Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Всеволожская клиническая межрайонная больница":
в отсутствии представителей от Заявителя, извещенные о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 264-ИП/24 от 14.01.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по аутсорсингу младшего медицинского персонала для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" в 2024 году".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 30.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 929 500,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводу жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что в порядке рассмотрения и оценки заявок для детализирующего показателя "Качество оказываемых услуг" установлены следующие шкала и требования:
"Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
Значение показателя |
Шкала оценки (баллы) |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки в отношении любой одной из двух составляющих оцениваемую характеристику технического предложения или предложение о качественной характеристике объекта закупки не представлено в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) |
0 баллов |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки в отношении любой одной из двух составляющих оцениваемую характеристику технического предложения, при этом предложение о качественной характеристике объекта закупки представлено в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) |
50 баллов |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки в отношении двух составляющих оцениваемую характеристику технического предложения, при этом предложение о качественной характеристике объекта закупки представлено в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) |
100 баллов |
В рамках детализирующего показателя "Качество оказываемых услуг" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса оказания услуг по аутсорсингу младшего медицинского персонала (далее - оказываемые услуги), его количественной и качественной характеристики (предложения о качестве оказываемых услуг), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении составляющих оцениваемую характеристику технического предложения: первая составляющая программы оказания услуг, вторая составляющая программы оказания услуг.
Оценка заявки участника конкурса по детализирующему показателю "Качество оказываемых услуг" определяется согласно представленному участником конкурса предложению о качественной характеристике объекта закупки в отношении установленных составляющих одной оцениваемой характеристики. Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Техническое предложение о качественной характеристике объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественной характеристике объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании Технического задания.
В случае, если услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, установленными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в том числе в рекомендуемой форме: "Участник закупки предлагает оказание услуг, являющихся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами".
Рекомендуемая форма "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки" * Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
|
*в случае предоставления сведений в форме, отличной от рекомендуемой - в составе заявки должны содержаться сведения, предусмотренные рекомендуемой формой.
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер оцениваемой характеристики предложения о качественных характеристиках. В графе 2 формы указывается наименование оцениваемой характеристики предложения о качественных характеристиках. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по установленным составляющим оцениваемой характеристики, указанной в графе 2 технического предложения о качественной характеристике объекта закупки.
Непредставление предложения участника конкурса о качественной характеристике объекта закупки с описанием установленных составляющих оцениваемой характеристики (программы оказания услуг) трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки".
Оцениваемая характеристика "программы оказания услуг" включает в себя описание первой составляющей:
описывающей положения о порядке обращения в организации с предметами ухода за больными, включающие в себя перечень способов, применяемых при обращении с предметами ухода за больными, описывающих порядок применения способов обращения с предметами ухода за больными с указанием минимум трех используемых в организации способов, порядок подготовки предметов ухода за больными к использованию, состоящий, помимо описания области применения предметов и основных положений порядка, так же из сведений о способах проверки целостности предметов ухода за больными, способов проверки их надлежащего внешнего состояния, описание перечня критериев, в соответствии с которыми производится выдача предметов ухода за больными на отделениях, описание перечня критериев, в соответствии с которыми производится сбор предметов ухода за больными на отделениях, включая описание процесса сбора предметов ухода за больными на отделениях, описание перечня критериев, в соответствии с которыми производится временное хранение и складирование предметов ухода за больными, включая описание процесса подготовки к временному хранению (складированию) предметов ухода за больными, описание порядка фиксации поступивших сведений о предметах ухода за больными с учетом указания соответствующей документации по учету, касающейся предметов ухода за больными, описание содержания документации по учету, касающейся предметов ухода за больными, с указанием видов заносимых в документы сведений, перечень критериев, в соответствии с которыми производится проверка качества санитарной обработки предметов ухода за больными (многоразового использования), с соответствующим описанием критерия и его применения в рамках обработки предметов ухода за больными, описание процесса санитарной обработки предметов ухода за больными, применяемого организацией при оказания услуг начиная с процесса подготовки к санитарной обработке предметов ухода за больными и заканчивая процессом проверки выполненной санитарной обработки, перечнем применяемых в организации средств санитарной обработки предметов ухода за больными, с характеристиками описывающими достоинства и недостатки