Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области Кингисеппская межрайонная больница им. П.Н. Прохорова:
от Заявителя - ОАО "Медтехника-1":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 270-ИП/24 от 12.01.2024) на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса услуг по обеспечению работоспособности и безопасной эксплуатации медицинской техники в 2024 году.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 27.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 996 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной систем члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержат документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из содержания жалобы следует, что закупочной комиссией неправомерно было принято решение о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.01.2024 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ)
Обоснование причины отклонения
Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Обоснование: 1. В части "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ" отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям установленным Извещением об осуществлении запроса котировок в электронной форме. 2. В Заявке Участника закупки и Аккредитационных документах Участника закупки (Информация и документы об участнике из ЕРУЗ) отсутствуют сведения и документы, подтверждающие полномочия лица действующего от имени Участника закупки".
По мнению Заявителя, такое отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим, несоответствующим нормам Закона о контрактной системе.
Рассмотрев доводы жалобы, а также направленные Заявителем дополнительные пояснения к жалобе, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия пришла к выводу об обоснованности доводов подателя жалобы на основании следующего.
Комиссия, проанализировав извещение об осуществлении закупки, а также электронные документы, являющиеся приложениями к данному извещению, установила, что заказчиком применен следующий код ОКПД2 - 33.13.12.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях".
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком установлено требование к наличию разрешительных документов исполнителя:
"Исполнитель должен иметь следующие разрешительные документы:
1.1. Лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункт 17 части 1 статьи 12; Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 г. N2129).
Техническое обслуживание следующих групп медицинской техники потенциального риска применения:
класса 2а
1) вспомогательные и общебольничные медицинские изделия;
2) стоматологические медицинские изделия;
3) анестезиологические и респираторные медицинские изделия (мониторы, системы мониторирования анестезиологические, респираторные);
4) сердечно-сосудистые медицинские изделия (медицинские изделия для определения физиологических параметров, картирования сердца, мониторы, системы мониторирования кардиологические и сопутствующие изделия);
5) офтальмологические медицинские изделия;
6) медицинские изделия для оториноларингологии;
7) физиотерапевтические медицинские изделия;
8) гастроэнтерологические медицинские изделия.
класса 2б
1) сердечно-сосудистые медицинские изделия (за исключением медицинских изделий для определения физиологических параметров, картирования сердца, мониторов, систем мониторирования кардиологических и сопутствующих изделий);
2) анестезиологические и респираторные медицинские изделия (за исключением мониторов, систем мониторирования анестезиологических, респираторных);
В случае, если Исполнитель не переоформил лицензию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129
Лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники с указанием видов оказываемых услуг:
- монтаж и наладка медицинской техники;
- контроль технического состояния медицинской техники;
- периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
- ремонт медицинской техники".
Комиссия установила, в обосновании отклонения заявки подателя жалобы комиссия Заказчика указывает на то, что в составе заявки участника в части "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ" отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям установленным Извещением об осуществлении запроса котировок в электронной форме.
Проанализировав документы в составе заявки подателя жалобы, Комиссия установила, что участником приложены лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники и выписка из реестра лицензий (Регистрационный номер лицензии: Л016-00110-77/00563749).
Комиссией установлено, что согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses), ОАО "Медтехника-1" обладает соответствующей лицензией. В связи с чем, отклонение заявки по данному основанию является ненадлежащим и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Также в обоснованиях отклонения заявки комиссия Заказчика указывает, что в заявке участника и аккредитационных документах участника закупки (Информация и документы об участнике из ЕРУЗ) отсутствуют сведения и документы, подтверждающие полномочия лица действующего от имени участника закупки.
Из пояснений представителя Заказчика следует: "В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Федерального закона от 26 Декабря 1995 г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный Директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право действовать от имени ОАО "Медтехника-1" без доверенности, является только генеральный директор Звонов Евгений Владимирович. Таким образом, только генеральный директор ОАО "Медтехника-1" Звонов Е.В. на дату возникновения спорных правоотношений имел право действовать от имени ОАО "Медтехника-1" без доверенности.
Несмотря на вышесказанное, Заявителем была подана заявка представителем ОАО "Медтехника-1". При этом, электронные документы Заявителя подписаны электронной подписью лица, не являющегося единоличным исполнительным органом общества на момент подачи заявки. Также в составе заявки отсутствовали полномочия на представителя ОАО "Медтехника-1" Леонову Л.М".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что перечень информации и документов, которые должны предоставляться участником закупки в составе заявки, приведены в частях 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Проанализировав перечень информации и документов, которые должны предоставляться участником закупки в составе заявки, в соответствии с ч. 1 и ч. 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, Комиссия не установила наличия среди данного перечня требование о предоставлении документов, подтверждающих полномочия лица действующего от имени участника закупки.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В составе извещения об осуществлении закупки, требования о предоставлении документов, подтверждающих полномочия лица действующего от имени участника закупки или предоставлении доверенности отсутствует.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что подобное отклонение заявки также является ненадлежащим и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В возражениях на доводы жалобы представитель Заказчика также обращает внимание на то, что в составе заявки Заявителя отсутствует решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, что, по мнению Заказчика, не соответствует требованиям извещения и подпункта "м" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Комиссия не принимает данный довод во внимание, поскольку анализ заявки показал, что решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки в заявке подателя жалобы содержится.
Проанализировав Протокол от 11.01.2024, Комиссия выявила, что в нем комиссия Заказчика не указывает данного основания отклонения заявки Заявителя, а также не раскрывает причины непринятия комиссией данного документа.
Более того, Комиссия отмечает, что отсутствие в Протоколе обоснования решения об отклонении заявки в рассматриваемой закупке не позволяет участникам определить правомерность действий комиссии и препятствует участникам закупки надлежащим образом обжаловать действия комиссии, поскольку делает невозможным заявить конкретные возражения по признанию заявки не соответствующей на участие в закупке (аналогичные выводы указаны в Постановлении 13 Арбитражного апелляционного суда по делу А56-54327/2022).
В материалы дела Заявителем также приобщены дополнительные доводы к жалобе, из которых следует, что конкурсной комиссией неправомерно было принято решение о признании заявки победителя соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, поскольку статус лицензии на техническое обслуживание медицинских изделий победителя рассматриваемого запроса котировок ООО "Ориент" прекращен.
Проанализировав документы в составе заявки победителя, Комиссия установила наличие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses), лицензия, представленная ООО "ОРИЕНТ" на техническое обслуживание медицинских изделий (Регистрационный номер лицензии: Л016-00110-77/00564674), прекращена (N 9896 от 29.12.2023), следовательно, принятие конкурсной комиссией подобного документа неправомерно.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, представленные в составе заявки победителя, рассмотрены и приняты конкурсной комиссией неправомерно, ввиду чего, в действиях комиссии Заказчика усматривается нарушение пп. а) пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем согласно информации, размещенной в ЕИС, по итогам закупки с победителем заключен контракт N 0345300036123000224 от 16.01.2024.
При таких обстоятельствах у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Медтехника-1" обоснованной;
2. Признать в действиях закупочной комиссии нарушение пп. а) пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку по результатам настоящей закупки заключен контракт;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 января 2024 г. N 047/06/50-93/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024