Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "ИНЭТЕРНУМ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 0145200000423001164 от 20.11.2023 на организацию выполнения мероприятий по очистке земель лесного фонда от захламления отходами незаконно размещенных на территории, путем сбора, погрузки, транспортировки отходов производства и потребления на санкционированный полигон, а также восстановление нарушенного слоя земель лесного фонда на сумму 8 352 340,00 рублей(далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 27.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращений Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что на 27.12.2023 обязательства по Контракту по всем объектам не выполнены, по результату работ Участник пытался ввести Заказчика в заблуждение, при том, что срок исполнения обязательств установлен Контрактом в 30 календарных дней.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, на основании п. 1.1. Контракта 1.1. Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами, своевременно выполнить на условиях настоящего Контракта организацию выполнения мероприятий по очистке земель лесного фонда от захламления отходами незаконно размещенных на территории, путем сбора, погрузки, транспортировки отходов производства и потребления на санкционированный полигон, а также восстановление нарушенного слоя земель лесного фонда (далее - "работы") и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Согласно п. 1.2. Контракта 1.2. Состав и объем работ определяется Ведомостью объемов работ (Приложение N 2 Контракта), работы осуществляются в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 Контракта).
Согласно Контракта:
- 1.3. Места выполнения работ указаны в таблице N1 Описания объекта закупки (далее - "место выполнения работ").
- 4.3. Работы должны быть закончены в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня заключения Контракта.
На основании п. 5.1. Контракта приемка работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в Контракте, производится за весь предусмотренный Контрактом объем работ в каждом из лесничеств.
По Контракту Участник среди прочего обязан:
- 3.4.1. Без увеличения цены выполнить работу в соответствии с условиями Контракта и передать Заказчику ее результаты по документу, подтверждающего приемку выполненных работ;
- 3.4.2. Своими силами и за свой счет, в срок, определенный Заказчиком, устранять допущенные недостатки в выполненной работе или иные отступления от условий Контракта;
- 3.4.3. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок;
- 3.4.4. Предоставлять по запросам Заказчика иную информацию о ходе исполнения Контракта;
- 3.4.5. Соблюдать действующие у Заказчика правила внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности, пропускной и внутриобъектовый режимы. Обеспечить в ходе выполнения работ соблюдение необходимых мероприятий по охране труда и экологической безопасности;
- 3.4.7. Предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
- 3.4.10. Выполнять иные обязанности, предусмотренные Контрактом.
Согласно п 12.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до "31" декабря 2023 года (включительно), за исключением обязательств по оплате, возмещению убытков, выплате неустойки, исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N 1 "Описание объекта закупки";
Приложение N 2 "Ведомость объемов работ".
Согласно Приложению N 1 к Контракту, в Таблице 1 указан - Перечень свалок и количество отходов, в Таблице 2 определены - Наименование и виды отходов, Таблицей 3 установлены - Ведомость объемов работ.
Ведомостью объемов работ определено, что Заказчик нуждается:
N п.п. |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Количество |
Цена за 1 единицу, руб. |
Стоимость, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Доставка экскаватора до места работы и обратно |
услуга |
По месторасположению свалок, указанных в таблице 1 (из расчета 3 512 куб. м отходов к вывозу) |
8 438 302,90 |
8 438 302,90 |
2 |
Аренда экскаватора-погрузчика |
маш.-час |
По месторасположению свалок, указанных в таблице 1 (из расчета 3 512 куб. м отходов к вывозу) |
||
3 |
Обустройство подъездных дорог |
кв.м |
296 |
||
4 |
Транспортирование и передача отходов на размещение/утилизацию |
куб.м |
3 512 |
||
5 |
ФОТ работника (аттестованного в области обращения с отходами) |
чел./смена |
По месторасположению свалок, указанных в таблице 1 (из расчета 3 512 куб. м отходов к вывозу) |
||
6 |
Снятие загрязненного слоя почвы (20 см) |
куб.м |
264 |
||
7 |
Транспортирование и передача загрязненного грунта на утилизацию |
куб.м |
264 |
||
8 |
Закупка плодородного почвогрунта |
куб.м |
264 |
||
9 |
Транспортирование плодородного почвогрунта в места снятия загрязненного слоя почвы |
куб.м |
264 |
||
10 |
Планировка нарушенной территории (выравнивание) |
кв.м |
1369 |
||
11 |
Покупка травосмеси (0,05 кг на 1 кв.м) |
кв.м |
1369 |
||
12 |
Посев травосмеси |
кв.м |
1369 |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие обстоятельства.
