Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "АВК-Альянс"
- в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "АВК-Альянс" (вх. 442/24, 440/24, 441/24 от 15.01.2024) на действия Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ при определении поставщика путем проведения закупок N 0201100003823000698, 0201100003823000734, 0201100003823000686.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего
Законодательства Российской Федерации.
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупкам N 0201100003823000698, 0201100003823000734, 0201100003823000686.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобах указывает, что Заказчик установил требования поставки технических средств реабилитации для инвалидов по всему Федеральному округу одновременно, что существенно ограничивает количество участников аукциона, способных принять участие в закупке и исполнить государственный контракт. Объединение в один лот поставку технических средств реабилитации по всему Федеральному округу, приводит к увеличению НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, что не позволяет принять участие в аукционе субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, а также иным организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Так же, в проекте ГК предусмотрено привлечение соисполнителей из числа СМП и СОНО в объеме 25% от цены контракта. Для организаций не являющиеся СМП И СОНО структура ценообразования исключает возможность привлечения СМП и СОНО в указанном размере, в связи с невозможностью оплаты 25% т.к. средняя себестоимость товара в структуре цены достигает 83% по всем возможным производителям товара, плюс налоги и оформление банковских гарантий по обеспечению исполнения контракта, и прочие накладные расходы. А для организаций являющиеся СМП и СОНО требования размещенной документации исключает возможность участия СМП, т.к. для организаций, указанных выше, обязательства по заключению и исполнению контракта, а также необходимость подтверждения квалификации, превышает возможности таких организации. Заказчик, устанавливая такие обязательства для Поставщика по исполнению контракта, не оценил рыночные условия и установил заранее неисполнимые противоречивые требования для огромного количества поставщика. В объединенных лотах возникает необходимость применения ч.2.1. ст. 31 Закона частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Совокупность требований, указанных в описании объекта закупки, приводит к необоснованному ограничению количества потенциальных участников аукциона. Удаленно из другого региона Заказчиком предполагается исполнять указанные выше обязательства в надлежащие сроки, что не представляется возможным. По условиям проекта контракта, Заказчик передает свои обязательства по контракту, в соответствии с Приложении N1 к контракту отделениям Фонда пенсионного и социального страхования РФ, находящиеся в субъектах РФ". Тем самым Заказчик передает свои обязательства по контракту в полном объеме - Отделениям фонда всего Федерального округа.
У Заказчика остаются полномочия исключительно на:
1) подписание сводного акта выборочных проверок товара Отделений ОСФР,
2) осуществление приемки результатов исполнения контрактов,
3) оплату поставленного товара.
Приказом N1811 ДСП от 28.09.2023 г. Отделение фонда по Республике Башкортостан наделено от имени Центрального Фонда полномочиями по планированию и осуществлению закупок ТСР, по округам и по стране в целом. Фактически забирает полномочия у Отделений фонда других регионов, которые ранее всегда проводили закупки конкурентным способом каждый в своем регионе. После этого Отделение фонда по Республике Башкортостан привлекает эти же Отделения фонда всего федерального округа для исполнения обязательств в ходе исполнения Контракта. Передавать обязанности по Контракту частично, невозможно. Считаем, что в данном случае отсутствовали основания у Заказчика, объединять указанную закупку. Нет объективного и мотивированного обоснования объединения проводимой закупки. Территория Федерального округа непосредственно Получателям по месту жительства (пребывания) инвалида (разброс места поставки до 1 000 км, так как по условиям проекта Государственного контракта Поставщик обязуется осуществить поставку ТСР в Республику Алтай, Алтайский край, Иркутскую область, Красноярский край, Кемеровскую область-Кузбасс, Новосибирскую область, Омскую область, Томскую область, Республику Тыва, Республику Хакасию (далее - субъекты Российской Федерации) в соответствии с календарным планом (Приложение N 3 к Контракту)), к тому же конкретные адреса доставки получателям и объемы будут представлены Заказчиком только после заключения контракта, что делает невозможным расчет расходов по доставке до адресата и формирование цены аукциона. По условиям проекта Государственного контракта отсутствует конкретное место поставки.
В соответствии с ч. 22 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд) Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП Отделение СФР по Республике Башкортостан наделено от имени Фонда полномочиями по планированию и осуществлению закупок TCP, проводимых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам TCP и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Отделению СФР Республики Башкортостан как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год, с правом заключения государственных контрактов, их исполнения, в том числе приемки товаров, выполненных работ, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения государственных контрактов, для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации (далее - приказ).
