Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Медторг" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку расходных материалов для стерилизации (упаковка) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка) (извещение N 0148200005423000979 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчиков при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 27.12.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 91 453 728,53 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 17.01.2024;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, не внесены соответствующие изменения после ответа на запрос о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный на Официальном сайте, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием Официального сайта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает на Официальном сайте разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
1) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 15.01.2024 N РИ1, согласно которым:
"Запрос: 1. В позициях 513, 648, 993 не указана единица измерения длины пакета.
2. В позициях 535, 804, 920, 921, 1066 единица измерения ширины рулона указана "метр". Данная единица измерения не корректна для данной характеристики.
3. В позиции 921 единица измерения длины рулона указана "Миллиметр". Данная единица измерения не корректна для данной характеристики.
4. В позиции 779 указана характеристика "Количество слоев пленки-ламината, мкм, 5". Данная характеристика не измеряется в мкм.
5. В позиции 54 в характеристике "Плотность бумаги г/м2" указана единица измерения - штука. Необходимо удалить противоречащие единицы измерения.
6. В позициях 919, 1052 не указана единица измерения "Прочност соединения термошва". А значение характеристики -> = 1,5 / >=15 не позволяют понять требования Заказчика.
7. В позиции 174 в характеристике "Сопротивление продавливанию" не указана единица измерения.
8. В позиции 4, 88, 134, 690, 768, 867, 935, 937 не указаны единицы измерения "Срока сохранения стерильности изделий после стерилизации"
9. В позиции 253 единицы измерения "Срок сохранения стерильности изделий после стерилизации" указаны - Миллион пассажиро-место-миль. Необходимо привести единицы измерения в соответствии с требуемой характеристикой.
10. В позициях 175, 187 не указаны единицы измерения ширины складки.
11. Требование "Изготовлены из прозрачной многослойной полимерной пленки голубого цвета" является грубейшим нарушением действующего законодательства. Цвет пленки не является функциональной характеристикой, не влияет на ее потребительские свойства и никак не отражается при ее использовании. Чем, например, пленка зеленого цвета не подходит? Это является избыточным требованием к описанию объекта закупки, что подтверждается стопроцентной практикой ФАС. При этом наличие товара нескольких производителей не отменяет того, что Заказчик излишне детализировал технические характеристики, тем самым ограничивая количество участников.
Ответ: Будут внесены изменения".
Комиссией установлено, что Заказчиком в структурированную форму не внесены соответствующие изменения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Заказчик добросовестно исполнил данные участнику разъяснения, а именно: опубликовал изменения в ЕАСУЗ. Однако, по независящим от Заказчика причинам, данные разъяснения не были синхронизированы между ЕАСУЗ, ЕИС и автоматизированной электронной площадкой "РТС-тендер".
Заказчиком были предприняты меры к добросовестному исполнению данных участнику разъяснений - Заказчик обращался в техническую поддержку ЕАСУЗ, так и "РТС-тендер", однако, данные обращения остались без изменения".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не внес соответствующие изменения в структурированную форму извещения.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 15.01.2024 N РИ1, согласно которым:
"Запрос: 12. Согласно данным Росздравнадзора, возможность применения бумажных пакетов, требуемых в позициях 2, 4, 6, 15, 20, 22 -27, 35-37, 43-59, 61-64, 85-96, 103-108, 126-134, 138, 139, 155, 161-168, 175-178, 181-186, 202-217, 229, 237, 239, 241-248, 250 - 1169 в режиме стерилизации в 200°С, не указано ни в одной инструкции по применению бумажных пакетов, зарегистрированных на территории РФ. Требуем внести изменения в ТЗ и изменить режим воздушной стерилизации до 180 °С. В случае отказа от внесения изменений в аукционную документацию, будем вынуждены обратиться с жалобой в УФАС с требованием предоставить РУ и инструкции от двух производителей упаковочного материала для стерилизации, где будет четко прописан режим стерилизации 200°С.
Ответ: Действующее законодательство не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. В технических характеристиках указаны лишь общепринятые требования к рассматриваемому товару с указанием на параметры с учетом специфики работы и потребности Заказчика. Требованиям технического задания по всем позициям отвечает продукция различных производителей. Воздушная стерилизация происходит при трех режимах: 160 градусов-150 минут, 180 градусов-60 минут, 200 градусов - 30 минут. Режимы выбираются лечебным учреждением самостоятельно в зависимости от потребности и в соответствии с таблицей 4.3 раздела 4 Методических указаний по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения (утв. Минздравом России 30.12.1998 N МУ-287-113) У Заказчика имеется оборудование, которое способно функционировать при всех трех режимах и Заказчиком применяются все режимы стерилизации в том числе режим 200 градусов - 30 минут. Требование понизить показатель по режиму применения пакетов не отвечает потребности Заказчика".
На заседании Комиссии представитель Заявителя направил ходатайство об отзыве довода, согласно которому:
"Заявитель согласен с ответом заказчика на запрос. В связи с чем данная часть положений о закупке не обжалуется заявителем".
Изучив документы и сведения, а также ходатайство Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования для поставляемых товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В структурированной форме извещения Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе для товара "Упаковка для стерилизации, одноразового использования" по показателю "Сопротивление разрыву в поперечном направлении, мН" установлено значение "? 650"; по показателю "Сопротивление разрыву в продольном направлении, мН" установлено значение "? 600"; по показателю "Прочность соединения термошва, Н/мм" установлено значение ">= 1,5 / >=15"; по показателю "Сопротивление продавливанию" установлено значение "? 330".
Аналогичным образом установлены требования в отношении других характеристик.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка расходных материалов для стерилизации (упаковка) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в структурированной форме извещения для товара "Упаковка для стерилизации, одноразового использования" установлен код КТРУ 32.50.50.190-00000337 "Упаковка для стерилизации, одноразового использования".
Согласно сведениям Официального сайта, для вышеуказанного кода КТРУ не предусмотрены характеристики товара.
Кроме того, Заказчиком в структурированной форме извещения установлено, в том числе следующее:
"Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге:
В связи с тем, что информация описания товара, работы, услуги по КТРУ отсутствует, и не позволяет точно определить качественные, количественные характеристики закупаемого товара, в описании объекта закупки указана информация исходя из характеристик, которым должен отвечать конкретный закупаемый товар и которая является значимой для Заказчика".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления характеристик для поставляемого товара и обоснования установленных характеристик не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медторг" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчикам, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений
4. Передать материалы дела от 22.01.2024 N 050/06/105-1098/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 22 января 2024 г. N 050/06/105-1098/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024