Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение МО МВД России "Заводоуковский" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Гостстрой" в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 07.11.2023 на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП (дислокация с. Упорово) МО МВД, расположенных по адресу: с.Упорово, ул. Володарского,49 в связи с существенным нарушением его условий,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Гостстрой".
Исследовав материалы дела, заслушав представителей Заказчика, общества исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, МО МВД России "Заводоуковский" по результатам электронного аукционаа (реестровый номер закупки 0367100008523000012) на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП (дислокация с. Упорово) МО МВД с победителем указанной закупки - ООО "Гостстрой" заключен контракт от 07.11.2023 на общую сумму 719 097,16 рублей.
В соответствии с условиями указанного контракта (п. 1.1) Подрядчик обязался выполнить работы по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП (дислокация с. Упорово) МО МВД, расположенных по адресу: с.Упорово, ул. Володарского,49 согласно Техническому заданию (Приложение к контракту) и локальным сметным расчетам (Приложение к контракту) и передать их результат Заказчику, а Заказчик обязался принять и оплатить работы в порядке, сроки и на условиях, установленных контрактом.
Согласно Техническому заданию на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП (дислокация с. Упорово) МО МВД срок выполнения работ составляет 30 календарных дней с момента согласования списка работников Подрядчика.
Подрядчик до начала выполнения работ назначает ответственных лиц за производство всех видов работ на объекте из числа своих сотрудников, а также представляет Заказчику для оформления разрешительных документов список персонала (в алфавитном порядке), который будет задействован на объекте с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных каждого работника (с приложением копий паспортов, трудовых договоров). Подрядчик не позднее 1 рабочего дня с даты подписания Контракта предоставляет список работников.
Запрещается привлекать для выполнения работ (оказания) услуг на объекте иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством, лиц, имеющих судимость.
Пропуск на объект лиц, привлекаемых Подрядчиком для производства работ, осуществляется на основании согласованного Заказчиком списка в сопровождении лиц, ответственных за исполнение контракта со стороны Заказчика и со стороны Подрядчика. Заказчик оставляет за собой право отказать в допуске на объект без объяснения причин.
В случае если Заказчик отказывает в согласовании допуска на территорию своего объекта кого-либо из работников Подрядчика, Подрядчик обязан привлечь к участию иных работников.
Как следует из пояснений заказчика и подтверждается представленной перепиской, 17.11.2023 обществом в адрес заказчика предоставлен список для согласования персонала из 2-х лиц которые будут задействован на объекте.
24.11.2023 Заказчиком получен ответ от ОРЧ СБ УМВД России по Тюменской области о согласовании только одного работника для допуска на территорию объекта, для выполнения работ, поскольку генеральному директору общества Богданову В.С. отказано в доступе на объект в связи с наличием сведений о привлечении его ранее к уголовной ответственности, о чем 27.11.2023 подрядчик был уведомлен.
08.12.2023 от ООО "Гостстрой" поступило письмо о приостановке работ на объекте, из которого следовало, что генеральный директор общества непосредственно отвечает за надлежащее качество производства работ, строительные материалы, а некоторые виды работ выполняет самостоятельно, однако в связи с отказом в доступе на объект не может приступить к выполнению обязательств.
14.12.2023 МО МВД России "Заводоуковский" направлено в адрес подрядчика письмо в котором заказчик сослался на техническое задание на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП (дислокация с. Упорово) МО МВД в котором указано, что для выполнения работ на объекте запрещается привлекать лиц, имеющих судимость, соответственно подрядчик достоверно зная о привлечении к уголовной ответственности генерального директора, должен был предвидеть отказ в допуске на объект выполнения работ и предусмотреть иные способы выполнения работ (заключить договор субподряда, определить ответственных лиц за производство работ, привлечь к выполнению работ поверенного).
27.11.2023, 11.12.2023, 18.12.2023, 25.12.2023 заказчиком составлены акты о том, что ООО "Гостстрой" к выполнению работ, предусмотренных контрактом не приступило.
Список персонала, который будет задействован на объекте согласован Заказчиком 24.11.2023, при этом срок выполнения работ составляет 30 календарных дней с момента согласования списка работников Подрядчика, соответственно срок выполнения работ по контракту истекал 24.12.2023.
