Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
- врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Администрации муниципального образования "город Нерюнгри" (далее также - Нерюнгринская городская администрация, заказчик): (представители по доверенностям);
от заявителя индивидуального предпринимателя Кузнецова Леонида Александровича (далее - ИП Кузнецов Л.А., заинтересованное лицо, подрядчик): (индивидуальный предприниматель), (представители по доверенностям);
рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, представленное заказчиком Администрацией муниципального образования "город Нерюнгри" об участнике закупки ИП Кузнецове Л.А. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ноябрь-декабрь 2023 года (изв. N 0116300000323000060), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком Администрацией муниципального образования "город Нерюнгри" об участнике закупки ИП Кузнецове Л.А. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ноябрь-декабрь 2023 года.
Рассмотрение Комиссии Якутского УФАС России было назначено на 17.01.2024 г. в 12:00. Для полного и достоверного рассмотрения обстоятельств дела по существу и для предоставления дополнительных сведений сторонам, рассмотрение Комиссии было перенесено на 18.01.2024 г. в 15:00.
Из пояснений представителей заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 13.10.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300000323000060 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ноябрь-декабрь 2023 года;
2) Способ определения поставщика - Электронный аукцион;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 5 499 368,22 рублей;
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.10.2023 NИЭА1 заявка, поданная ИП Кузнецовым Л.А. признана соответствующей требованиям извещения и победителем.
5) 07.11.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен муниципальный контракт N 01163000003230000600001/066А на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ноябрь-декабрь 2023 года (реестровый номер контракта N 3143403148323000060).
6) 22.12.2023 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
7) 10.01.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение включить сведения об участнике закупки ИП Кузнецове Л.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства, предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
07.11.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен муниципальный контракт N 01163000003230000600001/066А на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ноябрь-декабрь 2023 года (реестровый номер контракта N 3143403148323000060) (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена контракта", контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Подрядчик должен выполнить работы по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ноябрь-декабрь 2023 года (далее - объект), и сдать результат работ Заказчику (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы.
1.2. Состав и объем Работ, иные данные о Работе определяются приложением N1 к Контракту, являющимся неотъемлемой частью Контракта.
1.3. Место выполнения Работ: автомобильные дороги общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри".
1.4. Цена Контракта составляет 5 499 368,22 (пять миллионов четыреста девяносто девять тысяч триста шестьдесят восемь) рублей 22 копейки (цена контракта НДС не облагается).
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
Источник финансирования Контракта:
Средства местного бюджета МО "Город Нерюнгри", код бюджетной классификации расходов
Российской Федерации: 650 0409 6030010030 244.
Условия о казначейском сопровождении: Казначейское сопровождение средств по контракту не требуется.
1.5. В цену Контракта включены стоимость выполняемых Работ, включая все расходы, связанные с выполнением обязательств Подрядчика, все налоги, пошлины, сборы, отчисления и другие платежи, которые Подрядчик должен оплачивать при исполнении Контракта или на иных основаниях. В случае если контракт заключается с Подрядчиком, не являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
1.6. Подрядчик приступает к выполнению Работ с 01 ноября 2023 г. и обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме в срок до "31" декабря 2023 г."
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 "Порядок расторжения Контракта", контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"9.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ и положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При осуществлении нарушений условий Контракта Подрядчиком:
- в случае просрочки начала или окончания выполнения Работ более чем на 10 дней;
- в случае неоднократного нарушения условий Контракта;
- в случае отступления Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- в случае, если Подрядчик не приступил к выполнению работ в установленные сроки или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к установленному Контрактом сроку становится явно невозможным;
- в случае наличия однократного и (или) более факта нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ в соответствии с графиком производства работ.
- в случае отступления Подрядчика при выполнении Работ от условий Контракта или при наличии иных недостатков результата Работ, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
9.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
а) Подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе);
б) при определении подрядчика Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
9.7. В случае принятия Заказчиком, предусмотренного пунктом 9.3. настоящего раздела решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
а) Заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
б) решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее 1 (одного) часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта автоматически с использованием ЕИС направляется Подрядчику. Датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим подпунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик;
в) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.8. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.9. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с пунктом 9.4. настоящего раздела. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.10. В случае отмены Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системы не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, размещенного в ЕИС в соответствии с пунктом 9.7. настоящего раздела, Заказчик не позднее 1 (одного) дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое извещение в ЕИС.
