей действительности и условиям Контракта и ссылка Исполнителя на не совершение Заказчиком действий предусмотренных договором, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства не состоятельна, так как Исполнитель был уведомлен о согласовании дизайн-проектов изделий 10.11.2022, 17.11.2023 и 07.12.2023
Заказчик отмечает, что принимая во внимание систематическое нарушение Исполнителем промежуточных сроков выполнения работ, введение в заблуждение Заказчика о начале изготовления образцов изделий (сигнальных экземпляров), предоставление заведомо недостоверной информации об отправке образцов, в том числе направление письма, в котором Исполнитель подтверждает, что к изготовлению образцов изделий не приступал, свидетельствует о его недобросовестном поведении и об отсутствии заинтересованности в исполнении обязательств по Контракту
Учитывая, что Исполнитель своевременно не приступил к исполнению Контракта и окончание работ к сроку становится явно невозможным, в связи с существенным нарушением Исполнителем условий исполнения Контракта, в соответствии со статьей 95 Федерального закона о т 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8.5 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 28.08.2023 N 01903000108230006230001.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 12.01.2024 N ЕГ/67/24 направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, что 02.10.2023 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Оно было отменено 13.10.2023 г. в связи с устранением исполнителем нарушений, послуживших основанием для отказа от исполнения контракта. Заказчиком в исх. N 89-176/18-07/146 от 13.10.2023 отмечено: "12.10.2023 Исполнитель устранил нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, а именно передал Заказчику доработанные в соответствии с условиями муниципального контракта дизайн - проекты изделий."
Таким образом, заказчиком подтверждено, что исполнитель доработал дизайн -проекты и 12.10.2023 направил их заказчику, при этом содержание дизайн-проектов полностью соответствовало условиям контракта.
В соответствии с п. 4.1. Контракта, согласно которому "Заказчик в течение 3 рабочих дней согласовывает дизайн-проект изделий, либо дает мотивированный отказ. Исполнитель в течение 3 рабочих дней дорабатывает дизайн-проект, если Заказчик не согласовал дизайн-проект.", доработанные дизайн-проекты подлежали согласованию заказчиком до 17.10.2023 г.
В противоречие данному требованию согласование заказчиком произведено не было.
Несмотря на то, что дизайн-проекты были доработаны и соответствовали условиям контракта, в период с 13.10.2023 по 01.11.2023 заказчик продолжал направлять замечания, а исполнитель устранял их. При этом необходимость исправлений не была связана с недостатками в работе исполнителя или его виной и вызвана постоянным изменением позиции заказчика относительно дизайна продукции. Необходимо также отметить, что право заказчика на неограниченное число правок контрактом не предусмотрено.
В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.12.2023 г. заказчик указывает, что "10.11.2023 Заказчик согласовал образцы открыток к 9 мая, Новому году и ко дню рождения для изготовления сигнальных экземпляров.
В действительности, 10.11.2023 г. с электронной почты работника заказчика Новосельского И.Б. поступило сообщение следующего содержания: "Доброе утро, получили дизайн-проекты. 1. Поздравительная открытка (синяя, универсальная) руководитель предложил на конверте тиснение лого серебро) Можно делать служебный образец. 2. Поздравительная открытка 9 мая, тиснение золото. Можно делать служебный образец. 3. Поздравительная открытка с Новым годом на конверте тиснение лого серебро) Можно делать служебный образец."
В соответствии с п. 4.1. Контракта, согласование дизайн - проекта продукции является юридически значимым действием заказчика, в силу чего оно должно быть ясным и однозначным, не допускать двоякого толкования.
Новосельский И.Б., одновременно с замечаниями "руководитель предложил на конверте тиснение лого серебро", "на лицевой части, сделать лого чуть меньше", пишет фразу, свидетельствующую об отсутствии замечаний, "Можно делать служебный образец". При этом фраза "дизайн-проект согласован" отсутствует.
Таким образом, из данного сообщения исполнитель не мог сделать однозначный вывод о том, что дизайн-проекты согласованы.
Кроме того, заказчик не предоставил исполнителю информацию, что Новосельский И.Б. уполномочен заказчиком на принятие такого решения.
Между тем, в силу п. 4.1. Контракта, согласование дизайн-проекта продукции является юридически значимым действием, а согласованный дизайн-проект рассматривается как дополнение к контракту. Согласно п. 13.1. Контракта, дополнение вступает в силу, если оно совершено в письменной форме и подписано уполномоченными представителями сторон.
Таким образом, использованная в электронной переписке фраза "можно делать служебный образец" не является надлежащим согласованием дизайн-проекта продукции.
Исполнитель неоднократно обращался к заказчику с просьбой согласовать дизайн-проект, путем подписания уполномоченным лицом самого бланка дизайн-проекта. Данный факт подтвержден заказчиком в решении от 20.12.2023 "В ходе переписки по согласованию дизайн-проекта Исполнитель обратился с просьбой о подписании согласованных бланков".