Заключение одного государственного контракта на поставку TCP на всей территории Российской Федерации не противоречит положениям законодательства о контрактной системе. Указанное подтверждается письмом Федерального казначейства от 10.08.2023 N20-01-03/22469.
В соответствии с Законом о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет предмет закупки исходя из потребности Заказчика в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения его функций и полномочий, достижения целей государственных программ, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перед Социальным Фондом России стоит задача по исполнению принятых на себя социальных обязательств по обеспечению инвалидов TCP ежедневного потребления.
Заказчик осуществляет закупки TCP и ПОИ за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам TCP и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Обеспечение инвалидов TCP и ПОИ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правилами обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) ПОИ, утвержденными правительством Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее - Правила).
Лица, признанные инвалидами, в соответствии с указанными Правилами на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы, обеспечиваются TCP и ПОИ, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
Предпосылками к размещению Закупки способствовали следующие обстоятельства и факторы. Осуществление закупки с поставкой товара в Федеральные округа Российской Федерации обусловлено необходимостью достижения основного принципа контрактной системы: ответственности Заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, то есть при планировании и осуществлении закупок заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд. Кроме того, поставка товара в Федеральные округа Российской Федерации путем проведения аукциона в электронной форме является прозрачным открытым конкурентным способом закупки, отвечающим принципу эффективности осуществления закупок, проведение указанной закупки не противоречит действующему законодательству. Отрасль по поставке специальных средств при нарушениях функций выделения не лицензируема, поэтому поставщиками могут выступать различные компании, деятельность которых не направлена на реабилитационные мероприятия инвалидов. Организованные территориальными органами СФР независимые экспертизы качества поставляемых TCP в рамках исполнения контрактов с большим падением при закупках показали, что поставщик обеспечивает инвалидов TCP ненадлежащего качества. Инвалиды, родители детей- инвалидов ожидаемо отказываются от предлагаемых TCP, и, как следствие, такие контракты исполняются не в полном объеме. Данная закупка позволит повысить контроль качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов TCP в целях соблюдения требований пункта 5 Правил.
Единый государственный контракт позволит избежать проблем, связанных с длительностью проведения закупочных процедур, когда в случае невыполнения исполнителями своих обязательств и при наличии необеспеченных инвалидов, территориальному органу Фонда необходимо было в сжатые сроки организовывать проведение новых конкурентных процедур (особенно в конце года). Централизованный контракт заключается для обеспечения инвалидов по всей стране и направлен на обеспечение TCP в установленные государственным контрактом сроки.
Проводимая конкурентная процедура направлена на обеспечение людей с ограниченными возможностями, что поможет им социализироваться в обществе и вести привычный для нас уровень жизни.
По вопросу установления требования о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа СМП и СОНО в объеме 25 % от цены государственного контракта. Законодательство о контрактной системе не регулирует вопрос предельного размера привлечения СМП и СОНО, поэтому установление размера привлечения 25% не ущемляет прав участников. Кроме того, Заказчик исходил из необходимости достижения установленного законодательством объема привлечения СМП и СОНО.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок. Осуществление закупки основывается на принципах открытости и прозрачности. Любой участник закупки вправе принять участие в электронном аукционе. К участникам закупки Заказчик предъявляет единые требования в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями части 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системы заказчик устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Такими являются (хотя бы одним из подпунктов):
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
При этом действующим законодательством о контрактной системе не установлено требование сопоставимости предмета вышеуказанных контрактов или договоров с предметом текущей закупки. Таким образом, согласно данным единой информационной системы в сфере закупок существует множество контрактов и договоров, соответствующих требованиям вышеуказанного постановления и части 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе.
По вопросу привлечения отделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в субъектах РФ.
Доводы заявителя о невозможности исполнения Заказчиком своих обязательств по контракту в надлежащие сроки в части оплаты товара, контроля наличия товара на складе, осуществления контроля за порядком и сроками поставки товара, осуществления выборочной проверки поставляемого товара являются несостоятельными, поскольку в Описании объекта закупки (приложение N 1 к контракту) указаны особые условия исполнения контракта, где изложен порядок взаимодействия территориального Отделения Фонда, поставщика и Заказчика.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП утвержден Порядок взаимодействия территориальных органов СФР, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан и структурных подразделений СФР при планировании и осуществления закупок технических средств реабилитации.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалоб, не представил.
Жалобы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "АВК-Альянс" необоснованными.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Ларшутин Р.С.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 января 2024 г. N ТО002/06/106-55/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024