9.11. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, направляет в соответствии с Порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
9.12. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
9.13. В случае принятия Подрядчиком, предусмотренного пунктом 9.11 настоящего раздела решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, такое решение направляется Заказчику в следующем порядке:
а) Подрядчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает такое решение в ЕИС;
б) решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта автоматически с использованием ЕИС направляется Заказчику. Датой поступления Заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим подпунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик;
в) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.14. Решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Подрядчиком Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.15. Подрядчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
9.16. В случае отмены Подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, размещенного в ЕИС в соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает такое извещение в ЕИС.
9.17. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
9.18. При расторжении Контракта в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта другая сторона Контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
22.12.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе подрядчиком 22.12.2023 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления заказчика о принятом подрядчиком решении является 22.12.2023 г.
22.12.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет заказчика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 10.01.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
07.11.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен муниципальный контракт N 01163000003230000600001/066А на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ноябрь-декабрь 2023 года (реестровый номер контракта N 3143403148323000060).
08.11.2023 г. заказчиком направлено письмо N7141 заинтересованному лицу с приглашением на подписание акта передачи объекта на содержание.
09.11.2023 г. заказчиком направлено письмо N7178-08.2 заинтересованному лицу о направлении на подписание акт в двух экземплярах. (Акт передачи объекта на содержание - предоставлен Комиссии Якутского УФАС).
22.11.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N7571-08.2 о том, что работы выполнены не в полном объеме.
01.12.2023 г. заказчиком направлено письмо N7856-08 заинтересованному лицу о предоставлении документов.
05.12.2023 г. заинтересованным лицом направлен ответ N б/н заказчику об исполнении обязательств муниципального контракта и предоставлении документов.
06.12.2023 г. заинтересованным лицом направлен ответ N б/н заказчику на акт от 06.12.2023 г.
08.12.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N8064-08.2 о том, что работы не выполняются, согласно актов от 06.12.2023 и 07.12.2023 г.
08.12.2023 г. заинтересованным лицом направлен ответ N б/н заказчику о несогласии на доводы в претензии.
15.12.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлено уведомление N8264-08.2.
19.12.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N8340-08.2 о том, что работы не выполняются, спецтехника на линии отсутствует.
22.12.2023 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
10.01.2024 г. контракт расторгнут.
Заказчиком Комиссии Якутского УФАС России предоставлены акты проверки содержания городских территорий за 21.11.2023 г., 22.11.2023 г., 24.11.2023 г., 06.12.2023 г.
Из письменных и устных пояснений представителей заказчика следует, со стороны Подрядчика, не поступило ни единого уведомления об окончании работ и вызова представителя Заказчика для приемки результата выполненных работ. Доказательств невозможности исполнения работ согласно локальному сметному расчету, положений заключенного Контракта, доказательств, подтверждающих наличие препятствий по исполнению контракта со стороны Подрядчика, представлено не было вследствие ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту, ОГИБДД отделом МВД России по Нерюнгринскому району Заказчику выданы представления о неудовлетворительном состоянии автомобильных дорог и устранении нарушений от 08.11.2023 г., 09.11.2023 г., 15.11.2023 г., 16.11.2023 г., 20.11.2023 г., 30.11.2023 г. (представления предоставлены заказчиком Комиссии Якутского УФАС России). 29 ноября 2023 г. по заявлению Заказчика, было проведено заседание межведомственной комиссии по обеспечению БДД в Нерюнгринском районе, на котором старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МВД по Нерюнгринскому району Романишин Д.В. доложил о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети г. Нерюнгри (составлены 36 актов о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети г. Нерюнгри). Подрядчик не отреагировал на данные выводы и замечания. Недостатки не устранил. 22 декабря 2023 г. по заявлению Заказчика, было проведено расширенное заседание межведомственной комиссии по обеспечению БДД в Нерюнгринском районе с привлечением представителей Прокуратуры г. Нерюнгри, Министерства транспорта РС(Я), на котором старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МВД по Нерюнгринскому району Романишин Д.В. доложил о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети г. Нерюнгри на пяти листах протокола изложил поадресно неисполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, сделал акцент на увеличение ДТП на дорогах в связи с неудовлетворительным их состоянием. Подрядчик, и на данные выводы и замечания не отреагировал. Недостатки не устранил. 28.12.2023 г. ОГИБДД МВД по Нерюнгринскому району выдано предписание об устранении нарушений на 13 листах со сроков исполнения 30 суток с момента выдачи данного предписания. На протяжении всего времени Заказчиком неоднократно проводились комиссионные выезды с представителями ОГИБДД, Прокуратуры г. Нерюнгри в целях проверки выполнения работ, с последующим оформлением актов обследования. В связи с неисполнением работ по Контракту, Подрядчику неоднократно направлялись письма, претензии о необходимости устранить нарушения, указанные в актах. Ни одно нарушение Подрядчиком устранено не было. Оплата по данному Контракту не производилась. Заказчиком выставлено требование (претензия) об уплате неустойки (штрафа, пени) на сумму 63 659,93 (шестьдесят три тысячи шестьсот пятьдесят девять) рублей 93 копейки.