В письме от 11.12.2023 г. исполнитель также обратился с просьбой "согласовать дизайн-проекты продукции, заверив их подписью уполномоченного лица", пояснив заказчику, что в отсутствие согласования он не может приступить к изготовлению и поставке товара.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что, во-первых, заказчик не согласовал дизайн-проекты (как указывал в предыдущем абзаце решения) из-за того что данное действие влечет возложение на него определенной ответственности и налагает ограничения, и во-вторых, требование заказчика нарушает п. 4.1. контракта, согласно которому изготовление образцов производится после согласования заказчиком дизайн-проекта ("В течение 3 рабочих дней со дня согласования дизайн-проекта изделий Исполнитель обязан провести подготовку макетов изделий (компьютерную верстку, подготовку макета к печати, изготовление цветного образца конечного изделия) и предоставить Заказчику образцы изделий").
Таким образом, обстоятельствами дела подтверждено, что дизайн - проекты заказчиком согласованы не были.
Согласно п. 4.1 муниципального контракта N 01903000108230006230001 от 28.08.2023 г., обязательство подрядчика по изготовлению образцов и поставке товара является встречным и обусловлено исполнением заказчиком обязательства по согласованию дизайн-проекта. Исполнитель не вправе приступать к изготовлению образцов и продукции до согласования заказчиком дизайн-проектов.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у ООО "ЦМИК" отсутствовало намерение уклониться от исполнения контракта, общество предприняло все возможные меры для надлежащего выполнения обязательств, что исключает признаки недобросовестности. Неисполнение контракта обусловлено ненадлежащим исполнением заказчиком своей обязанности по согласованию дизайн-проектов продукции.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.4. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
28.08.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 01903000108230006230001 (далее - Контракт).
02.10.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.10.2023 принято Решение об отмене решения об одностороннем отказе
20.12.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.12.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 10.01.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Причиной принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило то, что Исполнителем существенно нарушены условия данного контракта, Исполнитель свои обязательства по Контракту не исполнил.
Комиссией установлено, что контракт заключен 28.08.2023.
Согласно п. 1.1. Контракта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению печатной продукции (далее по тексту - работы) и сдать их результат (далее по тексту - изделия) Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить изделия.
Согласно п. 1.2. Контракта исходные данные, необходимые для исполнения Контракта, количество и стоимость изделий определяются согласно Техническому заданию (Приложение), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно Техническому заданию Исполнитель должен изготовить: 1. Поздравительная открытка "С Новым годом" с вкладышем в конверте. 2. Поздравительная открытка "С Международным женским днем" с вкладышем в конверте. 3. Поздравительная открытка "9 МАЯ" с вкладышем в конверте. 3. Поздравительная открытка в футляре "День города" с вкладышем в конверте. 4. Поздравительная открытка с вкладышем в конверте ко дню рождения.
Исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней с момента заключения Контракта разработать дизайн-проект изделий и направить по адресу электронной почты Filimonova.EV@nur.yanao.ru на согласование Заказчику. Заказчик в течение 3 рабочих дней согласовывает дизайн-проект изделий, либо дает мотивированный отказ. Исполнитель в течение 3 рабочих дней дорабатывает дизайн-проект, если Заказчик не согласовал дизайн-проект.
В течение 3 рабочих дней со дня согласования дизайн-проекта изделий Исполнитель обязан провести подготовку макетов изделий (компьютерную верстку, подготовку макета к печати, изготовление цветного образца конечного изделия) и предоставить Заказчику образцы изделий (сигнальные экземпляры) выполненные технологически (трафаретная ультрафиолетовая печать, тиснение, конгрев, вырубка и т.д.) как тиражная продукция и на тиражных материалах и направляет данный образец экспресс почтой или курьерской доставкой Заказчику по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 3 (здание Администрации города Новый Уренгой). Срок доставки не должен превышать 5 дней. Заказчик в течение 3 дней согласовывает образцы изделий либо дает мотивированный отказ.
В течение 10 рабочих дней с момента согласования образцов изделий Исполнитель обязан изготовить и передать изделия Заказчику.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Исполнитель при заключении Контракта согласился с выполнением работ по изготовлению печатной продукции (поздравительные открытки) на условиях и в соответствии с требованиями вышеуказанных документов.
Согласно представленным документам, следует переписка между сторонами.
В связи с тем, что до 02.10.2023 обязательства по предоставлению дизайн-проектов изделий в соответствии с условиями муниципального контракта от 28.08.2023 N 01903000108230006230001 Исполнителем не были выполнены, в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 8.5 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 28.08.2023 N 01903000108230006230001.
