Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
ведущий специалист отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов"
- Шарифуллин Э.Р. (доверенность)
Заказчик: Администрация МР Благовещенский район РБ
- Тумакова С.В. (доверенность)
Заявитель: ООО НИИ "Земля и город"
- в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО НИИ "Земля и город" (вх. 686/24 от 18.01.2024) на действия Администрации МР Благовещенский район РБ при определении поставщика путем проведения закупки N0801500001123001882 "Осуществление мероприятий по внесению изменений в Схему территориального планирования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан".
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0801500001123001882.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что критерии оценки, установленные Заказчиком, нарушают нормы действующего законодательства.
В соответствии с ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В развитие данной нормы постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение 2604).
В силу пункта 3 Положения 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 8 Положения 2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 24 Положения 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Положения 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Комиссией установлено, что Заказчик установил следующие критерии оценки:
характеристика N1 (Качество выполнения работ:
1) полное и подробное описание апробации:
1. наличие основных понятий;
2. наличие описания рекомендаций по проведению апробации;
3. наличие описания процесса апробации;
4. наличие описания методов оценки результатов апробации (описание не менее 5 методов).
2) наличие подробного описания методов научных исследований (описание не менее 9 методов), в том числе метода градостроительного анализа.)
Характеристика N2 (Качество выполнения работ:
1) наличие описания предварительной проработки развития рассматриваемой проработки развития рассматриваемой территории, в том числе:
1. положение Благовещенского района в структуре системы расселения;
2. социально-экономического положения;
3. в соотношении к формируемой Уфимской агломерации;
с учетом размещения учебно-методического центра.)
Характеристика N 3 (Качество выполнения работ
1) наличие описания проблемных направлений развития территории, в том числе:
1 социально-экономических проблем;
демографических проблем.
Характеристика N 4 (Качество выполнения работ
1) наличие описания предполагаемых результатов методов научного исследования:
1 в текстовой (описательной) форме;
в виде эскизов, рисунков, чертежей Благовещенского района (с учетом размещения учебно-методического центра), содержащих данные в соответствии с ГрК РФ и соответствующие требованиям ФГИС ТП и ГИСОГД РБ.)
Заявитель в жалобе указывает, что не представляется возможным определить:
по характеристике N1 - Характеристика не предполагает оценки характеристик объекта закупки, относится к процессу выполнения работ.
Размытые формулировки - не представляется возможным однозначно понять:
о какой "апробации" идет речь, что подразумевает под этим понятием заказчик (апробация - это описание внедрения результатов проведенных исследований);
какое "описание апробации" является "полным" и "подробным";
какие "рекомендации по проведению апробации" необходимо описать, что это такое;
какое "описание процесса апробации" заказчик хочет видеть в предложении участника;
что такое "описание методов оценки результатов апробации" (5 методов). Заказчик оперирует терминами, которые не являются общепринятыми и не введены порядком оценки. Институт является опытным участником рынка по разработке документов территориального планирования, но техническим специалистам Института из данной формулировки непонятно, что имел ввиду заказчик. Полагаем, что и сам заказчик вряд ли сможет расшифровать написанное;
по характеристике 2 - В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким образом, сама СТП, разработка которой входит в объект закупки, является документом, отражающим развитие территории проектирования. Таким образом, заказчик предполагает оценку не характеристик объекта закупки, а предлагает участникам закупки выполнить часть работ (на этапе проведения закупки) и представить результат для оценки по показателю. Выполнение работ по объекту закупки осуществляется победителем закупки после заключения контракта, а всеми участниками закупки на этапе ее проведения;
по характеристике N3 - Непонятно, какие направления развития по мнению заказчика являются "проблемными", какие именно "проблемные направления" необходимо описать в соответствии с данной характеристикой;
по характеристике N4 - В описании характеристики содержится отсылка на ГрК РФ, которым регламентированы требования (глава 3) к содержанию проекта СТП, а также процесс разработки и согласования СТП. Так статьей 19 определены требования к содержанию СТП муниципального района в виде текстового документа (положение о территориальном планировании), а также графических материалов в виде карт:
1) карта планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;
2) карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях и (или) в границах сельских поселений, в случае если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки;
3) карта функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
Также в описании характеристики содержится ссылка на ФГИС ТП и ГОСОГД РБ. В данные системы загружается полностью проект СТП после его разработки (проект для проведения согласования, а также утвержденная СТП). Аналогично характеристике 2, заказчик указывает на необходимость подготовки "описания предполагаемых результатов методов научного исследования" в текстовой форме и в виде карт. Из данных формулировок следует, что участника закупки необходимо разработать проект СТП и включить его в свое предложение, что является недопустимым. Кроме того, для выполнения разработки СТП необходимо время. Прикрепить в свое предложение готовый проект СТП имеет возможность только организация, которая его уже разработала (например, по предварительной договоренности с заказчиком). Результат работ по объекту закупки также не раскрывает показатель "характеристика объекта закупки".
