Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "Альянс Плюс" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (лот 3) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка) (извещение N 0148200005423000962 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
11.01.2024 на Официальном сайте размещена жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
На заседание Комиссии от Заявителя поступил отзыв жалобы вх. N 1299-ЭП/24 от 17.01.2024, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией до принятия решения по существу доводов жалобы.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, Уполномоченного ораган, ненадлежащим образом установивших положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 20.12.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 143 773 462,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 12.01.2024;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников, 2 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводам обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены положения Описания объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка перчаток медицинских (лот 3) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка).
Согласно извещению, Заказчиком к поставке необходим, в том числе товар "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные".
По мнению Заявителя, Заказчиком не установлены требования о конкретном материале перчаток.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Материал необходимых к поставке перчаток в Извещении указан однозначно и позволяет определить потребность Заказчика.
Согласно п.3.3 Методических рекомендаций для использования перчаток медперсоналом МР 3.5.1.0113-16:
В зависимости от материала, из которого они изготовлены, медицинские перчатки могут быть двух типов:
перчатки из натурального каучукового латекса (латексные перчатки);
перчатки из синтетических полимеров (синтетические перчатки).
Под натуральным каучуковым латексом, как раз и понимается латекс гевеи. Как верно указал в своей жалобе Заявитель - "Гевея -вечнозеленое растение, самым известным представителем которого является гевея бразильская - источник каучука"
Из каучука, полученного из гевеи и производят перчатки с материалом - натуральный латекс.
Согласно и.4.7 МР 4.7. При выборе материала медицинских перчаток следует учитывать его свойства. Натуральный латекс обладает выраженной эластичностью и прочностью, что обеспечивает высокие барьерные свойства латексных перчаток".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления наименования товара подобным образом не вводят участников закупки в заблуждение и не противоречат требования Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по позициям для каждого Заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что в закупке учувствуют 75 учреждений здравоохранения.
К поставке требуются, в том числе "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные".
В структурированной форме извещения о проведении Аукциона Заказчиками установлены требования для поставляемых товаров.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Обращаем внимание комиссии, что обжалуемая закупка, является централизованной. При формировании Извещения, Заказчиком размещено Описание объекта закупки, на основании потребности каждого учреждения".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков в части установления требований для поставляемых товаров подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены сроки исполнения Контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В структурированной форме Заказчиком для товаров "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено требование "Размерый ряд: 6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0".
Согласно приложению N 2 к Контракту Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Период направления заявок: начало: 0 дн. от даты заключения контракта, окончание: 02.12.2024 (МСК);
Срок начала поставки товара Поставщиком*: Дата направления заявки;
Срок окончания поставки товара Поставщиком*: 5 раб. дн. от даты направления заявки".
Согласно Техническому заданию, Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Поставка Товара осуществляется Поставщиком в соответствии с пунктом 3.1. Контракта в сроки, указанные в разделе "График выполнения обязательств по контракту" приложения 2 к Контракту, по заявке Заказчика, которая направляется Поставщику предварительно за 5(пять) рабочих дней до дня поставки. В заявке стороны определяют ассортимент, количество товаров в партии товара. Заявка оформляется посредством системы ПИК ЕАСУЗ. Количество направляемых заявок составляет от 0 шт. до 100 шт. в неделю за весь период исполнения контракта. Минимальный объем заявки составляет 1 Пара (2 шт.) товара из указанного перечня, максимальный - 185080 Пара (2 шт.)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заказчиком установлен широкий диапазон размеров в полном и четком соответствии с положениями ГОСТа Р 52238-2004, но при этом, в Описании объекта закупки не использованы все возможные показатели размеров перчаток.
Также, согласно п. 4.2. Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16: перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в#? соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор перчаток по размеру.
Согласно п.3.8 МР 3.8. Медицинские перчатки различаются по размерам. Шкала размеров для хирургических перчаток включает 10 стандартных размеров - от 5,0 до 9,5.
П.4.18 МР - с целью обеспечения удобства и точности при работе в перчатках необходимо правильно подбирать перчатки по размеру.
Заявителем верно отмечено в составе жалобы, что закупка проводится для 74 лечебнопрофилактических учреждений.
На этапе формирования Извещения и характеристик объекта закупки, как раз и была учтена потребность медицинских учреждений.
Заказчик, руководствуясь потребностью ЛПУ и актами системы национальной стандартизации, устанавливает требование к размерам перчатки, при этом, не обязывает участников аукциона иметь товар в наличии на момент подачи заявки.
Размерный ряд, необходимый Заказчику является стандартным и на данный момент, на ранке медицинских изделий существует широкий круг производителей, готовых предложить товар с установленным размерным рядом".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления сроков исполнения Контракта подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлены требования к поставляемым товарам в структурированной форме извещение.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в структурированной форме извещения установлено, в том числе следующее:
Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные |
22.19.60.113-00000001 |
|
|
Пара (2 шт.) |
42.55 |
42.55 |
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления характеристик поставляемого товара вводит участников закупки в заблуждение, так как не представляется возможным определить конкретную потребность Заказчика и заполнить заявку на участие закупки должным образом, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, допущенные нарушения в структурированной форме извещения влияют на порядок исполнения обязательств по контракту, могут быть применены не в равной степени ко всем участникам закупки.
Вместе с тем, представитель Уполномоченного органа не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в структурированной форме извещения установлены требования для товаров "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", в том числе следующие:
- по показателю "Усилие при разрыве" установлено значение " 12.5";
- по показателю "Удлинение при разрыве" установлено значение " 700";
- по показателю "Усилие, необходимое для достижения удлинения на 300% (до ускоренного старения)" установлено значение " 2".
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчикам, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Материалы дела от 23.01.2024 N 050/06/99-698/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 января 2024 г. N 050/06/99-698/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024