12.10.2023 Исполнитель направил на адрес электронной почты дизайн-проекты поздравительных открыток и письмо о выполнении требований, изложенных заказчиком в решении от 02.10.2023 N89-176/18-07/136, в связи с чем просил отменить решение об одностороннем расторжении муниципального контракта.
В связи с предоставлением Исполнителем дизайн-проектов открыток, Заказчиком было принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 13.10.2023 N 89-176/18-07/146.
13.10.2023 ответным сообщением были направлены замечания по предложенным дизайн-проектам и уведомление о том, что в случае повторного нарушения Контракт будет расторгнут.
Согласно п. 4.1 Контракта в случае, если Заказчик не согласовал дизайн-проект, его доработка осуществляется в течение 3 рабочих дней. Поскольку доработанные дизайн-проекты не были получены в указанный срок, 27.10.2023 Исполнителю было направлено уведомление о нарушении сроков предоставления дизайн-проэктов и их предоставлении в кратчайший срок.
Таким образом, на 17.11.2023 Заказчиком были согласованы следующие дизайн-проекты открыток:
- поздравительная открытка "С Новым годом" с вкладышем в конверте (согласование от 10.11.2023); - поздравительная открытка "С Международным женским днем" с вкладышем в конверте (согласование от 17.11.2023); - поздравительная открытка "9 МАЯ" с вкладышем в конверте (согласование от 10.11.2023); - поздравительная открытка с вкладышем в конверте ко дню рождения (согласование от 10.11.2023).
В соответствии с п. 4.1 Контракта Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня согласования дизайн-проекта изделий Исполнитель обязан провести подготовку макетов изделий (компьютерную верстку, подготовку макета к печати, изготовление цветного образца конечного изделия) и предоставить Заказчику образцы изделий (сигнальные экземпляры) выполненные технологически (трафаретная ультрафиолетовая печать, тиснение, конгрев, вырубка и т.д.) как тиражная продукция и на тиражных материалах и направляет данный образец экспресс почтой или курьерской доставкой Заказчику по адресу: г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 3 (здание Администрации города Новый Уренгой). Срок доставки не должен превышать 5 дней. Заказчик в течение 3 дней согласовывает образцы изделий либо дает мотивированный отказ.
В свою очередь, сигнальные образцы в указанный срок предоставлены не были.
В письме от 01.12.2023 Исполнитель заверил о выполнении контракта до конца текущего года.
07.12.2023 Исполнитель направил письмо с извещением, что образцы всех открыток находятся в производстве, по отгрузке будет предоставлен трек транспортной компании. Для связи с курьером при передаче сигнальных образцов запрошены данные контактного лица Заказчика, которые были предоставлены в тот же день в ответном письме.
Вместо предоставления трек-номера Исполнителем в адрес Заказчика было направлено письмо от 11.12.2023 N 1211/2 о невозможности изготовления и поставки изделий в связи с тем, что до настоящего времени дизайн-проекты не согласованы Заказчиком тем самым подтвердив, что образцы в работу не переданы.
Пункт 4.1 Контракта содержит порядок взаимодействия Заказчика и Исполнителя при осуществлении согласования дизайн-проектов и образцов изделий (сигнальных экземпляров).
Из объяснений Исполнителя следует, что 10.11.2023 с электронной почты работника Заказчика Новосельского И.Б. поступило сообщение о согласовании дизайн-проектов, который не уполномочен Заказчиком на принятие такого решения и из данного сообщения Исполнитель не мог сделать однозначный вывод о том, что дизайн-проекты согласованы.
Хотя Заказчик отмечает, что переписка с этой почты уже велась.
Комиссия предполагает, что Исполнитель мог в тот же день связаться с Заказчиком по телефонной или электронной связи и согласовать не устраивающее Исполнителя согласование.
Комиссия также полагает, что Исполнитель ввел Заказчика в заблуждение в связи не исполнением условий Контракта.
Заказчик в результате действий (бездействий) Исполнителя лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Комиссия соглашается с принятым Решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта и приведенными в решении доводами, так как Решение соответствует требованиям 95 Федерального закона о т 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Проведя проверку содержащихся в обращении Заказчика фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, Исполнитель обязательства не исполнил.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Комиссия отмечает, что Исполнитель, подавая заявку на участие в конкурсе, согласился со всеми изложенными в конкурсной документации, Контракте требованиями Заказчика.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "ЦМИК" содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением обязательств по иным контрактам.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "ЦМИК" (ИНН 3662275700), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Шалиной Юлии Михайловне (ИНН: 366223618849), по обращению администрации города Новый Уренгой (ИНН 8904028004) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 28.08.2023 N 0190300010823000623 на выполнение работ по изготовлению печатной продукции, цена контракта - 291 037,50 рублей, (извещение N 0190300010823000623), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ЦМИК" (ИНН 3662275700), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Шалиной Юлии Михайловне (ИНН: 366223618849), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 января 2024 г. N 089/10/104-17/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024