При этом на заседании Комиссии Якутского УФАС России представители заказчика пояснили, в связи с тем, что у подрядчика не хватало единиц техники для выполнения работ по контракту заказчиком в том числе, самостоятельно осуществлялись работы по контракту наряду с техникой поставщика. Заказчиком предоставлены путевые листы с ноября по декабрь 2023 г. и договор на аренду специализированной техники на общую сумму 600 000 (шестьсот) тысяч рублей. Подрядчиком на заседании Комиссии не отрицались сведения о том, что техника заказчика работала вместе с техникой самого поставщика.
Заинтересованным лицом в материалы дела предоставлены видеоматериалы выполнения работ по контракту и путевые листы. Между тем, Комиссия Якутского УФАС России соглашается с доводами заказчика в части того, что данные материалы не позволяют достоверно доказать выполнения работ в полном объеме согласно контракта. Вместе с тем, на заседании Комиссии было установлено и не оспаривалось заинтересованным лицом что в наличии у ИП Кузнецова Л.А. имелась одна единица техники (грейдер) что по мнению Комиссии Якутского УФАС России привело к невозможности исполнения контракта в полном объеме. При этом, заинтересованное лицо, не принимая в расчет тот факт, что погодные условия на момент исполнения контракта требовали наличие больше единицы техники чем, имелось у заинтересованного лица, а также исполнения контракта в соответствии с условиями срока его исполнения (ноябрь-декабрь), а не досрочной выработки часов, установленных Приложением N1 к Описанию объекта закупки, являющегося приложением к контракту.
На основании представленного договора Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением работ подрядчиком были понесены дополнительные финансовые расходы.
Также, подрядчиком предоставлен журнал производства работ в электронном формате, без подписей представителей. При этом согласно разделу 4.2.12. "Контроль Заказчика за исполнением Контракта", контракта установлено: "Подрядчик ведет журнал производства работ в соответствии с установленной формой, в котором отражается весь ход фактического производства работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством работ, имеющие значение во взаимоотношениях Заказчика и Подрядчика. Каждая запись в журнале подписывается Подрядчиком и представителем Заказчика. Подрядчик так же обязан вести журнал учета выполненных работ с накопительным итогом и предоставлять его по требованию Заказчика.". Из пояснений подрядчика следует, что по договоренности, журнал производства работ направлялся по средствам электронной переписки, на официальную почту учреждения, для согласования и подписания. Однако, Заказчик ни на одно письмо не ответил, Журнал производства работ не согласовал и не подписал, при этом нет и отказов на подписание данного документа, а потому Журнал был направлен в ЕИС в составе исполнительных документов. Из пояснений представителей заказчика следует, что журнал заказчиком не был согласован ввиду существенных нарушений условий контракта.
Установленные фактические обстоятельства дела, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении ИП Кузнецова Л.А. при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить контракт в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для Заказчика, выразившимся в расторжении контракта, и, как следствие, недостижении поставленных целей для удовлетворения государственных нужд, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 104 закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о лицах, с которыми контракты расторгнуты, в том числе в одностороннем порядке.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
При этом заинтересованным лицом не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на неисполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что ИП Кузнецов Л.А. подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России
р е ш и л а:
Включить сроком на 2 (два) года в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации сведения, представленные заказчиком Администрацией муниципального образования "город Нерюнгри" об участнике закупки ИП Кузнецове Л.А. (место нахождения: ИНН 143400244044, сведения об учредителе - Кузнецов Леонид Александрович (ИНН 143400244044, ГРН и дата внесения сведений в ЕГРЮЛ 418144700433482 от 13.12.2018 года в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ноябрь-декабрь 2023 года (изв. N 0116300000323000060).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 января 2024 г. N 014/06/104-60/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024