Согласно доводам Заказчика в письменных документах.
После окончания срока выполнения работ Подрядчик предоставляет Заказчику комплект документов о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) и на бумажных носителях (п.9 Приложения N1 к контракту), а Заказчик, руководствуясь п. 5.8 контракта осуществляет приемку работ и проверку документов. Заказчик не подписывает документ о приемке при наличии оснований (не предоставлен полный комплект документов, не выполнены работы надлежащим образом, несоответствие выполненных работ описанию объекта закупки).
Подрядчик 20.12.2023 г. разместил в ЕИС комплект документов о приемке, содержащий наименование работ из девяти позиций на общую сумму 7 863 260,00 руб. Заказчик приступил к приемке работ путем проведения осмотров мест размещения отходов при участии представителя Подрядчика, уведомленного о проведении осмотров.
По результатам проведения Заказчиком осмотра мест нахождения свалок (26 мест размещения отходов) выявлено и отражено в Актах следующее:
- обустройство подъездных дорог не требуется в связи с наличием беспрепятственного подъезда к местам размещения отходов (все свалки);
- усматривается частичная утилизация свалок (18 свалок), работы по утилизации не выполнены в полном объеме (7 свалок), утилизированы отходы на одной свалке;
- наличие свалочных масс под снежным покровом (все валки),
- снятие загрязненного слоя грунта подтвердить не представляется возможным из-за наличия свалочных масс и снежного покрова (все свалки);
- завоз плодородного грунта подтвердить не представляется возможным из-за наличия свалочных масс и снежного покрова (все свалки);
- выравнивание и планировка территории не выполнены (все свалки).
Комплект документов о приемке не соответствует п. 9 Приложения N1 (в редакции дополнительного соглашения к Контракту).
При таких обстоятельствах приемка выполненных в рамках контракта работ невозможна, Заказчиком в адрес Подрядчика направлялся отказ от приемки работ от 27.12.2023 N167З4/2023.
27.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик не принял меры по устранению причин, препятствующих приемке выполненных работ.
06.01.2024 Подрядчиком повторно размещены документы о приемке, в которых выполненные Подрядчиком работы отражены в меньшем объеме, чем ранее, на сумму 7 350 800,00 руб. о чем также был подготовлен Мотивированный отказ в приемке.
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что правомерно действовал, со своей стороны, считает, что меры в виде включения сведений в РНП соразмерна.
Подрядчик представил Комиссии Ленинградского УФАС следующую позицию.
Сразу после заключения Контракта, Общество приступило к обязательствам.
Исх. N 1-ЛО от 06.12.2023 во исполнение условий Контракта в адрес Заказчика предоставлены заключенные договоры с объектами конечного размещения отходов: Договор Т- 23-98 от 30 ноября 2023 г., договор N29/2023-ЛТ от 08 августа 2023 г. и договор N209/23 от 04.12.2023 г.
Учитывая срок заключения Контракта и текущие неблагоприятные погодные условия, Подрядчик одобрил предложение Заказчика в заключении дополнительного соглашения об уменьшении объёмов работ на посев травосмеси. Кроме того, Подрядчик в рамках заключения дополнительного соглашения об уменьшении объёмов работ на посев травосмеси, предложил Заказчику исключить объёмы работ, непосредственно связанные, с посевом травосмеси, а именно п. 6-12 "Ведомости объёма работ". Так же учитывая погодные условия, в рамках исполнения контракта, Подрядчику не требовалось обустройство подъездных дорог ( п.3 "Ведомости объёма работ").
