Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Медпроф" на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука цифровых в 2024 году (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267100001623000202),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 10.01.2024 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что по совокупности установленных характеристик объекта закупки требованиям заказчика соответствует товар, производимый группой компаний "Исток", Россия (Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышаших и глухих "Пулсар-3"), что влечет ограничение количества участников закупки. Заявитель отмечает, что сигнализаторы звука для людей с нарушением слуха могут оповещать пользователей о произошедших бытовых событиях с помощью звуковой индексации, световой индексации (пикторгамма), в текстовом виде. При этом лишь сигнализаторы звука, производства компании "Исток" могут оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях, в том числе в текстовом виде за счет текста на русском языке.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе, сформировано на основании потребности лечебного учреждения. Указал, что возможность сигнализатора звука оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях также в текстовом виде удобна для пользователя, позволяет потребителю быть более информированным о произошедших событиях. При этом, характеристикам товара, указанным в извещении об осуществлении закупки соответствуют как минимум 2 сигнализатора звука, различных производителей, а именно: сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышаших и глухих "Пулсар-3", ОАО "Исток-Аудио Интернеэшнл", Россия; Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией "Энеджи", ООО Элита Групп", Россия.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что 22.12.2023 г. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука цифровых в 2024 году с реестровым номером закупки 0267100001623000202
Начальная (максимальная) цена контракта 1 737 837,75 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 12.01.2023 на момент окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе не поступило ни одной заявки.
Как следует из описания объекта закупки (Техническое задание) к поставке требуется: сигнализатор звука цифровой со световой индексацией (9 шт); сигнализатор звука цифровой с вибрационной индексацией (4 шт); сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индексацией (250 шт). Сигнализатор звука цифровой для людей с нарушением слуха предназначен для информирования пользователей о наличии звуковых сигналов домофона, дверного звонка и телефонного звонка. Приёмник должен иметь дисплей, оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью световой индикации, звуковой индикации, в текстовом виде (за счет текста на русском языке).
Как было указано выше, заявитель полагает, что описанию объекта закупки установленному в извещении об осуществлении аукциона по совокупности характеристик соответствует продукция, которая производится только группой компаний "Исток", Россия, а именно сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышаших и глухих "Пулсар-3", ОАО "Исток-Аудио Интернеэшнл", что что в свою очередь ограничивает количества участников закупки, способных предложить аналогичную продукцию иных производителей, которая в полной мере удовлетворяет всем основным параметрам, необходимым для использования указанных изделий по своему функциональному назначению.
В силу статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, при формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Включение же Заказчиком требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Кроме того, при наличии у заказчика обоснованной потребности в поставке именно в сигнализаторе звука, который осуществляет оповещение пользователя о произошедших бытовых событиях помимо световой индекации, звуковой индикации еще и в текстовом виде (за счет текста на русском языке), заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность потребителя, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары оповещающие пользователя о произошедших бытовых событиях только световой (звуковой) индикацией без оповещения о произошедших событиях в текстовом виде, представленные на рынке и в связи с чем они не могут быть использованы. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, и не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
В случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, и напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком в заседание Комиссии не предоставлено в материалы проверки документально подтверждающее обоснование потребности именно в таком товаре (осуществляющем оповещение о произошедших событиях помимо световой (звуковой) индикации еще и в текстовом виде (за счет текста на русском языке).
Кроме того, в заседании Комиссии представитель заявителя поставил под сомнение довод заказчика относительно наличия на товарном рынке как минимум 2 сигнализатора звука, различных производителей, в числе которых указан сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией "Энеджи", ООО Элита Групп" (Россия). Так, в настоящее время продукция указанного производителя отсутствует в продаже, при этом, сканированная копия руководства по эксплуатации сигнализатора звук на которое ссылается заказчик, размещена в сети Интернет, однако сведений о том, что указанный документ в действительности существует и отражает реальные характеристики, установленные в заказчиком в извещении об осуществлении закупки (в том числе возможность оповещения пользователя о произошедших бытовых событиях, в том числе в текстовом виде, в материалы внеплановой проверки не представлено.
Таким образом, Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие на рынке продукции двух и более производителей закупаемого товара с характеристиками, указанными в извещении об осуществлении закупки.
Также Комиссия считает возможным отклонить довод заказчика о том, что предметом закупки является поставка товара, а не его производство, что позволяет принять участие в закупке всем желающим и поставить требуемое заказчику оборудование.
В рассматриваемом случае, действия учреждения были направлены на закупку товара конкретного производителя в связи с чем, в электронном аукционе могли участвовать только поставщики, которые закупили или были вынуждены закупать продукцию - единственного производителя, чьи характеристики полностью воспроизведены в описании объекта закупки, установленном в извещению об осуществлении закупки.
Соответственно, для остальных же производителей сигнализаторов звука для людей с нарушением слуха были созданы неравные условия, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки, поскольку конкуренция наличествует не только среди поставщиков, занимающихся исключительно перепродажей товаров, но и среди производителей соответствующего товара.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о ненадлежащем установлении в извещении о проведении закупки требований к поставляемому товару, поскольку совокупности характеристик соответствует продукция единственного производителя и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, учитывая, что электронный аукцион N 0267100001623000202 на поставку сигнализаторов звука признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в закупке, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпроф" на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области на поставку сигнализаторов звука цифровых в 2024 году (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267100001623000202 обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, предписание не выдавать.
3. Предписание в адрес Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика, допустившего нарушение.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 января 2024 г. N 072/06/44/4/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024