Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "ЭНЕРГИЯ ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N ---0145300000122000001 от 01.03.2022 на разработку проектной документации на реконструкцию пешеходного моста через реку Коваш к улице Мира в г. Сосновый Бор, Ленинградской области. (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 19.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 8.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращений Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что на 19.12.2023 обязательства по Контракту не выполнены, их результат в виде проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы не представлен.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, на основании п. 1.1. Контракта 1.1. Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектной документации на реконструкцию пешеходного моста через реку Коваш к улице Мира в городе Сосновый Бор Ленинградской области в соответствии с Заданием, иными условиями Контракта и передать результаты работ в сроки, установленные настоящим Контрактом, а Муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2. Контракта Перечень (содержание), объем, и стоимость работ определены Заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно Контракта:
- 1.3. Надлежащим результатом выполненных работ является - проектная и сметная документация, согласно п.26 задания.
- 3.1. Начало выполнения работ: рабочий день, следующий за днем подписания Сторонами Контракта.
- 3.2. Срок выполнения работ: по 30 (тридцатое) ноября 2022 года.
По Контракту Участник среди прочего обязан:
5.4.1. Осуществлять выполнение работ в полном соответствии со строительными нормами и правилами, Заданием и настоящим Контрактом.
5.4.2. При выявлении недостатков в документации, передаваемой Муниципальным заказчиком (в случае передачи таковой Подрядчику), письменно сообщить об этом Муниципальному заказчику в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения указанной документации.
В случае несообщения о выявленных недостатках в указанный срок, Подрядчик не имеет права ссылаться на такие недостатки.
5.4.3. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Муниципальному заказчику документацию, предусмотренную настоящим Контрактом, Заданием.
5.4.4. Обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, муниципальным стандартам, строительным нормам и правилам), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
5.4.5. Обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при сдаче работ.
5.4.6. Приостановить выполнение Работ в случае обнаружения обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим Контрактом срок (замедляющих ход выполнения работ), либо делающих дальнейшее их выполнение невозможным, и письменно известить об этом Муниципального заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня после наступления таких обстоятельств.
5.4.7. В случае получения запроса от Муниципального заказчика о ходе выполнения Работ по Контракту, предоставить запрашиваемую информацию в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения запроса.
5.4.12. Исполнять полученные в ходе выполнения Работ указания Муниципального заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего Контракта и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
5.4.21. Исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
Согласно п 12.1. Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "31" декабря 2022 года (Дополнительным соглашением N1 от 23.12.2022 продлен до 30.12.2023).
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N 1 - Задание;
Приложение N 2 - Акт о недостатках (дефектах);
Приложение N 3 - Акт сдачи - приемки выполненных работ по Контракту.
Согласно п. 26 Заказчику результат работ необходимый Заказчику передается в следующем виде:
"1. Проектная документация стадия "П" в 3-х экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате .pdf, 1 экземпляр в редактируемом формате (Word, Excel, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью, а также со штампами ГАУ "Управление государственной экспертизы ЛО";
2. Рабочая документация стадия "Р" в 3-х экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате .pdf, 1 экземпляр в редактируемом формате (Word, Excel, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью.
3. Сметная документация стадия "П" в 3-х экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате .pdf, 1 экземпляр в редактируемом формате (Word, Excel, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью, а также со штампами ГАУ "Управление государственной экспертизы ЛО"; 1 экземпляр в программном продукте.
4. Сметная документация стадия "Р" в 3-х экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате .pdf, 1 экземпляр в редактируемом формате (Word, Excel, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью, а также со штампами ГАУ "Управление государственной экспертизы ЛО"; 1 экземпляр в программном продукте.
5. Отчеты об инженерным изысканиям в 3-х экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате .pdf, 1 экземпляр в редактируемом формате (Word, Exсel, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью, а также со штампами ГАУ "Управление государственной экспертизы ЛО"".
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие обстоятельства.
Согласно доводам Заказчика в письменных документах.