Исх. N 4-ЛО от 15.12.2023 Подрядчик проинформировал Заказчика о заключении договоров субподряда с ООО "ЛенОблТранс" N97/203-Т от 08.12.2023 г (лицензия NЛ020-00113-78/00113597 от 7.10.2021 г.), на выполнение работ по транспортирования и передачи отходов на утилизацию, расположенных в Всеволожском лесничестве, Кавголовское участковое лесничество. Квартал 110, выдел N 15 (800 куб.м). Подрядчик заключил договор субподряда с ООО "ПК "Кристалл" N 0-10/1123 от 29.11.2023 (лицензия N Л020-00113- 78/00615149 от 06.09.2022 г. ) на выполнение работ по транспортирования и передачи отходов на утилизацию, расположенных в Всеволожском лесничестве. Кавголовское участковое лесничество. Квартал 110, выдел N 15 (800 куб.м.); Квартал 202, выдел 22 Всеволожского участкового лесничества (140 куб.м); Вагановское участковое лесничество. Квартал 92, выдел N7,9,13,19,29,35 (160 м3); 6 Невское участковое лесничество. Квартал 135, выдел N 40,41 (300куб.м) Чернореченское участковое лесничество. Квартал 209, выдел N 5 (22 куб. м).
Исх. N 4.1-ЛО от 15.12.2023 Подрядчик проинформировал Заказчика о невозможности определить месторасположение отходов в связи с их дисперсным расположением на участках, а также невозможностью их определения под снежным покровом, в связи с явным отсутствием возвышенностей, сформированных отходами.
Для подтверждения сложившейся ситуации была произведена фотофиксация объектов (с привязкой геоданных) с использованием геодезической рейки, фотоотчёт приложен к письму.
Так сложности касались Всеволожского лесничества (Ореховское участковое лесничество. Квартал 20 и 63. Вывоз отходов невозможен без нанесения непоправимого вреда лесному фонду. В качестве подтверждения сложившейся ситуации, произведена фотофиксация, фотоотчёт приложен к письму. Заказчик был проинформирован, что по информации от лесничества и при визуальном контроле, на объекте "Всеволожское лесничество. Кавгаловское участковое лесничество. Квартал 123, выдел 25" отходы на данном участке отсутствуют. Объём отходов согласно Приложению N1 к Контракту, составляет 30 м3).
В сложившейся погодной ситуации, объёмы отходов, которые невозможно вывести в рамках Контракта, составляет 137 м3.
18.12.2023 стороны заключили дополнительное соглашение, которое содержит следующие условия: Ввиду невозможности посева травосмеси в связи с установлением снежного покрова, пункт 2.1. Контракта изложен в новой редакции.
ИсхN5-ЛО от 18.12.2023 Подрядчик проинформировал Заказчика о том, что согласно п. 3.4.8 Контракта, Подрядчик заключил договор субподряда с ООО "ЛенОблТранс" N97/203-Т от 08.12.2023 г (лицензия NЛ020-00113-78/00113597 от 27.10.2021 г.), на выполнение работ по транспортирования и передачи отходов на утилизацию, расположенных в Всеволожском лесничестве, Кавголовское участковое лесничество. Квартал 110, выдел 15 (800 м3). Так же. Подрядчик заключил договор субподряда с ООО "ПК "Кристалл" N 0-10/1123 от 29.11.2023 г. с дополнительным соглашением N1 от 08.12.2023 г. (лицензия Л020-00113- 78/00615149 от 06.09.2022 г.) на выполнение работ по транспортирования и передачи отходов на утилизацию, расположенных в Всеволожском лесничестве. Кавголовское участковое лесничество. Квартал 110, выдел 15 (800 м3).
Согласно Таблице 1- "Перечень свалок и количество отходов" (Приложение 1 Контракта), объём отходов, подлежащий транспортировке и утилизации составляет 800 м3, на 11.12.2023 г. объём вывезенных отходов составлял 891 м3, что подтверждается транспортными накладными и отметками пунктов конечного приёма отходов, следовательно, фактический объём отходов, находящийся на данном объекте (Всеволожское лесничество, Кавголовское участковое лесничество. Квартал 110, выдел 15), значительно превышает объём, предусмотренный Контрактом.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Подрядчик заключил договор с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" (далее ФГБОУ ВО СПбГАУ) (договор ДУ/2023/ИЛ36 от 01 12.2023 г.) на обмер фактического объёма отходов, оставшихся на объекте после транспортирования и утилизации объёмов, предусмотренных Контрактом.