В объект закупки входит выполнение разработки в соответствии с главой 3 ГрК РФ документа территориального планирования, в соответствии с главой 4 ГрК РФ документации градостроительного зонирования. Следовательно, предметом оценки по критерию оценки должны быть качественные характеристики выполнения данных работ.
В соответствии с пунктом 17 Положения об оценке для оценки заявок по показателям оценки, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки. Вместе с тем, детализирующий показатель "качество выполнения работ" в виде предложения участника закупки о выполнении работ не раскрывает качественные характеристики объекта закупки.
По существу, детализирующий показатель оценки связан с процессом выполнения работ по контракту, а не с качественными характеристиками объекта закупки, что не соответствует пункту 3 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ и пункту 16 Положения об оценке.
Описание предлагаемых технологии, последовательности, порядка и способов выполнения работ, указанных в описании объекта закупки, должны соответствовать требованиям к выполнению работ, указанным в описании объекта закупки, проекте контракта. Выполняемые работы и их результат должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, установленным к таким работам. Единственным отличием в заявках участников может быть способ (структура) изложения соответствующего предложения. Таким образом, заказчиком качеств работ, количество присваиваемых заявке баллов поставлено в зависимость от полноты и аргументированности описания пунктов пояснительной записки.
Кроме того, представление участниками предложения о выполнении работ с указанным в порядке оценки содержанием никак не гарантирует выполнение им работ (в случае заключения с ним контракта) в соответствии с изложенными им в такой записке условиями. Также, очевидно, что наиболее детализированное написание пояснительной записки никак не повышает шансы более качественного выполнения работ в конечном итоге. Следовательно, оценка по такому детализирующему показателю не соответствует цели проведения оценки по критерию и целям проведения оценки в целом.
Оценка методологии, описания последовательности работ не может являться предметом оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки", так как не способствует выявлению участника, способного наиболее качественно выполнить работы.
Из сформированного порядка оценки однозначно не следует, каким требованиям должно соответствовать предложение участника, чтобы по каждой из характеристик было присвоено максимальное количество баллов. Кроме того, из порядка оценки не следует, за наличие каких именно недочетов предложению участника закупки количество баллов будет снижено. При этом снижение предусмотрено только до 0. Таким образом, из порядка оценки следует, что члены комиссии, посчитав, что предложение участника содержит даже небольшие недочеты, может снизить количество баллов со 100 до 0. Порядком оценки не предусмотрена возможность присвоения баллов больше 0, но меньше 100.
Такой порядок оценки является субъективным, что не отвечает принципу открытости и прозрачности и в итоге влечет необъективное присвоение баллов и позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия исполнения контракта.
Между тем, в соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из системного анализа норм Закона N 44-ФЗ следует, что законом установлен единый порядок в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов (в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе).
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, а также указанные порядок является субъективным решением каждого члена комиссии.
Конкретный порядок ранжирования баллов внутри установленного критерия должен быть определен в Извещении о проведении конкурса. В противном случае, отсутствие механизма выставления баллов допускает возможность произвольного (необъективного) присвоения членами комиссии баллов за предложения участников, делая непрозрачными и непредсказуемыми условия конкурсного отбора.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р.
Члены комиссии Хлебников М.В.
Шайхуллин В.Э.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 23 января 2024 г. N ТО002/06/106-69/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024