Надлежащим результатом выполненных работ являются проектная и сметная документация, отчеты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
В связи с нарушением Обществом сроков выполнения работ Заказчиком в адрес Подрядчика были направлено уведомления о нарушении сроков выполнения работ и начислении пени за просрочку, а также дополнительным соглашением между сторонами продлен срок действия Контракта по 30 декабря 2023 года (письма от 30.11.2023 N 01-11-7932/23-0, от 04.12.2023 N 1435/23/12/09-03-02, от 07.12.2023 N 01-11-18274/23-0-1, от 15.12.2023 N 1492/23/12/09-03-02, от 26.12.2023 N 1539/23/12/01-03-02 от 11.01.2024 N 01-13-19820/23-0-1).
В связи с нарушением Подрядчиком пункта 5.4.17. контракта, предусматривавшего еженедельные отчеты о ходе выполнения работ, 30.11.2023 администрация направила в адрес Общества запрос о предоставлении информации по срокам завершения работ (исх. N 01-11-7932/23-0 от 10.11.2023).
Из ответа Участника на запрос следовало, что Общество не располагает информацией об ориентировочных сроках завершения работ и сроках предоставления в адрес Заказчика проектной документации, смет и отчетов по инженерных изысканиям на реконструкцию пешеходного моста, получивших положительное заключение государственной экспертизы (исх. N 1435/23/12/09-03-02 от 04.12.2023),
С учетом недостатков проектной документации, выявленных ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области" и обозначенных в письме Подрядчику от 11.08.2023 исх. N 04572-23/147-0056480/67-02, Обществу требовалось проведение полной переработки технических отчетов по инженерно-геологическим изысканиям, устранение замечаний к сметной документации.
С учетом указанных обстоятельств. получить положительное заключение государственной экспертизы по проектной и сметной документации, отчетам инженерных изысканий к 30 декабря 2023 года (к окончанию срока действия контракта) не представлялось возможным.
Со стороны Заказчика Подрядчику было оказано необходимое содействие, своевременно даны ответы на запросы, в ходе выполнения работ Подрядчиком претензий по неисполнению Заказчиком своих обязательств по Контракту не предъявлялось.
Мост через реку является социально-значимом объектом для населения, в связи с признанием его транспортно-эксплуатационного состояния аварийным (категория "Г"), безопасность пропуска пешеходов по мосту не обеспечена, доступ жителей к нему перекрыт.
Заказчик воспользовался правом на односторонний отказ от исполнения контракта 19.12.2023 приняв решение об одностороннем отказе.
В связи с тем, что по состоянию 09.01.2024 Подрядчиком не устранены нарушения условий Контракта послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, отмена решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не представляется возможной.
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что правомерно действовал, со своей стороны.
По вопросу соразмерности меры в виде включения сведений в РНП, представители Заказчик оставили данный вопрос на усмотрение Комиссии.
Подрядчик представил Комиссии Ленинградского УФАС следующую позицию.
Сразу после заключения Контракта, Общество приступило к обязательствам и заключило необходимые договоры с третьими лицами.
На исполнения обязательств повлиял ряд обстоятельств и ситуаций в том числе не зависящий от действий (бездействия) Участника.
На основании акта от 29.09.2022 работы по Контракту приостановлены с 29.09.2022 г. до получения ТУ АО "ЛОЭСК". Актом от 11.11.2022 работы по Контракту возобновлены.
На основании акта от 30.11.2022 работы по Контракту приостановлены с 01.12.2022 до определения предполагаемого источника финансирования строительства для направления проектной документации на государственную экспертизу Актом от 08.02.2023 работы по Контракту возобновлены 08.02.2023.
Письмом от 31.03.2023 N 320/23/09-03-02 разработанная проектная документация направлена в адрес Заказчика.
Ответным письмом от 07.04.2023N 01-11-4641/23-0-1 Заказчик выдал замечания Подрядчику и направил их в рабочем порядке.
