Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная двух в обращениях Заказчика, о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения контрактов (вх. N219-ИП/24, N220-ИП/24 от 12.01.2024).
Поскольку, Заказчик и Участник, а также обстоятельства двух дел идентичны по обстоятельствам, то Комиссия приняла решение рассмотреть их в одном заседании.
Из представленных в Ленинградское УФАС документов следует, что между Заказчиком и Участником заключены контракты
- N 388/23 от 28.08.2023 на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и аварийно-восстановительным услугам на инженерных сетях ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ" на сумму 2 970 000,00 рублей (далее - Контракт N1);
- N 425/23 от 30.10.2023 на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и аварийно-восстановительным услугам на инженерных сетях ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ" на сумму 1 499 000,00 рублей (далее - Контракт N2).
Из направленных Заказчиком обращений следует, что 28.12.2023 Заказчиком приняты решения об одностороннем отказе от исполнения Контрактов N1 и N2.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.1. Контрактов установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контрактов N1 и N2 приняты 28.12.2023 на основании того, что в представленном результате услуг многократно фиксировались неточности, ошибки и несоответствия, выявленные замечания не устранены Обществом в полном объеме, Участник ненадлежащим образом исполнил условия Контрактов.
Ввиду выявленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контрактов N1 и N2.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Обязательства по Контракту N1:
- 1.1. Исполнитель обязуется собственными силами и (или) с привлечением соисполнителей своевременно оказать услуги по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования, аварийно-диспетчерское обслуживание и аварийно-восстановительные услуги на инженерных сетях (далее - "Услуги"), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
- 1.2. Услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
- 1.3. Срок оказания услуг: с даты заключения контракта, но не ранее 01.09.2023, в течение 61 дня.
Согласно п. 10.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2023 года (включительно), а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
К Контракту прилагаются:
Приложение N 1 "Описание объекта закупки";
Приложение N 2 "Спецификация".
Описанием объекта закупки установлены работы:
1 Наружные тепловые сети, паропроводы, трубопроводная арматура, водонагреватели;
2 Внутренние тепловые сети;
3 Устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления;
4 Наружные и внутренних сетей водопровода холодной и горячей воды, канализация ;
5 Устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации ;
- уплотнение сгонов;
6 Электрические сети ;
7 Внутренние и наружные силовые и осветительные сети;
8 Устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств;
9 Кровли;
10 Стены, полы; перекрытия; фундамент ;
11 Столярно-плотницкие работы;
12. Сосуды под давлением.
Обязательства по Контракту N2:
- 1.1. Исполнитель обязуется собственными силами и (или) с привлечением соисполнителей своевременно оказать услуги по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования, аварийно-диспетчерское обслуживание и аварийно-восстановительные услуги на инженерных сетях (далее - "Услуги"), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
- 1.2. Услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
- 1.3. Срок оказания услуг: с даты заключения контракта, но не ранее 01.11.2023, в течение 30 дней.
Согласно п. 10.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2023 года (включительно), а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
К Контракту прилагаются:
Приложение N 1 "Описание объекта закупки";
Приложение N 2 "Спецификация".
Описанием объекта закупки установлены работы:
Работы на тепловых сетях
1 Наружные тепловые сети, паропроводы, трубопроводная арматура, водонагреватели;
2 Внутренние тепловые сети;
3 Устранение незначительных неисправностей в системах центрального отопления;
4 Наружные и внутренних сетей водопровода холодной и горячей воды, канализация ;
5 Устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации ;
- уплотнение сгонов;
6 Электрические сети ;
7 Внутренние и наружные силовые и осветительные сети;
8 Устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств;
9 Кровли;
10 Стены, полы; перекрытия; фундамент ;
11 Столярно-плотницкие работы;
12. Сосуды под давлением.
Комиссией установлено и сторонами не оспаривается, что Участник вышел на объект и исполнял обязательства по заявкам по Контракту N1 и 2, а Заказчику передавались результаты исполнения обязательств, между сторонами имеется существенный гражданско-правовой спор об объеме исполненных обязательств при следующей позиции сторон.
Комиссия при этом отмечает, что не разрешает гражданско-правовой спор, указание позиции стороны в настоящем решении не сводится к поддержке Заказчика или Участника, поскольку это не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Из позиции Заказчика:
Предметом Контрактов являлись услуги по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных систем и оборудования, аварийно-диспетчерскому обслуживанию и аварийно-восстановительным услугам на инженерных сетях.
В соответствии с п. 5.10. Приложения 1 к Контрактам Исполнитель обязан вести эксплуатационную документацию. Результаты всех видов осмотров и выполненных работ оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ, а для выполненных работ, перечень используемых расходных материалов. Акт выполненных работ составляется на каждую исполненную заявку Исполнителем и передается на проверку в инженерно-техническую службу Заказчика. После проверки инженерно-технической службы Заказчика качества работ и спецификации применяемых расходных материалов, представитель Заказчика подписывает акт выполненной заявки.
До 28.12.2023 указанные документы не поступали от Участника в инженерно-техническую службу на проверку Заказчика.