Учитывая, что подрядчик не приступает к выполнению работ 19.12.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контакта от 07.11.2023 на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП (дислокация с. Упорово) МО МВД.
В свою очередь представитель общества с решением Заказчика не согласился, указал, что к уголовной ответственности привлекался в 2019 году, судимость погашена в установленном законом порядке, что подтверждается представленной в материалы дела справкой выданной Заводоуковским МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Тюменской области (справка без даты, без номера).
Подавая заявку на участие в закупке и заключая контракт на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП, а в последствии предоставляя список сотрудников для разрешения допуска на объект, общество исходя из буквального толкований условий контракта полагало, что отказ работникам в допуске на объект возможно только при действующей судимости. Также представитель подрядчика указал, что ранее он был допущен на территорию объекта при сопровождении сотрудника Заказчика для уточнения объемов работ, с заказчиком заключено дополнительное соглашение относительно цены выполнения работ. ООО "Гостстрой" заключая контракт на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта предполагало выполнять работы самостоятельно, привлечение субподрядной организации для общества не выгодно.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.1 контракта предусмотрено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы (оказании услуг) является существенным для договора подряда.
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком 19.12.2023 в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено Поставщиком 19.12.2023.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 19.12.2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 09.01.2024 года.
Соответственно 09.01.2024 контракт на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП (дислокация с. Упорово) МО МВД расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением от 30.06.2021 N 1078 Правительство Российской Федерации утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила) в силу пп "в" пункта 15 которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Учитывая приведенное выше правовое регулирование, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений антимонопольный орган оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. При этом, включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках исполнения контракта, которая должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно Техническому заданию на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта ОП (дислокация с. Упорово) МО МВД запрещается привлекать для выполнения работ (оказания) услуг на объекте иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством, лиц, имеющих судимость, соответственно речь идет о лицах с действующей судимостью, при этом из Технического задания прямо не следует, что подрядчику запрещается привлекать для выполнения работ лиц ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, но судимость у которых к моменту выполнения работ погашена.
В рассматриваемом случае генеральный директор общества, указанный ООО "Госстрой" в списке персонала, который будет задействован на объекте, привлекался к уголовной ответственности в 2019 году, судимость погашена в установленном законом порядке, что подтверждается представленной подрядчиком в материалы дела справкой выданной Заводоуковским МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Тюменской области. При этом отказ в допуске на объект генеральному директору общества обусловлен за сам факт привлечения его к уголовной ответственности, что не следует из требований Технического задания на выполнения работ по текущему ремонту помещений миграционного пункта.
Исходя из условий контракта, его исполнение подрядчиком поставлено в зависимость от решения заказчика о допуске тех или иных работников общества к выполнению работ на соответствующий объект, который является режимным. Соответственно, без наличия допусков исполнитель не сможет быть допущенным на объекты заказчика и выполнить работы, предусмотренные контрактом.
При этом, Комиссия считает возможным отклонить позицию заказчика, выраженную в письме от 14.12.2023 из которой следует, что подрядчик должен был предвидеть отказ в допуске на объект выполнения работ и предусмотреть иные способы выполнения работ (заключить договор субподряда, определить ответственных лиц за производство работ, привлечь к выполнению работ поверенного).
Как было указано выше, из условий контракта следовало, что отказ работникам в допуске на объект возможен только при наличии судимости, которая у директора общества погашена в установленном законом порядке, что подтверждается справкой, выданной Заводоуковским МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Тюменской области.
При этом, по мнению антимонопольного органа, является недопустимым ограничение заказчиком подрядчика в возможности самостоятельно определять способы выполнения работ с использованием доступных ему материальных и трудовых ресурсов, включая использование как имеющихся в штате общества работников (включая непосредственно самого директора общества), так и привлеченных субподрядчиков. Иное свидетельствует о необоснованном вмешательстве заказчика в хозяйственную деятельность подрядчика в рамках исполнения контрактных обязательств.
Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения контракта, не установила доказательств, позволяющих с достоверностью утверждать о наличии в действиях общества недобросовестного поведения при исполнении контракта, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения сведений об ООО "Госстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные МО МВД России "Заводоуковский" в отношении ООО "Госстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 января 2024 г. N РНП-72-2/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024