применяемых в организации средств санитарной обработки предметов ухода за больными, а так же с описанием их совместимости с предметами ухода за больными, перечнем разработанных и предъявляемых в организации требований к определению подходящих средств санитарной обработки, описанием правил техники безопасности при взаимодействии в процессе оказания услуг со средствами санитарной обработки, включающими себя сведения о порядке применения первой помощи при взаимодействии в процессе оказания услуг со средствами санитарной обработки; описываюшей положения о деятельности по учету текущего санитарного состояния отделений, касающиеся сведений о порядке учета категорий пациентов, находящихся на лечении, а так же вновь поступивших пациентов, пациентов с плановой датой выписки, которым оказываются санитарные услуги в рамках обеспечения инфекционной безопасности, описывающие порядок действий при учете каждой из перечисленных категорий пациентов - в том числе порядок получения и занесения информации о каждом пациенте, с указанием источников получения сведений, подпадающих под учетные, методов обработки, методов сопоставления полученной информации, сведения о способах контроля полученной информации при формировании учета, с описанием применяемых способах контроля полученной информации, а так же видах ответственности организации в процессе и по результатам проведенного контроля полученной информации; описывающей методы влажной уборки при возникновении эпидемиологических ситуаций, с указанием периодичности влажной уборки территории (зоны уборки) в рабочую смену, указанием методов поддержания чистоты полов, стен, наименований видов документов, устанавливающих порядок оказания методов влажной уборки, указанием периодичности проведения генеральной уборки, с указанием видов нормативной документации, на основании которой производится дезинфекция полов; описывающей положения о правах организации, содержащие описание прав организации в процессе трудовой деятельности; положения, касающиеся ответственности организации (описывающие виды ответственности организации в процессе трудовой деятельности).
Оцениваемая характеристика "программы оказания услуг" включает в себя описание второй составляющей:
описывающей положения о уровне подготовки организации при обращении с медицинскими отходами, касающиеся обращения с медицинскими отходами начиная с непосредственно с мест образования медицинских отходов и заканчивая разработанными и принятыми в организации мероприятиями в соответствии со схемой перемещения отходов, описанием порядка обращения с отходами в зависимости от их расположения в месте образования (отходов), включая наименование и описание характеристик применяемых средств индивидуальной защиты при обращении с медицинскими отходами различных классов опасности для каждого места расположения (образования) отходов, перечень критериев, в соответствии с которыми производится подготовка к сбору медицинских отходов по каждому классу опасности медицинских отходов, с непосредственным описанием применяемых критериев в отношении каждого класса опасности медицинских отходов, перечень разработанных и применяемых в организации критериев по каждому классу опасности медицинских отходов, в соответствии с которыми производится непосредственный сбор медицинских отходов, с указанием мероприятий по охране труда, разработанных и применяемых в организации в процессе сбора в зависимости от класса опасности медицинский отходов, указанием сведений о наличии в организации должной подготовки (например пройденных программ подготовки) в обращении с медицинскими отходами различного класса опасности, указывающих непосредственно на наличие и уровень подготовки организации в рамках оказания услуг по сбору и транспортировке медицинских отходов, а так же на уровень обеспечения безопасности окружающей среды в рамках оказания услуг по сбору и транспортировке медицинских отходов каждого класса опасности с описанием принимаемых в организации мер обеспечения безопасности, описание принимаемых организацией мер дезинфекции и проверки герметичности упаковки, емкостей, предназначенных для транспортировки медицинских отходов, с указанием видов ответственности организации при обнаружении их дефектов, а так же описание критериев, в соответствии с которыми производится внеплановая локализация и удаление из окружающей среды попавших в нее медицинских отходов различных классов опасности; положения стандарта, описывающие порядок санитарной обработки поверхностей отделений - постов отделений, полов, стен и подоконников, электрооборудования, декоративных предметов интерьера, мебели, с описанием имеющихся у организации методов санитарной обработки соответствующих мест и предметов, описанием организации обработки различных загрязнений (начиная от мелких локальных загрязнений, заканчивая крупными загрязнениями) соответствующих мест и предметов.
Оцениваемые составляющие характеристики "программа оказания услуг", должны содержать полный объем установленных сведений (описания), подлежащий оценке в рамках предложения о качественной характеристике, включая наименование требуемой составляющей программы оказания услуг и соответствующее ей описание и не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании установленных оцениваемых сведений (описания) в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу.
Описание оказываемых услуг признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех сведений, установленных в составляющей характеристики "программа оказания услуг" и не противоречит требованиям конкурсной документации.
Описание оказываемых услуг признается представленным не в полном объеме, если предложение Участника не содержит описание всех сведений, установленных в составляющей характеристики "программа оказания услуг" и не противоречит требованиям конкурсной документации.
При формировании "Технического предложения о качественной характеристике объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а раскрыть данные требования/положения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств".
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Глава IV Положения "Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" предусматривает характеристики которые определяются и не определяется количественным значением, а также в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением.