В подготовленных общих Актах выполненных работ указывается, что все работы выполнены Исполнителем в полном объёме и что Заказчик в лице ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ" претензий по объёмам, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Однако Общество не исполнило большое количество заявок, открытых в рамках исполнения своих обязательств по Контракту N388/23 от 28.08.2023 и по Контракту N425/23 от 30.10.2023.
Список незакрытых приемкой работ заявок по Контрактам, переданных Обществу в период с 01.09.23 по 30.11.23 числятся порядка 400 заявок по профильному направлению: "техник по обслуживанию зданий", "плотник" и 75 по профилю "сантехник".
Указанные факты сделали невозможным принятие работ в порядке, предусмотренном Контрактами.
В связи с неоднократным уклонением от надлежащего исполнения контрактных обязательств по каждому Контракту выставлялись Претензии.
28.12.2023 приняты решения об одностороннем отказе от исполнения Контрактов N1 и N2.
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что правомерно действовал, со своей стороны по Контракту N1 и N2.
По вопросу соразмерности меры в виде включения сведений в РНП, представители Заказчик оставили данный вопрос на усмотрение Комиссии.
Из позиции Участника:
В разделе 12 Контрактов указана электронная почта подрядчика i.revin@contactspb.com, на которую поступали все заявки Заказчика на выполнение работ либо иная деловая переписка
По официальными каналами связи, по итогам исполнения Контракта N388/23 от 28.08.2023 и Контракта N425/23 от 30.10.2023 с 01.09.2023 по 31.12.2023 Заказчиком было прислано по официальным каналам связи 14 писем (файлов).
На все письма Заказчика по состоянию на 31.12.2023 Общество ответило и в ответ на предъявленные претензии неоднократно просило Заказчика представить список невыполненных заявок по Контрактам, либо провести рабочее совещание по предъявленным претензиям (письмо N69 от 08.12.2023 г., письмо N70 от 14.12.2023 г., письмо N72 от 22.12.2023 г., письмо N73 от 31.12.2023 г.).
Однако, Заказчик список невыполненных заявок (если они действительно были) не прислал, от участия в рабочей встрече отказался.
В отсутствие присланных заявок, которые Заказчик считает невыполненными, либо выполненными ненадлежащим образом по Контрактам, Обществу невозможно ознакомиться с якобы допущенными нарушениями условий Контракта N1 и N2.
Общество документально фиксировало выполнение каждой заявки в рамках ведения внутренней эксплуатационной документации по Контрактам: каждая заявка Заказчика, соответствующая техническому заданию Контрактов, по факту выполнения, оформлялась двухсторонним актом, где ставили подпись Заявитель (сотрудник Заказчика, фактически создавший и принявший заявку), инженер Заказчика (принявший качество работы по заявке) и специалисты Исполнителя (непосредственно выполнившие заявку).
В материалы дела представлена Внутренняя документация Акты выполненных работ за сентябрь с подписью инженеров ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ", Внутренняя документация Акты выполненных работ за октябрь с подписью инженеров ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ", Внутренняя документация Акты выполненных работ за ноябрь с подписью инженеров ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ".
В рамках каждого отчетного месяца Исполнитель формировал ежемесячный отчет по выполненным работам для Заказчика (Исх. N085 от "30" сентября 2023 г. Отчет по работам за сентябрь, Исх. N086 от "30" октября 2023 г. Отчет по работам за октябрь, Исх. N088 от "30" ноября 2023 г. Отчет по работам за ноябрь).
Закрывающие документы и отчет по выполненным работам по Контракту N388/23 от 28.08.2023 г. за отчетный период сентября (Подписанный УПД и Акт выполненных работ N22 от 30.09.2023 г.), оригиналы подписаны лично главным врачом ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ", из чего следует, что Заказчик знает о наличии подписанных документов.
Общество исполняло обязательства по Контрактам и может прокомментировать выполнение каждой из выполненных заявок, обладает полной хронологией событий и иными обстоятельствами в рамках исполнения своих обязательств.
Претензии, мотивированные отказы от принятия работ не содержат конкретизации недостатков выполненных работ, ограничившись лишь общими фразами из Контрактов. На все письма Исполнителя (письмо N69 от 08.12.2023 г., письмо N70 от 14.12.2023 г., письмо N72 от 22.12.2023 г., письмо N73 от 31.12.2023 г.) с просьбами прислать какие именно из заявок, входящих в предмет Контракта не выполнены или выполнены ненадлежащим образом и о готовности выполнить данные заявки, Заказчик ответа не предоставил.
За период действия Контракта N1 Исполнителем выполнено 340 заявок, а также все планово-предупредительные, планово-восстановительные работы и техническое обслуживание инженерных систем ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ". По факту выполненных работ были подписаны соответствующие документы (УПД и Акт выполненных работ N22 от 30.09.2023 г.) в полном объеме уполномоченными лицами Сторон, в том числе главным врачом ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ", Исполнитель разместил 12.10.2023 г. и 07.11.2023 г. в единой информационной системе (ЕИС) документы о приемке выполненных работ.