На основании заключения картограммы ФГБОУ ВО СПбГАУ (Заключение по результатам исследования от 12.12.2023 г.) ориентировочный объём отходов, оставшийся на объекте, после вывоза объёмов, предусмотренных Приложением N1 Контракта, составляет 1 510(одна тысяча пятьсот десять) м3.
ИсхN6-ЛО от 18.12.2023 г Заказчик уведомлен о том, что при выполнении работ по транспортирования и передаче отходов на утилизацию, расположенных в Всеволожском лесничестве. Невское участковое лесничество. Квартал 135, выдел 40,41 (300 м3) и Всеволожское лесничество. Невское участковое лесничество. Квартал 135, выдел 40,41 (200 м3). Подрядчик так же привлек собственные транспортные средства для выполнения работ на участке.
В Таблице 1- "Перечень свалок и количество отходов". (Приложение 1 Контракта), общий объём отходов, подлежащий транспортировке и утилизации составляет 500 м3. На 11.12.2023 объём вывезенных отходов составляет 527 м3, что подтверждается транспортными накладными и отметками о приёме отходов, предоставленными конечным пунктом приёма отходов (ЗАО "Промотходы"). Заказчик также был проинформирован, что фактический объём отходов, находящийся на данном объекте (Всеволожское лесничество. Невское участковое лесничество. Квартал 135, выдел 40,41), превышает объём, предусмотренный Контрактом.
На основании заключения по результатам исследования ФГБОУ ВО СПбГАУ (Заключение по результатам исследования на основании протокола от 12.12.2023) объём отходов, оставшийся на объекте, после вывоза объёмов, предусмотренных Приложением N1 Контракта, составляет 242 м3.
ИсхN7-ЛО от 18.12.2023 г. Подрядчик проинформировал Заказчика о том, что фактический объём отходов, вывезенный с участков, не соответствует объемам предусмотренный Контрактом. Фактически объёмы транспортирования и утилизации приведены в таблице и подтверждаются транспортными накладными и отметками о приёме отходов, предоставленными конечным пунктом приёма отходов.
ИсхN8-ЛО от 19.12.2023 г Подрядчик проинформировал Заказчика о выполнении в полном объёме (Предусмотренном Приложением N1 к Контракту) работы по участкам в количестве 10. Всего объём, предусмотренный контрактом 2184 м3, фактический объём 2343 м3, разница в фактическом вывозе отходов составила 145 м3.
ИсхN10-ЛО от 20.12.2023 г. Подрядчик проинформировал Заказчика объём отходов на объекте (Рощинское лесничество, Цвелодубовское участковое лесничество, Квартал 63, выдел 23,24), составляет 185 (сто восемьдесят пять) м3.
Подрядчик просил Заказчика согласовать вывоз указанного объёма. ИсхN11-ЛО от 20.12.2023 г. Подрядчик проинформировал Заказчика о том, что фактический объём отходов, находящийся на данном объекте Рощинское лесничество. Глебычевское участковое лесничество. Квартал 19, выдел 23, значительно превышает объём, предусмотренный Контрактом. Ориентировочный объём отходов, оставшийся на объекте, после вывоза объёмов, предусмотренных Приложением N1 Контракта, составляет 114 (сто четырнадцать) м3.
Исх.12-ЛО от 20.12.2023 г Подрядчик сообщил Заказчику следующую информацию по объектам Рощинского лесничества: Рощинское лесничество. Цвелодубовское участковое лесничество. Квартал 30, выдел 17 (10 м3) и Рощинское лесничество. Цвелодубовское участковое лесничество. Квартал 62, выдел 22 - определить место положение строительных отходов не представляется возможным.