С одной стороны, Заказчик использовал п. 22 Положения, о чем указано в извещении, с другой стороны, использовал шкалу оценки отличную от п. 23 Положения, которая единственно возможная при его использовании.
Из указанного порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что в рамках детализирующего показателя "Качество оказываемых услуг" участнику закупки присваивается 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, 50 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки в отношении любой одной из двух составляющих оцениваемую характеристику технического предложения, при этом предложение о качественной характеристике объекта закупки представлено в соответствии с требованиями, установленными в порядком оценки, а при отсутствии характеристики объекта закупки участнику закупки присваивается - 0 баллов.
Так порядком рассмотрения и оценки заявок установлено: "В рамках детализирующего показателя "Качество оказываемых услуг" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса оказания услуг по аутсорсингу младшего медицинского персонала (далее - оказываемые услуги), его количественной и качественной характеристики (предложения о качестве оказываемых услуг), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении составляющих оцениваемую характеристику технического предложения: первая составляющая программы оказания услуг, вторая составляющая программы оказания услуг".
При этом порядком рассмотрения и оценки заявок в отношении характеристики "программы оказания услуг" установлено:
"Оцениваемая характеристика "программы оказания услуг" включает в себя описание первой составляющей:
описывающей положения о порядке обращения в организации с предметами ухода за больными, включающие в себя перечень способов, применяемых при обращении с предметами ухода за больными, описывающих порядок применения способов обращения с предметами ухода за больными с указанием минимум трех используемых в организации способов, порядок подготовки предметов ухода за больными к использованию, состоящий, помимо описания области применения предметов и основных положений порядка, так же из сведений о способах проверки целостности предметов ухода за больными, способов проверки их надлежащего внешнего состояния, описание перечня критериев, в соответствии с которыми производится выдача предметов ухода за больными на отделениях, описание перечня критериев, в соответствии с которыми производится сбор предметов ухода за больными на отделениях, включая описание процесса сбора предметов ухода за больными на отделениях, описание перечня критериев, в соответствии с которыми производится временное хранение и складирование предметов ухода за больными, включая описание процесса подготовки к временному хранению (складированию) предметов ухода за больными, описание порядка фиксации поступивших сведений о предметах ухода за больными с учетом указания соответствующей документации по учету, касающейся предметов ухода за больными, описание содержания документации по учету, касающейся предметов ухода за больными, с указанием видов заносимых в документы сведений, перечень критериев, в соответствии с которыми производится проверка качества санитарной обработки предметов ухода за больными (многоразового использования), с соответствующим описанием критерия и его применения в рамках обработки предметов ухода за больными, описание процесса санитарной обработки предметов ухода за больными, применяемого организацией при оказания услуг начиная с процесса подготовки к санитарной обработке предметов ухода за больными и заканчивая процессом проверки выполненной санитарной обработки, перечнем применяемых в организации средств санитарной обработки предметов ухода за больными, с характеристиками описывающими достоинства и недостатки применяемых в организации средств санитарной обработки предметов ухода за больными, а так же с описанием их совместимости с предметами ухода за больными, перечнем разработанных и предъявляемых в организации требований к определению подходящих средств санитарной обработки, описанием правил техники безопасности при взаимодействии в процессе оказания услуг со средствами санитарной обработки, включающими себя сведения о порядке применения первой помощи при взаимодействии в процессе оказания услуг со средствами санитарной обработки; описываюшей положения о деятельности по учету текущего санитарного состояния отделений, касающиеся сведений о порядке учета категорий пациентов, находящихся на лечении, а так же вновь поступивших пациентов, пациентов с плановой датой выписки, которым оказываются санитарные услуги в рамках обеспечения инфекционной безопасности, описывающие порядок действий при учете каждой из перечисленных категорий пациентов - в том числе порядок получения и занесения информации о каждом пациенте, с указанием источников получения сведений, подпадающих под учетные, методов обработки, методов сопоставления полученной информации, сведения о способах контроля полученной информации при формировании учета, с описанием применяемых способах контроля полученной информации, а так же видах ответственности организации в процессе и по результатам проведенного контроля полученной информации; описывающей методы влажной уборки при возникновении эпидемиологических ситуаций, с указанием периодичности влажной уборки территории (зоны уборки) в рабочую смену, указанием методов поддержания чистоты полов, стен, наименований видов документов, устанавливающих порядок оказания методов влажной уборки, указанием периодичности проведения генеральной уборки, с указанием видов нормативной документации, на основании которой производится дезинфекция полов; описывающей положения о правах организации, содержащие описание прав организации в процессе трудовой деятельности; положения, касающиеся ответственности организации (описывающие виды ответственности организации в процессе трудовой деятельности).