Не согласившись с решением Заказчика по Контракту N1, Исполнитель 03.01.2024 и 07.01.2024 г. размещает в ЕИС ответ об отсутствии нарушений условий Контракта (Письмо N073 от "31" декабря 2023 г. Ответ на расторжение).
За период действия Контракта N2 Исполнителем выполнено 153 заявки, а также все планово-предупредительные, планово-восстановительные работы и техническое обслуживание инженерных систем ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ".
По факту выполнения работ/оказания услуг по Контракту, 30.11.2023 г. были переданы на подпись закрывающие документы заместителю главного врача по общим вопросам ГБУЗ ЛО "Гатчинская КМБ", которые он принял на подпись, после проверки работ/услуг/заявок Исполнителя главным инженером.
30.11.2023 г. Исполнитель разместил в единой информационной системе (ЕИС) документы о приемке выполненных работ.
Не согласившись с решением Заказчика по Контракту N2, Исполнитель 03.01.2024 и 07.01.2024 г. размещает в ЕИС ответ Заказчику об отсутствии нарушений условий Контракта (Письмо N073 от "31" декабря 2023 г. Ответ на расторжение).
Представитель Участника пояснил, что Участник вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контрактов, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы в 2023 году и стремился закончить и передать результат Заказчику, который фактически и был передан, поскольку у Общество большое количество благодарственных писем и отзывов (в том числе от сотрудников Заказчика по исполненным обязательствам), намерений сорвать Заказчику закупку не имелось, Общество просит обратить внимание, что после смены руководства у Заказчика, фактически исполненные обязательства им не принимаются;
- Участник просит обратить внимание, что в Общество специализируется на данном виде услуг, от обязательств не отказывалось, считает меру в виде включения сведений о нем в РНП неприменимой, с учетом фактических обстоятельств дела.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
- Принял Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1 и N2 - 28.12.2023. Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо отменить отметить, что материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор по Контракту N1 и N2 о количестве исполненных заявок.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращениям Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, а не разрешала гражданско-правовые споры.
На вышеуказанные моменты Комиссия обращает внимание сторон в связи с тем, что Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений от заказчиков к контролирующему органу.
Под влиянием судебной власти сформировался подход, согласно которому антимонопольный орган обязан установить вину лица в форме умысла, определить степень его заботливости и осмотрительности, выявить наличие или отсутствие нацеленности и заинтересованности в действиях (бездействии), направленных на исполнение его обязательств.
Таким образом, антимонопольный орган полноценно исследует и анализирует действия (бездействие) участника контрактной системы в связи с развитием института РНП, основанном на эволюции судебной интерпретации положений Закона о контрактной системе, а не поверхностном анализе текста одностороннего отказа Заказчика.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Из всего вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N1 и N Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник исполнял обязательства по Контрактам.
Комиссия находит данные подтверждения и доказательства в том, что Участник принимал заявки, выезжал на объект, фиксировал данный факт у Заказчика, все документы (до смены руководства были подписаны представителями Заказчика) направлял письма Заказчику, стремился разрешить с Заказчиком возникшую ситуацию по претензиям и просил предоставить конкретный перечень замечаний по заявкам, просил организации совещания, что в совокупности не может доказывать намеренное неисполнение обязательств, даже если действительно принять во внимание позицию Заказчика, что какие-то заявки не были исполнены.
То есть, Комиссия в материалах дела не усматривает того, что Участник каким-то образом намеренно действиями или бездействием пытался сорвать обязательства.
Согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Общество сообщило о сложностях исполнения обязательств по Контракту N1 и N2, просило содействия Заказчика.
Таким образом, Комиссия руководствуется тем, что в ходе исполнения Контракта действительно могли возникнуть обстоятельства, разрешение которого возможно лишь при взаимодействии сторон.
Комиссия при этом подчеркивает сторонам, что не занимает, чью-либо позицию по гражданско-правовому спору, то есть не говорит о том сколько заявок было выполнено или настолько замечания Заказчика обоснованными/необоснованными, поскольку инструментарием такой оценки/провекри и компетенцией антимонопольный орган не облает.
Комиссия лишь усматривает в хронологии событий последовательность действий Общества, желание выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком, что для Комиссии является доказательством его стремления исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как исключительно недобросовестное поведение Общества, с учетом того, что сам Заказчик оставил вопрос о включении в РНП Комиссии.
То есть, анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком.
Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
2) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту N1 и N2, сами по себе претензии Заказчика не могут являться безусловным критерием недобросовестности с учетом гражданско-правового спора в этой части, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контрактов и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта N1 и N2.
Из вышеуказанного Комиссия считает возможным подчеркнуть, что рассматривая возможность применения дополнительной санкции, исходя из позиции Заказчика и Общества, Комиссия считает, что:
- в случае ненадлежащего исполнения условий Контракта со стороны Общество (если оно имело место быть) законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Участнику гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая явно несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник;
- в случае, если обязательства исполнены Обществом надлежащим образом, то должны быть оплачены Заказчиком.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту N1 и N2, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, по делам N 047/10/104-67/2024, N 047/10/104-68/2024
РЕШИЛА:
сведения об ООО "КОНТАКТ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 января 2024 г. N 047/10/104-67/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024