По Рощинскому лесничеству. Цвелодубовское участковое лесничество. Квартал 63, выдел 23,24 согласно Таблице 1 объём отходов, подлежащий транспортировке и утилизации на объекте составляет 23 м3. Согласно заключению ФГБОУ ВО СПбГАУ фактический объём отходов находящихся на данном участке составляет 188 м3.
В связи с несоответствием объёмов отходов более чем в 8 (восемь) раз, с объёмами, предусмотренными Приложением N1 к Контракту, Подрядчик не приступал к вывозу данного объекта.
Относительно Рощинское лесничество. Глебычевское участковое лесничество. Квартал 19, выдел 23 согласно Таблице 1 объем транспортировки и утилизации на объекте, составляет 72 м3. В процессе выполнения работ, после вывоза строительных отходов, в объёме предусмотренном Приложением N1 к Контракту, было выявлено, что на объекте под снежным покровом остаётся значительное количество отходов, при попытке их разбора появился ярко выраженный запах. Оставшиеся отходы не похожи по своей структуре на строительные отходы. На основании заключения ФГБОУ ВО СПбГАУ (Заключение по результатам исследования) ориентировочный объём отходов, оставшийся а объекте, после вывоза объёмов согласно картограмме составляет 114 (сто четырнадцать) м3. Так же, согласно Заключениюпо результатам исследования, отходы оставшиеся на участке (Рощинское лесничество. Глебычевское участковое лесничество. Квартал 19, выдел 23) относятся к "отходам производства и потребления: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)" и данный вид отходов не может является предметом конкурсных процедур в рамках 44-ФЗ.
Остальные виды работ в связи с неблагоприятными погодными условиями было делать невозможно (снятие грунта и др.), но в той части где это было Общество исполнило обязательства.
Учитывая указанные выше обстоятельства, действия Подрядчика не были направлены на умышленное уклонение от исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, намерений сорвать исполнение Контракта не имелось, Общество просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 27.12.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, Участник был уведомлен надлежащим образом.
Представитель Участника дополнительно пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы и Общество стремилось закончить и передать результат Заказчику;
- Участник просит обратить внимание, что задержка связанна с различными сложностями (которые в том числе не связанны с самим Участником);
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он реагировал на письма Заказчика, ответов на его письма не получал, что не свидетельствует о его намерении Участника выполнить работы некачественно и целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым отметить, что принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно окончание срока выполнения работ Исполнителем установленного в Контракте, в течение которого Заказчику не был передан результат по всем объектам на все виды работ, являющийся предметом Контракта в полном объеме.
Поскольку Участник не выполнил работы (например, по снятию загрязненного слоя почвы, которое осталось после заключения Дополнительного соглашения), чего не отрицал представитель Общества, то ссылки на данные обстоятельства, применительно к несогласию с односторонним отказом, не принимаются.
Тем не менее, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник исходя из последующих выводов настоящего решения.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник приступил к работам, вышел на объект, привлек соответствующих третьих лиц и заключил с ними договоры, начал исполнять работы по Контракту, проинформировал Заказчика о сложностях и необходимости его содействия, фиксируя свои действия документально с привлечением ФГБОУ ВО СПбГАУ, по ходу исполнения Контракта Заказчик не писал ему письма с претензиями, но стороны согласовали снятие ряда видов работ из-за неблагоприятных погодных условий, при возникновении рабочих вопросов Участник стремился согласовать возникшие ситуации о превышении объемов мусора, неоднократно просил содействия Заказчика и рассчитывал на дальнейшее, при этом Участник был заинтересован в выполнении оставшегося объема при наступлении благоприятного периода.
Тот факт, что между сторонами сложился гражданско-правовой спор по объемам работ, по мнению Комиссии, не является следствием желания Участника сорвать обязательства.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что Общество сталкивалось со сложностями, информировало о них Заказчика и пыталось исполнить обязательства, что, по мнению Комиссии, не свидетельствует о необходимости задействования ответственность в виде санкции о включении его в РНП.
2) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ИНЭТЕРНУМ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 17 января 2024 г. N 047/10/104-63/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024