Оцениваемая характеристика "программы оказания услуг" включает в себя описание второй составляющей:
описывающей положения о уровне подготовки организации при обращении с медицинскими отходами, касающиеся обращения с медицинскими отходами начиная с непосредственно с мест образования медицинских отходов и заканчивая разработанными и принятыми в организации мероприятиями в соответствии со схемой перемещения отходов, описанием порядка обращения с отходами в зависимости от их расположения в месте образования (отходов), включая наименование и описание характеристик применяемых средств индивидуальной защиты при обращении с медицинскими отходами различных классов опасности для каждого места расположения (образования) отходов, перечень критериев, в соответствии с которыми производится подготовка к сбору медицинских отходов по каждому классу опасности медицинских отходов, с непосредственным описанием применяемых критериев в отношении каждого класса опасности медицинских отходов, перечень разработанных и применяемых в организации критериев по каждому классу опасности медицинских отходов, в соответствии с которыми производится непосредственный сбор медицинских отходов, с указанием мероприятий по охране труда, разработанных и применяемых в организации в процессе сбора в зависимости от класса опасности медицинский отходов, указанием сведений о наличии в организации должной подготовки (например пройденных программ подготовки) в обращении с медицинскими отходами различного класса опасности, указывающих непосредственно на наличие и уровень подготовки организации в рамках оказания услуг по сбору и транспортировке медицинских отходов, а так же на уровень обеспечения безопасности окружающей среды в рамках оказания услуг по сбору и транспортировке медицинских отходов каждого класса опасности с описанием принимаемых в организации мер обеспечения безопасности, описание принимаемых организацией мер дезинфекции и проверки герметичности упаковки, емкостей, предназначенных для транспортировки медицинских отходов, с указанием видов ответственности организации при обнаружении их дефектов, а так же описание критериев, в соответствии с которыми производится внеплановая локализация и удаление из окружающей среды попавших в нее медицинских отходов различных классов опасности; положения стандарта, описывающие порядок санитарной обработки поверхностей отделений - постов отделений, полов, стен и подоконников, электрооборудования, декоративных предметов интерьера, мебели, с описанием имеющихся у организации методов санитарной обработки соответствующих мест и предметов, описанием организации обработки различных загрязнений (начиная от мелких локальных загрязнений, заканчивая крупными загрязнениями) соответствующих мест и предметов.
Оцениваемые составляющие характеристики "программа оказания услуг", должны содержать полный объем установленных сведений (описания), подлежащий оценке в рамках предложения о качественной характеристике, включая наименование требуемой составляющей программы оказания услуг и соответствующее ей описание и не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании установленных оцениваемых сведений (описания) в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу.
Описание оказываемых услуг признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех сведений, установленных в составляющей характеристики "программа оказания услуг" и не противоречит требованиям конкурсной документации.
Описание оказываемых услуг признается представленным не в полном объеме, если предложение Участника не содержит описание всех сведений, установленных в составляющей характеристики "программа оказания услуг" и не противоречит требованиям конкурсной документации.
При формировании "Технического предложения о качественной характеристике объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а раскрыть данные требования/положения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств".
По сути, Заказчик, для получения максимального количества баллов, требует от каждого потенциального участника закупки предоставить описание одной характеристики "программы оказания услуг", которая в свою очередь состоит из множества характеристик, таких как: порядок обращения в организации с предметами ухода за больными, порядок подготовки предметов ухода за больными к использованию, описание перечня критериев, в соответствии с которыми производится, выдача предметов ухода за больными на отделениях, описание перечня критериев, в соответствии с которыми производится сбор, предметов ухода за больными на отделениях и тд.
Проанализировав порядок оценки, Комиссия пришла к выводу, что установленная шкала оценки не могла быть применена Заказчиком на основании п. 22 Положения поскольку само по себе описание того, как будет выполняться выполнять работы или оказывать услуги (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает такой качественной характеристикой, что не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта.
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что описания условия исполнения контракта в соответствии со всеми требованиями о том, как будут оказываться услуги, не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Само по себе многостраничное описание как потенциальный участник будет выполнять работы или оказывать услуги не имеет значение, поскольку закупка проводится для удовлетворения нужд Заказчика, а качество товара, услуг, работ определяется контрактом.
Более того, Комиссия считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
С использованными формулировками извещения, Ленинградскому УФАС России и потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4.Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 января 2024 г. N 047/06/42-85/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024