Письмом от 25.04.2023 N 405/23/09/-03-02 Подрядчик отработал замечания Заказчика и направил откорректированную проектную документацию.
Подписанный 30.01.2023 Акт N 1 приема-передачи документации в рамках Контракта получен от Заказчика в рабочем порядке 02.05.2023.
04.05.2023 Подрядчиком в рамках исполнения Контракта загружена проектная документация в личный кабинет ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области" для прохождения приемного контроля.
На протяжении 3 месяцев велась работа по устранению замечаний по полноте и комплектности документации, которые направлялись в адрес в виде следующих документов (1. Письмо Государственной экспертизы от 04.05.2023 г. N 02418-23/Г47- 0056480/67-13; 2. Письмо Государственной экспертизы от 23.05.2023 г. N 02812-23/Г47- 0056480/67-13; 3. Письмо Государственной экспертизы от 08.06.2023 г. N 03235-23/Г47- 0056480/67-13).
Письмом N 01-11-7060/23-0-1 от 31.05.2023 Заказчик сообщил, что замечания п. N 9, N 15 и N 17 им устранены и направлены 21.05.2023 в рабочем порядке на электронную почту Подрядчика.
Письмом N 01-11-8067/23-0-1 от 07.06.2023 Заказчик сообщил, что замечания п. N 14 и N 15 им устранены и направлены 06.06.2023 в рабочем порядке на электронную почту Подрядчика.
Письмом N 01-11-8678/23-0-1 от 21.06.2023 Заказчик сообщил, что замечания п. N 2 и N 5 им устранены и направлены 06.06.2023 в рабочем порядке на электронную почту Подрядчика (устранение п. 5 замечаний было произведено лишь 20.06.2023).
28.06.2023 между Подрядчиком и Государственной экспертизой заключен договор N 1055/23 по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе по проверке достоверности определения сметной стоимости.
11.08.2023 в адрес Подрядчика поступило письмо Государственной экспертизы N 04572-23/Г47-0056480/67-02 с приложением сводных замечаний по результатам рассмотрения.
В составе сводных замечаний Государственной экспертизы имелись замечания, которые необходимо устранить Заказчику, а именно, представить: 1. Акт (решение) собственника объекта (моста) о выведении из эксплуатации и сноса объекта капитального строительства. 2. Технические условия на временное электроснабжение и водоснабжение в период реконструкции объекта. 3. Технические условия от сетевой организации или существующий договора от сбытовой компании в рамках которого предусматривается подключение электроустановки наружного освещения и задание на подключение от заказчика с указанием точки подключения и максимальной мощности. 4. Технические условия собственника сетей на демонтаж (переустройство) существующих опор ВЛ-0,4 кВ и сети освещения. 5. Письмо об исключении проектных решений по автоматическому регулированию освещения в соответствии с п.20 задания на разработку проектной документации - в связи с исключением автоматического регулирования освещения по просьбе Заказчика. 6. Согласование с Заказчиком тома проектной документации 2022-ЭнП-302-ПД-ТКР.СОТ Видеонаблюдение, система охранного телевидения для уточнения зон видеонаблюдения.
Данные сводные замечания направлены в адрес Заказчика 11.08.2023 в рабочем порядке ответственному специалисту Заказчика.
Замечания Государственной экспертизы устранялись в оперативном порядке, так письмо N 0942/23/09/09-03-02 о согласовании вышеуказанного тома проектной документации 2022-ЭнП-302-ПД-ТКР.СОТ Видеонаблюдение направлено Заказчику 07.09.2023.
Согласование в виде письма Заказчика от 29.09.2023 N 1-11-13380/23-0-1 получено Подрядчиком одновременно с письмом от 11.01.2024 N 01-13-19820/23-0-1 в виде приложения.
Проектная документация с отработанными замечаниями, зоны ответственности Подрядчика, повторно направлена в государственную экспертизу.
14.12.2023 были направлены повторные замечания к проектной документации от ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области". Устранение данных замечаний без содействия со стороны Заказчика и предоставления им необходимых дополнительных документов не представляется возможным.
На данный момент процент отработки замечаний по проектной документации: 1. 2022-ЭнП-302-ПД-ПЗ. Пояснительная записка - 100%; 2. 2022-ЭнП-302-ПД-ППО. Проект полосы отвода. - 92%; 3. 2022-ЭнП-302-ПД-ТКР.КР. Пешеходный мост. - 85%; 4. 2022-ЭнП-302-ПД-ТКР.ЭН. Электроосвещение наружное. - 90%; 5. 2022-ЭнП-302-ПД-ТКР.СОТ Видеонаблюдение, система охранного телевидения; 6. 2022-ЭнП-302-ПД-ИЛО. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта. - 98%; 7. 2022-ЭнП-302-ПД-ПОС. Проект организации строительства. - 90%; 8. 2022-ЭнП-302-ПД-ПОД. Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта. - 90%; 9. 2022-ЭнП-302-ПД-ООС. Мероприятия по охране окружающей среды. - 90%; 10. 2022-ЭнП-302-ПД-ПБ. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. - 98%; 11. 2022-ЭнП-302-ПД-СМ. Сводный сметный расчет. - 80%; 12. 2022-ЭнП-302-ПД-ИГДИ. Технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий. - 98%; 13. 2022-ЭнП-302-ПД-ИГИ. Технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий. - 85%; 14. 2022-ЭнП-302-ПД-ИГМИ. Технический отчет по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий - 100%; 15. 2022-ЭнП-302-ПД-ИЭИ.1 Технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий. Книга 1. Текстовая часть. - 100%; 16. 2022-ЭнП-302-ПД-ИЭИ.2 Технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий. Книга 2. Текстовые приложения и Графическая часть. - 100%;
19.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, однако получить положительное заключение государственной экспертизы в отведенные 10 дней не представлялось возможным.
На протяжении всего периода выполнения работ Участник находился в контакте с представителем Заказчика, о чем свидетельствует переписка.
Учитывая указанные выше обстоятельства, действия Подрядчика не были направлены на умышленное уклонение от исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, намерений сорвать исполнение Контракта не имелось, Общество просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 19.12.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, Участник был уведомлен надлежащим образом.
Представитель Участника дополнительно пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы как в установленный срок, так и действительно после установленного Контрактом срока, однако Общество стремилось закончить и передать результат Заказчику;
- Участник просит обратить внимание, что задержка связанна с различными сложностями (которые в том числе не связанны с самим Участником);
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он реагировал на письма Заказчика, что не свидетельствует о его намерении Участника выполнить работы некачественно и целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым отметить, что принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно окончание срока выполнения работ Исполнителем установленного в Контракте, в течение которого Заказчику не был передан результат, являющийся предметом Контракта в полном объеме, поскольку частичная приемка не предусмотрена.
Поскольку Участник не выполнил работы в срок, то ссылки на какие-либо обстоятельства, применительно к несогласию с односторонним отказом, не принимаются.
Тем не менее, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник исходя из последующих выводов настоящего решения.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник приступил к работам, передавал результат Заказчику, вышел на государственную экспертизу, проинформировал об этом Заказчика о необходимости его содействия для устранения ряда замечаний, реагировал на письма и замечания при возникновении рабочих вопросов, стремился согласовать возникшие ситуации, неоднократно просил содействия Заказчика и рассчитывал на дальнейшее сотрудничество, при этом Участник был заинтересован в выполнении работ и пройти необходимую экспертизу.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что Общество сталкивалось со сложностями, информировало о них Заказчика и пыталось исполнить обязательства, работало с замечаниями и вышло на конец 2023 на финальную стадию обязаттельств, что, по мнению Комиссии, не свидетельствует о необходимости задействования ответственность в виде санкции о включении его в РНП.
2) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ЭНЕРГИЯ ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 января 2024 г. N 047/10/104-48/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024